Конспект урока « Дисперсия света»
Выполнила: преподаватель физики
ГАПОУ ПО «ПАК» Трубочкина С.В.
План урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока, мотивация.
3. Актуализация знаний.
4. Ознакомление с новым материалом.
5. Викторина.
6. Итог урока.
7. Задание на дом.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие, проверка отсутствующих.
II. Постановка цели урока, мотивация.
Преподаватель. Тема урока «Дисперсия света».
Преподаватель. По библейской легенде Бог после Всемирного потопа повесил на небе Знак, означающий, что Он больше не станет так жестоко карать людей: «Я полагаю Знак мой в облаке, чтобы он был знамением вечного согласия между Мною и между землею».
С давних времен у людей существует поверье, будто в том месте, где этот божественный знак как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под этим знаком босиком. Это удивительное по своей красоте «мимолетное виденье» буквально тает на ваших глазах. Что это? (Ответ: радуга.)
Преподаватель. Окружающий нас мир играет красками. Все имеют представление о том, что такое цвет. И, наверное, каждый из нас хоть раз в жизни задавался вопросами: «Почему небо голубое, а трава и деревья зеленые? Как получается радуга и почему по ней нельзя ходить?».
Преподаватель.
Звучит симфоническая поэма А.Н. Скрябина «Прометей». Звуки музыки сопровождаются соответствующими звуковыми эффектами.
-Что вы видите на экране и одновременно слышите? (Ответ: цветомузыку.)
-Почему музыку соединили с цветом и почему в зависимости от звука цветовые эффекты все время меняются? (Ответ: пока неизвестен.)
Преподаватель.
Цель урока: получить знания, которые помогут с научной точки зрения объяснить многие явления природы и ответить на вопросы: «А как наш глаз различает цвета и от чего зависит цвет тел? Какая связь между музыкой и цветом?
III. Ознакомление с новым материалом.
Преподаватель.
На могиле Ньютона в Вестминистерском аббатстве (Лондон, Англия) написано: «…Он первый исследовал разнообразие световых лучей
И проистекающие особенности цветов,
Которых до того времени даже никто не подозревал….»
Занимаясь усовершенствованием телескопов, Ньютон обратил внимание на то, что изображение даваемое объективом, по краям окрашено.
Он заинтересовался этим. Радужную окраску изображения, даваемого линзой или призмой, наблюдали и до него. Но Ньютон догадался направить световой пучок на призму. Его опыт был гениально прост. Пучок солнечного света проходил в затемненную комнату через маленькое отверстие в ставне. Падая на стеклянную призму, он преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов.
Следуя многовековой традиции, согласно которой радуга считалась состоящей из семи основных цветов, Ньютон тоже выделил 7 цветов: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и красный. Радужную полоску Ньютон назвал спектром
Наиболее сильно преломляются фиолетовые лучи, меньше других –красные.
Закрыв отверстие красным стеклом, Ньютон наблюдал на стене красное пятно, закрыв синим стеклом, наблюдал синее пятно и т. д. Отсюда следовало, что не призма окрашивает белый свет, как предполагалось раньше. Призма не изменяет цвет, а лишь разлагает его на составные части.
Ньютон сделал следующий вывод:
Белый свет имеет сложную структуру. Из него можно выделить пучки различных цветов, и лишь совместное их действие вызывает у нас впечатление белого света. В самом деле, если с помощью второй призмы собрать все пучки спектра, то опять получится белый свет.
Другой важный вывод, к которому пришел Ньютон, был сформулирован им в трактате по «Оптике» следующим образом: «Световые пучки, отличающиеся по цвету, отличаются по степени преломляемости». Зависимость показателя преломления света от его цвета Ньютон назвал дисперсией (от латинского слова dispersio -рассеяние).
Впоследствии было выяснено, что скорость цветных волн зависит от их длины
Определение. Дисперсия света – зависимость показателя преломления света от длины световой волны.
Открытие Ньютоном того, что белый свет состоит различных цветов, повлекло за собой много новых экспериментов.
Вот примеры таких экспериментов: определяли какой цвет получится, если сложить какие –нибудь два– три или более цветов.
Ньютон назвал два цвета, дающие при сложении белый свет, дополнительными цветам.
Например, Томас Юнг –обнаружил, что белый цвет можно получить комбинацией красного, зеленого и голубого цветов и что все другие цвета видимого спектра можно получить различными комбинациями этих трех цветов.
Красный, зеленый и голубой цвета были названы первичными цветами света.
1 учащийся. Как глаз различает цвета.
На сетчатке глаза расположены светочувствительные элементы, называемые «палочками» и «колбочками».
Все палочки одного типа: они различают только степень освещенности, зато колбочек существует три типа. Условно назовем их «красными», «зелеными» и «синими», так как «красные» колбочки наиболее чувствительны к красному свету. «зеленые» -к зеленому, а «синие»- к синему.
Все многообразие видимых нашим глазом цветов обусловлено сигналaми, посылаемыми в мозг всего этими тремя типами колбочек. Если в глаз попадает чистый желтый цвет, то «красные» и «зеленые» колбочки реагируют одинаково и получается ощущение желтого цвета, если попадают спектрально чистый фиолетовый цвет, то реагируют «красные» и «синие» колбочки и т.д.
2 учащийся. Сколько цветов на экране телевизора и дисплее компьютера?
Свойство глаза «расскладывать» все цвета на красный, зеленый и синий используют при разработке цветных телевизоров и мониторов компьютеров. Любое цветное изображение состоит из светящихся точек всего трех цветов - красных, зеленых и синих - как раз тех, к которым наиболее чувствительны различные типы колбочек в глазу.
Слайд 26. Чтобы увидеть, каковы цвета на экране на самом деле, нанесите на экран капельку воды: она будет играть роль маленькой, но довольно сильной линзы. С ее помощью вы увидите, что любое цветное изображение состоит из светящихся точек всего трех цветов - красных, зеленых и синих - как раз тех, к которым наиболее чувствительны различные типы колбочек в глазу.
И там, где на экране белый цвет, эти три точки будут иметь примерно одинаковую яркость. А там, где цвет на экране желтый, вы увидите только красную и зеленую точки.
Преподаватель.
Что общего между гаммой звука и спектром белого света? Ломоносов об этом сказал так: «Что в звуке гамма, то в свете –цвет».
В течение нескольких столетий учеными делались попытки установить связь между восприятием света и восприятием звука. Было обнаружено, что восприимчивость глаза к отдельным цветам под влиянием слуховых раздражений изменяется, а восприятие звуков наоборот зависит от изменения яркости, оттенка и глубины цвета.
На советской выставке в Лондоне в 1961 г. экспонировалась первая в мире опытная установка для демонстрации «цветомузыки».
Выдающийся русский композитор А. Н. Скрябин (умер в 1915 г.) глубоко чувствовал определенную «световую окраску» различных тонов. На основе этого он в своей симфонической поэме «Прометей» ввел так называемую световую партию, в которой музыкальные созвучия должны сопровождаться световыми эффектами·различных оттенков, различной интенсивности и скорости последовательной смены. Композитор имел при этом в виду погружение всего зала в цвета, указанные им в световой партии.
"Вы знаете, у меня в "Прометее" будет... свет! Я хочу, чтобы были симфонии огней. Вся зала будет в переменных светах. Вот тут они разгораются, эти огненные языки, видите, как тут и в музыке огни..."
Цветовая музыка дает широчайшие возможности в новом, прекрасном искусстве. Да и не только в искусстве, звуковые преобразователи нашли применение в самых различных областях - в психологии, педагогике, медицине и даже технике: применение в автоматике и телемеханике, управление машинами «С голоса», управление вниманием человека на заводе-автомате, на космическом корабле ...
IV. Викторина
1 команда 1. Кто открыл явление дисперсии света? 2. Что такое дисперсия света? 3. Какой опыт проводил Ньютон, для определения дисперсии света. 4. Сколько цветов на экране телевизора, компьютера? 5. Где возникают огни святого Эльма и почему? 6.Что такое гало? Что вы о нем знаете? |
2 команда 1.Сколько основных цветов выделил Ньютон? 2. Что такое спектр? 3. Какие цвета назвали первичными и почему? 4. Что такое дальтонизм? 5. Где возникает северное или полярное сияние и почему? 6.Что такое миражи? Что вы о них знаете? |
V. Итог урока.
Что было изучено на уроке?
Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
Что интересного запомнилось вам на уроке?
Что оказалось для вас полезным?
Выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.