Урок (5 класс)
Тема: Ф.Абрамов «Из рассказа Олены Даниловны».
Цель урока : Знакомство с новым литературным произведением и биографией Ф.Абрамова.
Задачи. Образовательные :
1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя Ф.Абрамова.
2. Познакомить с рассказом Ф.Абрамова. «Из рассказов Олены Даниловны».
3. Обучить анализу литературного произведения.
Развивающие:
1. Развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев обобщать, делать выводы.
2. Формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образа (слайды)
3. Обогащать словарный запас по теме «Церковно – славянская лексика».
4. Формировать навык правильного и выразительного чтения.
Воспитательные:
1.Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям:
Умение сострадать и сопереживать. Умение проявлять заботу о
животных. Воспитывать уважение к пожилым людям.
Физминутка.
-Здравствуйте, ребята! Я рад новой встрече с вами. Сядьте правильно, следите за своей осанкой. Покажите, как надо сидеть за партой.
- Сейчас я проверю вашу собранность, которая необходима сегодня нам на уроке
Мозговая разминка (СЛАЙД 2)
- Солнце светит или греет? (И светит, и греет)
- Капуста-ягода или фрукт? (Овощ)
- Бабочка бегает или летает? (Летает)
- Сейчас осень или зима? (Весна)
-А теперь давайте подготовим себя к работе, проведем речевую разминку.
- Повторяйте хором за мной. (СЛАЙД 3)
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
2. Проверка домашнего задания.
Что было задано на дом ? Э.Асадов. «Дачники».
- О чем говориться в 1-ой части стихотворения?
- Как читаем 1-ю часть? Почему?
- О чем говориться во 2-ой части. Как читаем её?
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
- Какой вывод мы делаем? (Мы в ответе за тех кого приручили…» (Антуана де Сент-Экзюпери (1900 — 1944) «Маленький принц») (СЛАЙД 4 )
Подведение итогов проверки домашнего задания.
3. Актуализация знаний по теме «О животных».
- Какой раздел вы изучаете? «О животных»
Сообщение темы и задач урока. Сегодня вы познакомитесь с произведением, в котором рассказывается о хороших и добрых людях. Будете оценивать поступки героев, высказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. Правильно и выразительно читать. Узнаете ,что надо заботиться о животных. Вспомните ,что должны проявлять уважение к пожилым людям.
- Запишем тему урока «Ф. Абрамов. «Из рассказов Олены Даниловны» (СЛАЙД 5 )
4. «Открытие новых знаний».
Цель: формирование умения работать в паре, самостоятельно, умения выстраивать монологическую речь.
Знакомство с писателем.
-Посмотрите на портрет писателя. Какие у него глаза? (СЛАЙД 6)
Каким он вам кажется человеком?
О писателе.
- Федор Александрович Абрамов – известный русский писатель – родился в деревне Верколе Архангельской области, на реке Пинеге, в обычной крестьянской семье. Отец умер, когда мальчику было два года. После школы поступил в Ленинградский университет. После трёх лет обучения в университете ушёл на фронт. На фронте был ранен и вернулся обратно в Ленинград. Здесь его ждали тяжёлые годы блокады. (Блокада — это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как враг никого не пропускает в осаждённый город и не выпускает из него).
После войны он закончил учёбу в университете.
Все свои произведения он посвятил простым русским людям. Писал о деревне, о жизни простых людей, о горестях, радостях и трудностях их жизни и конечно о родной северной природе.
- А кто назовёт основную мысль рассказа Фёдора Абрамова «Из рассказов Олёны Даниловны». (по названию)
- Почему вы не смогли ответить на этот вопрос? Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (прочитать)
6. Чтение рассказа учителем. Я сейчас прочитаю рассказ Слушайте как надо правильно и выразительно читать
Подумайте над вопросом:
- Можно ли ее назвать колдуньей?
- Каким колдовством приманивала Олена Даниловна животных и птиц к своему дому?
Словарная работа. (СЛАЙД 7)
1) Неказистый – некрасивый, непривлекательный.
2) Благодать – что – то, вызывающее восхищение, восторг.
3) Пернатая мелочь – небольшие птицы.
4) Индивидуалист – один.
5) Ольшанина – дерево ольха.
6) Лоза (стебель) пахучего жасмина -вьющееся растение, вечнозеленый кустарник.
7) Льняных волос – сочетание жёлтого, белого и серого цветов.
8) Божья тварь – птички.
9) Тучная – полная, высокая
10)Усадьба – дом, постройки около дома и земельный участок 11)Бессловесная тварь - о животных, лишённые речи, не умеющие говорить.
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 8) (Зарядка для хороших ребят)
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
-Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 3 раза.
7. Подготовительное чтение «про себя». (жужжащее чтение)
8. Чтение по цепочке
9. Работа по содержанию
- Характеристика Олены Даниловны. (СДАЙД 8)
(выберете прилагательные характеризующие Олену Даниловну)
равнодушная
добрая
злая
аккуратная
заботливая
грустная
злая
ворчливая
Запись в тетрадь.
- Какие птицы живут у Олены Даниловны? (СЛАЙД 10)
Запись в тетрадь.
- Какие звери живут у Олены Даниловны? Как их зовут? (СЛАЙД 11)
Запись в тетрадь.
10. Домашнее задание: Стр. 189 – 191, читать. Ответить на вопросы. (СЛАЙД 12)
11. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Сегодня вы хорошо поработали. Познакомились с биографией Ф.Абрамова и с его рассказом
Оценивали поступки героев, анализировали ,обобщали, делали выводы.
Выяснили ,что надо с уважением относиться к пожилым людям.
Вспомнили, что животные нуждаются в нашей постоянной заботе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.