Конспект урока по физике 7 класс "Инерция"
Оценка 4.8

Конспект урока по физике 7 класс "Инерция"

Оценка 4.8
docx
22.10.2021
Конспект урока по физике 7 класс "Инерция"
Физика 7 Конспект урока Инерция.docx

Тема: Инерция

Цель  урока: Обеспечить условия для организации  познавательной деятельности учащихся, приводящей к определению явления инерции, к созданию потребности в применении полученного знания, усвоению данного понятия.

Образовательные задачи: углубить и закрепить знания о механическом движении и скорости тела; изучить явление инерции; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в новой ситуации - в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.

Развивающие задачи: развитие мышления; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владения внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности, производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные задачи: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе; формировать бережное отношение к физическому оборудованию; воспитывать аккуратность, умение вести записи в тетрадях.

Ход урока:

Ход урока

1. Организационный этап 

Цель: Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе на уроке. Метод: словесный.                                                                                              

 «Познать законы природы – наша цель!». Их вы изучаете и исследуете каждый раз на уроках физики. Физика любит удивлять вас, любит, чтобы вы наблюдали и думали, получали научные знания об окружающем нас мире с помощью Его Величества «Эксперимента».

Поэтому

                                         Приглядывайтесь к облакам,

                                         Прислушивайтесь к птицам,                                                            

                                         Притрагивайтесь к родникам -

                                         Ничто не повторится.

                                         За мигом миг, за часом час

                                         Впадайте в изумление.

                                         Все будет так и все – не так

                                         Через одно мгновение.

                                         В дорогу мы возьмем багаж:

                                         Учебник, ручку, карандаш,

                                         Тетрадь и знаний саквояж.

3. Актуализация знаний.

Цель: введение в тему урока, постановка целей. Метод: беседа.,

Ребята, сегодня мы продолжаем с вами изучать раздел физики «движение и взаимодействие». Предлагаю сегодня наш урок обозначить как урок путешествие  на автобусе «Движение».

 Итак, места в нашем автобусе «Движение» все заняты, и мы продолжаем путешествие по стране знаний. Но прежде наш автобус должен заправиться. Заправка будет необычная – это будут ваши хорошие и отличные ответы.  У вас на столах лежат листочки, которые вы, пожалуйста, подпишите и на них выполняйте задания. Вы должны выбрать правильные ответы на вопросы: на листочке рядом с цифрой вопроса вы должны написать выбранную букву ответа

2. Повторение опорных знаний

Цель:  систематизация и обобщение знаний о механических волнах, контроль себя и своих одноклассников. Метод: тест.

Учащиеся выполняют тест на бланках, затем взаимопроверка.

(Повторение). Вам на это отводиться 5 минут.

карточка   ЗАПРАВКА

1) Механическим движением называется …

А. Движение всякого тела по земле среди окружающих тел

И. Изменение положения тела относительно других тел

С. Изменение положения автомобиля на дороге.

2)   Траекторией движения тела называется …

     Н. Линия, по которой движется тел  О. След, который оставляет движущееся тело

     К. Кривая линия движения молекулы.

3)  Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называется…

      Е.  Путь   М.  След  Т.   Кривая

4)   При равномерном движении  тело за равные промежутки времени…

      Ю.   Проходит разные пути   В.    Движется равномерно   Р.     Проходит равные пути

5)  Формула для нахождения скорости при равномерном движении:

      Г             Э.   s = v · t                Ц

6)  В системе СИ скорость измеряется в…

      С.  км/ч    И.  м/с    Б.   км/с

7) При неравномерном движении  тело за равные промежутки времени…

      Я. Проходит разные пути     Л.  Движется равномерно   Д. Проходит равные пути

давайте проверим ответы . поменяйтесь листочками с соседом. вы сравниваете со своими ответами, ставите «+» или «-»:Правильный ответ ИНЕРЦИЯ, 5 правильных ответов = «3»; 6 правильных ответов = «4»;7 правильных ответов = «5». 

Ребята, поднимите руки, кто получил «4» и «5». Молодцы! 

Ну вот, заправились – теперь поехали!  Но,  к сожалению, наш автобус поведет стажер-практикант. Он очень волнуется и, как всякий новичок, резко трогает автобус с места. Что происходит с нами? Покажите(Мы отклоняемся назад, ведь автобус поехал вперёд, а наше тело продолжает покоиться). Молодцы!  Стажёр наконец-то успокоился, спокойно ведёт автобус. Мы с удовольствием глядим в окна. Но вдруг на светофоре загорелся красный свет. Что делает водитель-стажер? Он давит на тормоза. Покажите, что происходит с нами.  (Автобус останавливается, а наше тело продолжает движение).  Подумайте!: может быть кто-то из вас сможете  ответить, какое же физическое явление играет с нами в автобусе такие  шутки?

     Интрига Затрудняетесь?   Давайте выбранные вами буквы ответа правильно расположим от 1-го вопроса до 7-го и узнаем, как зовут шутницу-хулиганку.

ЭТО  ИНЕРЦИЯ! О ней мы и   будем говорить на сегодняшнем уроке.

Итак, запишите в тетрадях тему  нашего сегодняшнего урока: «Инерция». Подумайте,  что бы вы хотели узнать об инерции, продолжите предложения:

Сегодня на уроке я хочу узнать… Сегодня на уроке Я выясню…

Цель нашего урока – изучить необыкновенное явление под названием инерция, которая проявляется в окружающем нас мире на каждом шагу, но мы настолько привыкли к ней, что и не замечаем её.

Сегодня будем исследовать инерцию с помощью наблюдений, опытов, решением экспериментальных и качественных задач, выполнением тестовых заданий.

И тогда наверняка никто не забудет про неё.

Выясним, кто же первый о ней заговорил.

1.      Изучение нового материала (постановка первой учебной проблемы).

      Учитель.

1.- Может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой изменить скорость?    

    Увеличить его? Уменьшить его? (Нет).  Демонстрация с мячом, который на столе.

2.- Как можно изменить скорость тел? (Подтолкнуть, т.е. подействовать рукой)? Мяч  начинает двигаться. Перестаю действовать, что наблюдаете? (Мяч останавливается).

      Учитель. Как же можно изменить скорость движения тела?

Ученики.  Скорость тела изменяется, если на него действуют другие тела!!!

3.Как можно изменить направление скорости тела? Ученики.  Направление скорости тела изменяется, если на него действуют другие тела!!!

Итак У тела  уменьшается или увеличивается скорость не сама по себе, а под действием других тел; тело начинает двигаться или останавливается не само по себе, а опять-таки под действием других тел.

Причем, у тела под действием другого тела скорость меняется не только по величине, но и по направлению. (Движение волана при игре в бадминтон; движение мяча при игре в волейбол или футбол).

Учитель. Так при каком же условии движется тело?

Вывод:  Ученик - Тело движется, если на него действуют другие тела.
Учитель. Рада за Вас. Вы рассуждаете как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Жил он в I
V в. до н.э. (Слайд с портретом Аристотеля и его высказыванием: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого.  Без действия нет движения»).

Учитель. Согласно взглядам Аристотеля тело движется только тогда, когда на него действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только покоиться.  Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет. 

Верно ли утверждение Аристотеля?

(Постановка второй учебной проблемы). Учитель вы идёте по дороге и не увидели препятствия перед собой и упали. Подумайте и скажите, почему упали?  На вас никто же не действовал, а он продолжил движение в виде падения.

 В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, как утверждал Аристотель, но может ещё и двигаться. Это видно из нашего примера.

Нам необходимо выяснить, как будет двигаться тело при отсутствии внешнего воздействия.  Галилей  использовал опыт. Наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Давайте и мы проделаем этот опыт и пронаблюдаем за движением шарика по наклонному желобу: сначала с тканью, а после без неё, т.е. без воздействия. Опыт. Вы заметили, что в первом случае скорость шарика уменьшилась очень быстро, движение было неравномерным, но во втором случае уменьшили трение, т.е. убрали ткань, шарик катится дальше, т.к. скорость шарика изменяется медленнее, т.е. дольше сохраняется, а движение шарика становится ближе к равномерному прямолинейному, но шарик снова останавливается. Почему?

Ученики. Потому что движению мешает трение шарика о поверхность наклонного желоба.

Учитель. Подумайте и скажите, как бы двигался шарик, если бы трения не было совсем.Ученики. Шарик совершал бы равномерное и прямолинейное движение (РПД).

Учитель. Именно такое предположение высказал Галилей в ХVII в.

Учитель. Ещё раз  рассмотрим, как зависит изменение скорости тела от величины действия другого тела? 

Вывод: чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость 

              движения и тем ближе оно к равномерному.

Учитель. Вспомните, если движение равномерное и прямолинейное, то скорость тела изменяется или сохраняется постоянной?

 Ученики. Скорость тела сохраняется постоянной.

Учитель. Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения и ответим на вопрос:  Как же будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела?

Ученик. Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной скоростью.
Учитель. Именно так формулируется явление  - инерция.

Откройте учебник и найдите в тексте (на с. 53) определение инерции, прочитаем.

Вывод: явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него других     

              тел называется инерцией.             

Кстати «инерция» в переводе с латинского — бездеятельность или бездействие.

Учитель. Кто-нибудь догадался, почему наш ученик упал.

Ученики. Потому что он двигался по инерции.

Физкультминутка с музыкой. Теперь немного отдохнём. Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров во время поездки в троллейбусе.

Представьте, что я — водитель. Я:
• Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? Из-за инерции движения пассажира. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад.
• Поворачиваю направо. (Налево). Почему? Т.к. вы продолжили по инерции двигаться по курсу вперёд.
• Поворачиваю налево. (Направо).
• Резко торможу. (Вперёд). Происходит это в силу инерции движения пассажира, т.к. при внезапной остановке ноги из-за трения «припечатываются» к полу, а тело продолжает двигаться

Учитель. Пока мы ехали,  всё время с нами была госпожа «Инерция». Подумайте и ответьте, когда же проявляется инерция?                                                                                                                                       Ученики. Инерция проявляется, если изменяется значение скорости или её   направление.                                                                                                                                                                   

Учитель. Таким образом, движением по инерции называется движение тела при 

                                            отсутствии действия на него других тел. 

  Учитель. На стр. 53 учебника  найдите, что называется движением по инерции, прочитаем. (Слайд  с ракетой)  

     Учитель. В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов в основу механики. Законы Ньютона будете изучать в 9 классе.

Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны ценить всё, что сделано человечеством.

  Ребята! Вы знаете ПДД. Оказывается, здесь также участвует инерция: она наказывает тех, кто не выполняет правила дорожного движения. КАК?  Почему нельзя переходить дорогу перед близко идущем транспортом? (к обсуждение данного вопроса мы вернемся с вами в 9 классе). Почему мамы приучают деток при проезде в автобусе обязательно держаться за поручни? 

Учитель. Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что даже не замечаем её. Явление инерции учитывается во многих видах спорта. Именно инерция помогает устанавливать мировые рекорды.

Теперь посмотрим  видеосюжет  на понятие «движение по инерции». 

1)      Видеоролик «Инерция покоя»

Учитель. «Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение.

Вернемся к видеоролику… шарик и лед в первом опыте остаются неподвижными – явление инерции покоя, а во втором опыте лед продолжает свое движение до тех пор пока не столкнется с бортиком тележки – явление инерции движения

2.      Закрепление знаний и умений учащихся                                                                     

а). Решение экспериментальных задач

Учитель. Человек не может изменить законы, но может их познать и учитывать в жизни и практике.  У учителя технологии вышел из строя деревянный молоток и затупился рубанок. Предлагаю вам изготовить заново киянку, а железку вытащить из рубанка для заточки. (вызываются 2 учащихся). Покажите, как можно насадить молоток на рукоятку. Теперь объясните свои действия с использованием термина «инерция».  Ученик. Здесь используется инерция молотка.   Учитель. Правильно. Кто может извлечь  железку (резец) из рубанка? Эксперимент объясните.  Ученик. Здесь необходимо стукнуть по колодке. Используется инерция резца.  Учитель. Как видите, явление инерции помогло нам подготовить для работы инструменты. Я думаю, в жизни полученные знания обязательно вам пригодятся. 

Учитель. На стакане лежит открытка, на ней монета. Как, не задевая монеты, опустить её в стакан? (Ударить по открытке щелчком, открытка отлетит, а монета упадёт в стакан). Почему?  Ученики. Объясняется это тем, что ввиду краткости взаимодействия сила трения не успевает сообщить монете достаточную скорость в направлении удара, и монета падает в стакан.

Учитель. Но знайте, инерция приносит не только пользу, но и вред

Итог урока:

Вернёмся к целям нашего урока Достигли мы цели урока?

Домашнее задание. §17, вопросы к параграфу, По выбору

Плюсы инерции

Минусы инерции

 

 

 

 

 

IV.                  Рефлексия

Итак, ребята, сегодня мы рассмотрели понятие инерции в полном соответствии с научными принципами познания: наблюдения – гипотеза – опыты – выводы.

 

Из того, что мы с вами разобрали, мы можем сказать, что у инерции есть и плюсы, и минусы  Самое главное, уметь правильно объяснять наличие инерции с тех или иных случаях.  Я надеюсь, дорогие мои, вам было интересно,  и многие из вас узнали много нового.

Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Все молодцы и всем спасибо!   Нашу встречу мне хочется закончить словами замечательного великого учёного Альберта Эйнштейна: «Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере,  отчасти, нашему восприятию и нашему разуму».  Эту загадку мы и разгадываем с вами из урока в урок при изучении физики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема : Инерция Цель урока:

Тема : Инерция Цель урока:

А. Движение всякого тела по земле среди окружающих тел

А. Движение всякого тела по земле среди окружающих тел

Итак У тела уменьшается или увеличивается скорость не сама по себе, а под действием других тел; тело начинает двигаться или останавливается не само по себе,…

Итак У тела уменьшается или увеличивается скорость не сама по себе, а под действием других тел; тело начинает двигаться или останавливается не само по себе,…

При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад

При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение пассажира назад

IV. Рефлексия

IV. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2021