|
|
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 5»
г. Чебоксары Чувашской Республики
На конкурс «Создание образовательных
условий для детей с ОВЗ»
АУ «Центр мониторинга и развития
образования» города Чебоксары
Конспект занятия по теме «Моя семья»
с детьми, имеющими
интеллектуальные нарушения
Номинация: методическая разработка
Автор работы: Ширинкина Евгения Юрьевна,
учитель-дефектолог
г. Чебоксары
ноябрь
2022 года
Конспект воспитательного мероприятия по тематике духовно – нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (с наглядностью).
Класс: 2 (обучающиеся с легкой умственной отсталостью).
Тема: «Моя семья»
Цель: формирование у учащихся понятия «семья», воспитание чувства вежливости, доброжелательности, уважения в семье, формирование духовных, нравственных и положительных черт у обучающихся.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формировать понятие «семья»;
- учить правильно называть всех членов семьи;
- развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе;
- развивать коммуникативные навыки детей (умение выразить свои желания).
Коррекционно-развивающие:
- развитие внимания, мышления, наблюдения, анализа, сравнения, обобщения;
- развивать коммуникативные навыки детей (умение выразить свои желания);
- развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать понятие «семья»;
- учить правильно называть всех членов семьи;
- воспитывать взаимоуважение, дружелюбия, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
- развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе.
Формируемые базовые учебные действия:
Познавательные, личностные и коммуникативные: воспитание взаимоуважения, дружелюбия, взаимопонимания.
Ожидаемый результат:
- формирование представлений о семье
- развитие познавательных, личностных и коммуникативных качеств
- воспитание вежливости, доброжелательности, поддержки, духовных и нравственных черт характера.
Оборудование и материал: картинки с изображением кота, компьютер, интерактивная доска или проектор, картинки с изображением членов семьи, карточки «как можно помочь членам семьи», выставка фотографий членов семьи, мяч, ватман, фломастеры.
Конспект занятия
Этапы занятия, продолжительность |
Задачи |
Деятельность педагога |
Примерная деятельность обучающегося |
Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности |
Результат |
1. Организационный момент, 5 мин. |
Заинтересовать, обратить внимание обучающихся на урок. |
- Здравствуйте ребята! - Сегодня к нам в гости пришли ваши мамы, папы, бабушки, дедушки, давайте поздороваемся с ними и похлопаем. - А еще к нам в гости пришел кот Тишка и не один, давайте посмотрим на него и послушаем, что он нам расскажет (Приложение 1). (Показывается картинка с котом). Показывается картинка с семьей кота и идет озвучивание, где кот Тишка приветствует ребят и рассказывает, что он пришел с мамой, папой и сестрой (Приложение № 2) |
Дети усаживаются напротив педагога на стулья. Здороваются. Хлопают. Смотрят видео. |
Словесный Наглядный |
Заинтересованность обучающихся в уроке, развитие умения слушать. |
2. Актуализация знаний, 6 мин. |
Узнать у обучающихся кто из членов семьи с ними пришел, знают ли они об этом. |
- Ребята, наше мероприятие называется «Моя семья». Скажите, а с кем вы пришли сегодня на наше мероприятие?
- Молодцы.
- А знаете ли вы, ребята, что такое семья? После ответов педагог предлагает посмотреть картинки, сопровождая их стихотворением: Семья– это счастье, любовь и удача, Семья– это летом поездки на дачу. Семья– это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, мечты о хорошем, волнение, трепет. Семья– это труд, друг о друге забота, Семья– это много домашней работы (Приложение 3) |
Дети по очереди называют кто с ними пришел. Отвечают на вопрос: что такое семья. Слушают стих и смотрят слайды. |
Словесный: беседа. Наглядный: просмотр слайдов. |
Формирование понятия «Семья», развитие умения слушать, внимания, памяти, коммуникативных навыков. |
3. Основная часть, 10 мин. |
Сформировать коммуникативные качества, обобщение, наблюдение. |
- Сегодня мы с вами поговорим о семье, о заботе и уважении в семье. - Наш гость кот Тишка еще совсем маленький и он не знает, что такое семья и как себя нужно вести в семье, давайте ему об этом расскажем. - Сегодня вы все принесли фотографии своей семьи и мы сделали выставку, давайте вы будете подходить и рассказывать, кто у вас на фотографиях. - Какие вы молодцы! - А теперь давайте посмотрим видео и покажем это видео коту Тишке о семьях. Идет изображение видео с членами семьи: ребенок, мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, братья. - Ну вот, теперь мы рассказали коту Тишке, что в семье могут быть мама, папа, сестра, брат, бабушка и дедушка.
Ну а пока мы смотрели с вами видео наши ножки, ручки и глазки устали и им нужно отдохнуть. |
Ребята внимательно слушают. Ребята подходят к стенду и называют по своим фотографиям членов семьи. Смотрят видео. |
Практический: рассказ детей о семье. |
Формирование коммуникативных качеств, обобщения, наблюдения, внимания, памяти. |
4. Физическая минутка, 3 мин. |
Переключить внимание, сформировать положительные и доброжелательные отношения к семье, развить внимание и наблюдение. |
Дружно маме помогаем, Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. |
Повторяют подражательные движения по тексту. |
Практические: повторение движений, обозначающих помощь в семье. |
Сформированность доброжелательного, уважительного отношения в семье. Развитие внимания, наблюдения, мышления, переключение вида деятельности, умение действовать по образцу. |
3. Основная часть, 5 мин. |
Сформировать понятие «помощь», развить мышление, наблюдение и анализ. |
- Какая веселая у нас была зарядка! И даже кот Тишка с нами ее выполнял (Приложение 4) - А скажите, что мы делали на этой зарядке?
- Правильно! Мы помогали маме. - Скажите только маме нужно помогать в семье? - Правильно, нужно помогать всем. - А как мы можем это делать. Возьмите карточки и расскажите по картинкам, как вы можете помогать своей семье (Приложение 5). - Какие вы умницы! Вы очень хорошие помощники. - Скажите нужно ли уважать и любить свою семью? А как ласково можно друг друга называть? - Давайте поиграем в игру и назовем ласково своих членов семьи.
|
Ребята отвечают на вопросы. Дети подходят к столу, берут карточку с изображением и рассказывают, как они могут помочь членам семьи. Отвечают на вопросы. |
Словесный: беседа. Практический: рассказ по карточкам. |
Сформированность понятия «помощь в семье», мышления, наблюдения, анализа, коммуникативных навыков |
5. Игра в мяч, 3 мин. |
Переключить внимание, сформировать положительное отношение к членам семьи, развивать речевое общение |
Мы встанем в круг, я буду кидать вам мячик и мы будем назвать ласково своих мам, пап, бабушек, дедушек, сестер и братьев. Педагог кидает ребятам по очереди мяч, говорит: мама – мамочка, папа – папочка, баба – бабушка, дед – дедушка, сестра – сестренка, брат – братик. |
Ребята кидают мяч и называют ласково членов семьи. |
Практический метод в игровой форме. |
Сформированность положительного, доброжелательного отношения к членам семьи, формирование внимания, коммуникативных навыков, мышления, памяти. |
3. Основная часть, 5 миню |
Сформировать мышление, навыки коммуникации и совместной деятельности |
- Ребята, какие мы молодцы, сколько всего нового мы узнали. Давайте спросим нашего Тишку, понравилось ли ему у нас в гостях? Включается картинка с изображением кота, где он говорит, что ему было очень интересно и просит ребят помочь ему нарисовать портрет его семьи, так как он не умеет рисовать (Приложение 6). - Ребята, поможем Тишке сделать для его семьи подарок, нарисуем его семью: Тишку, кота папу, маму, сестренку, бабушку и дедушку.
- Какой замечательный рисунок получился, семье Тишки очень понравится. |
Смотрят видео. Отвечают на вопрос. Рисуют рисунок. |
Практический: рисунок семьи кота Тишки. |
Сформированность мышления, зрительного восприятия, слуха, коммуникативных качеств, наблюдения, умения договариваться через организацию совместной деятельности. |
6. Рефлексия, 2 мин. |
Сформировать навыки внимая, закрепить материал. |
- А вам понравилось сегодняшнее занятие? Что больше всего понравилось?. |
Отвечают на вопросы. |
Словесный: вопрос ответ |
Сформированность внимания, памяти, коммуникативных навыков. |
7. Итог, 3 мин. |
Сформировать понятие «Семья», доброе и уважительное отношение, обобщить урок, сформировать внимание и анализ. |
- Ребята, скажите, а вы любите свою семью? Будете помогать своим родным? А уважать и называть ласково? - Молодцы. Спасибо вам за активное участие и помощь. Давайте друг другу похлопаем. Включается музыка и видео с веселым изображением кота Тишки. |
Отвечают на вопросы. Хлопают. |
Словесный: беседа. |
Сформированность у обучающихся понятия «Семья», доброе, уважительное отношение к семье, коммуникативные качества, внимание, обобщение, анализ, наблюдение. |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Карточки «Как можно помочь членам семьи»:
Карточки с изображением семьи:
Приложение 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.