Урок № 33 Дата ___________ Конспект урока по чтению 4 класс.
Тема: По К. Ушинскому «Бодливая корова».
Цель: Ознакомление с содержанием рассказа К. Ушинского «Бодливая корова».
Задачи:
- совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность); закрепить умение читать выборочно, пересказывать;
- развивать умение отвечать на вопросы находить ответы на них в тексте; пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: учебник, предметные картинки о школе.
Ход урока.
I. Оргмомент.
1. Психологический настрой.
2. Готовность к уроку.
- Правила посадки, проверка готовности рабочего места.
II. Речевая разминка.
1. Артикуляционная гимнастика.
2.Учись отчётливо произносить звуки.
Сок-сок-сок,
сок-сок-сок –
Носок,
висок и волосок.
Сок-сок-сок, сок-сок-сок –
Бросок, басок и голосок.
Са-са-са, са-са-са –
Сахар, сало, колбаса.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы начинаем новый раздел учебника. Прочитайте его название.
- Как вы думаете, о ком мы будем читать?
- Сегодня на уроке познакомимся с рассказом К. Ушинского. «Бодливая корова».
V. Работа над новым материалом.
1.Рассказ учителя об авторе.
Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле в семье отставного офицера, мелкопоместного дворянина. Детство он провел на Украине, в маленьком городке Новгород - Северске и учился в тамошней гимназии.
После гимназии Ушинский учился в Московском университете. Окончив университет, стал учителем. Сначала он работал в Ярославле, потом его назначили преподавать русскую словесность- так тогда называли уроки русского языка и литературы- в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты. Когда Ушинский начал преподавал в Гатчинском институте, то обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы. То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели потом, где воспитывались дочери дворян.
Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было действительно трудно. Учебники были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.
Ушинский составил 2 учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно и очень интересно. В своих книгах Ушинский поместил сказки- некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам. Константин Дмитриевич сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях- об их занятиях и играх. Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира. А самое главное - они открывали самую большую тайну: в чем радость и счастье человека.
2. Первичное чтение рассказа учителем.
- О ком говорится в рассказе?
2. Чтение рассказа по цепочке.
Физминутка.
3. Жужжащее чтение.
4. Работа по вопросам учебника.
Работа по парам. Один ученик по парте, задает вопрос, другой - отвечает.
- стр.55 .
4гр. – повторение букв, чтение слогов.
Физминутка для глаз (презентация).
V. Закрепление нового материала.
1.Выборочное чтение.
- А сейчас вы выполните задание к прочитанному рассказу. Вам необходимо найти и зачитать в тексте те предложения, которые являются ответами на следующие вопросы:
- Найдите в тексте, какая была корова? (Была у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда! А какая была увертливая да прыткая!)
- Как зовут девочку в рассказе К.Д.Ушинского «Бодливая корова»? (Девочку зовут Феня)
- Кто такой Серко в рассказе Ушинского «Бодливая корова»? (Серко-собака)
- Найдите в тексте описание волка. (Шея неповоротливая, хвост палкой, морда понурая и глаза блестят).
- Чему обрадовался отец в конце рассказа? (Порадовался тогда отец, что не отпилил корове рогов).
- Что сделала Феня с испуга, когда увидела волка? (Феня вскочила, прижалась к вербе, обхватило дерево обеими руками).
- Что сделала корова с Феней и теленком? (Корова их обоих задом к дереву прижала).
- Правильно ли поступил казак, когда увидел происходящее? Почему?
- Найдите описание действий коровы, когда она «сражалась» с волком? (Корова прижала Феню и теленка задом к дереву, голову наклонила, ревет, передними копытами землю роет, а рога-то прямо волку выставила).
- Что произошло с волком, когда он увидел, что люди бегут. (Как увидел волк, что люди бегут, унялся, огрызнулся еще раз, два, завыл, да и в лозняк.)
- Что кричала девочка, когда звала на помощь?(Ратуйте, кто в бога вируе, ратуйте!)
2. Работа с читательским дневником.
Пословица : «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Главная мысль рассказа Ушинского «Бодливая корова» заключается в том, что никогда не следует принимать поспешных решений. Хозяин бодливой коровы хотел отпилить ей рога, да не успел этого сделать. А корова, сохранившая острые рога, вскоре спасла дочь хозяина и своего теленка от свирепого волка.
4гр.- работа с кассой букв (составить из слогов слова к картинкам).
VI. Д/З. стр. 54-55.
VII. Подведение итогов урока.
- Как называется рассказ, с которым познакомились на уроке?
- Кто автор?
- Выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.