Конспект урока по географии 6 класс
Урок №_______
Дата проведения :_____________
Тема урока: «Атмосферное давление»
Учитель: Кулинич Ж.И.
Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления (урок «открытия» нового знания).
Учебник: А.И. Алексеев. «Полярная звезда», География 5-6 класс, «Просвещение», 2022 г.
Методы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемного изложения.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) сформировать представление об атмосферном давлении
2) научиться устанавливать закономерности между атмосферным давлением, высотой местности, характером земной поверхности (суша или океан) и распределением давления от экватора к полюсам.
Метапредметные: с использованием метапредметного подхода (при решении задач) выявлять закономерности, отбирать и систематизировать информацию, решать задачи по атмосферному давлению.
Личностные:
мотивация изучения данной темы, развитие познавательных интересов к учебному предмету.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент: (приветствие)-2 мин.
II. Актуализация опорных знаний (географический диктант):-5 минут.
Итак, 1 вопрос – вопрос–загадка. Слушайте внимательно и поднимайте руку для ответа.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
- Что это? (Воздух)
- 2.Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Возд. оболочку атмосферу).
-3.Почему атмосферу можно назвать теплой “рубашкой” Земли? (Защищает от резких перепадов температур).
-4.Почему “броней”? (Защищает от метеоритов).
- 5.А “защитным экраном”? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений).
-6.Почему атмосферу называют и воздушной оболочкой, и газообразной? (Из воздуха - смеси газов).
- 7.Каков состав воздуха? (78% - азот; 21% - кислород; 1% - др).
- 8.Какой газ обеспечивает жизнь на Земле? (Кислород).
-9.Какие части выделяют в атмосфере? (Тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы).
- 10.Какая из них ближе к земной поверхности, важнее для нас? (Тропосфера).
-11. Как может изменяться воздух? Что с ним может происходить? (Нагреваться, охлаждаться, сжиматься, расширяться).
III. Ход урока (25 минут).
Вопрос: как вы думаете, воздух имеет вес?
Ответ: да, имеет.
-Проведём опыт.
-Цель: доказать, что воздух имеет массу.
Оборудование: 2 колбы, взвесим их.
Описание опыта: Одну колбу нагреем, а вторую –нет.
Вопрос:- Какая колба будет легче?
Предполагаемый ответ:
-Нагретая колба легче, т.к. при нагревании воздух, находящийся в колбе, расширился и часть его вышла из сосуда. Количество воздуха в колбе уменьшилось и она стала легче.
Задания, связанные с функциональной грамотностью (работа в парах).
Задача: -Определите, имеет ли воздух вес?
- Проведите эксперимент, состоящий их двух опытов. Результаты и выводы запишите в тетрадях.
Опыт №1. Положите на стакан с водой лист бумаги и переверните его.
Опыт №2. Положите линейку на край стола, ударьте по ней рукой. Измерьте расстояние , на которое она отлетела от стола. Затем снова положите линейку на край стола и накройте её листком бумаги. Ударьте по ней с той же силой. Измерьте расстояние, на которое она отлетела от стола.
Результаты эксперимента:
В первом опыте-вода из стакана не выливается.
Во втором опыте линейка с листом бумаги далеко не улетает.
Предположительные ответы:
Существует какая-то невидимая сила, которая давит на линейку и лист бумаги.
А невидимым может быть только ВОЗДУХ.
Вывод: в обоих случаях оказывает влияние вес воздуха.
Вывод: значит, воздух имеет вес. У поверхности земли 1м3 воздуха весит 1кг 300 гр.
Плотность воздуха равна около 1,3 кг/м3, то есть куб со стороной 1 м, наполненный воздухом, весит 1,3 кг.
Воздушный столб, вертикально поднимающийся над Землей, тянется на несколько сотен километров. Значит, на стоящего прямо человека, на его голову и плечи, площадь которых составляет примерно 250 см2, давит столб воздуха весом около 250 кг!
.
Задача. Длина комнаты – 8м
ширина – 6м
высота – 4м
Объем (V) комнаты – 192 м3, значит, в классе 192 м3 воздуха. Он весит почти 14 тонны.
- Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле.
На 1 см2 – 1кг воздуха. Площадь (S) нашей тетради 300 см2. Значит, ответ: на нее давит 300кг воздуха.
Опыт. Возьмем воронку и, придерживая пальцем узкое отверстие, нальем в нее воду. Широкое отверстие прикроем листом бумаги. И перевернем воронку.
Вопрос: почему вода из воронки не выливается?
Предполагаемый ответ: потому что на лист бумаги снизу давит воздух. Он прижимает бумагу к кромкам воронки. Если же палец с узкого конца воронки снять, то воздух устремится в воронку, и вода из нее выльется.
С высотой давление падает. На 10,5м давление падает на 1мм рт. ст.
Давление воздуха измеряется с помощью прибора барометра («барос»-тяжесть, «метр»-мера). Применяется два вида барометров – ртутный и анероид.
Давление – это сила. А с силой приходиться считаться. Воздух имеет вес, значит давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу?
Запишем в своих тетрадях: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
Ребята а как вы думаете из - за чего давление может меняться?
1. Правильно из - за температуры: При повышении температуры, давление уменьшается, при понижении – увеличивается.
2. Давление изменяется с высотой:
Правило: при подъеме на каждые 10,5 м. давление уменьшается на 1мм ртутного столба.
IV.Физкультминутка. (3 минуты).
Давление изменяется с высотой (руки поднимаем вверх)
Представьте, что под нами горы (опускаем и поднимаем голову)
И мы начинаем подъём(подпрыгнуть, стоя на месте)
Всё выше и выше (руки поднимаем и машем ими).
Задание!
Представьте, что мы пошли в поход и решили подняться на гору высота которой 2100 м. Но прежде чем восходить нам надо узнать давление на вершине, чтобы взять необходимое оборудование. Мы знаем, что давление у подножия -760 мм. рт. ст. Определите давление на вершине горы.
2100: 10,5 = 200 мм. рт. ст.
760 – 200= 560 мм. рт. ст
Как мы себя будем чувствовать при таком давлении?
Ответ: Недомагание ,вялость.
Решение задач (работа в парах)
Задача 1. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.?
Решение: 1) 2000 : 10,5 = 194
2) 750 – 194 = 556 мм рт.ст.
Ответ: 556 мм рт.ст. атмосферное давление воздуха на высоте 2 км.
Задача 2. На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм рт.ст. Каково давление у подножия горы?
Решение: 1) 3500 : 10,5 = 333
2) 720 + 333 = 1053 мм рт.ст.
Ответ: 1053 мм рт.ст. давление у подножия горы.
V. Закрепление материала (3 минут).
ЗАДАЧА. У подножия горы давление 760 мм.рт.ст, высота горы-3000м. Каково давление на вершине?
РЕШЕНИЕ:
1) 3000:10,5=285
2) 760-285=475 мм.рт.ст
VI.Подведение итогов урока (2 минуты).
-Сегодня мы с вами познакомились с темой « Атмосферное давление».
-А кто из вас сможет ответить: «Почему нас воздух не может раздавить?»
Человек не замечает давления воздуха потому, что внешнее давление уравновешивается давлением, существующим внутри человеческого организма.
VII. Рефлексия (3 минуты).- Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?»
Предлагаются варианты ответов:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. Я научился…
6. Меня удивило…
7. Мне захотелось…
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Большое спасибо, ребята, за совместную работу.
VIII. Домашнее задание(2 минуты).
Параграф 42,читать. Решить задачу. На вершине горы давление 390 мм.рт.ст., высота горы-3800м. Какое давление у подножия?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.