Тема урока: «Сумма углов треугольника» (геометрия 7 класс).
Тип урока: Урок открытия новых знаний (урок- исследование)
Цель урока: создание условий учащимся для самостоятельного доказательства и применения теоремы о сумме углов треугольника при решении учебных и практических задач.
Задачи:
Образовательные (формирование познавательных УУД): практическим путем выяснить, чему равна сумма углов треугольника, сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника, научиться применять полученные знания при решении простейших задач;
Развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать логическое мышление и навыки исследовательской работы, формировать умение анализировать, выдвигать гипотезы, переносить свои знания в новые ситуации, тренировать память и математическую речь, побуждать к любознательности;
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.
Методы обучения: диалог, практическая работа, проблемное обучение, самостоятельная работа, коллективное обучение.
Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная , работа в парах.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, чертёжные инструменты.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 этап. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.
|
Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.
- Здравствуйте, садитесь! - Ребята, внимательно посмотрите на экран.
(слайд 1)
-- Как вы думаете, чему будет посвящён сегодня наш урок? - Что вы знаете про треугольник? - Какая геометрическая фигура называется треугольником? Перечислите элементы треугольника. (слайд 2) - Назовите виды треугольников, которые изображены на доске?
|
Отвечают на вопросы учителя Треугольники. (геометрическим фигурам) Дают определение треугольника, называют его элементы Дают определение равнобедренного треугольника Формулируют свойство углов равнобедренного треугольника
|
(К): слушают учителя (Л): эмоциональный настрой |
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Выдвижение гипотезы.
Крыша – элемент жилого дома. Кровля в зависимости от материала, из которого она сделана, должна быть наклонена к горизонтальной линии под различными углами.
- Какой угол в каждом случае составляют стропильные ноги двускатной крыши?
- Что необходимо знать для решения этой задачи?
4 этап. Проверка гипотез, интерпретация полученных данных и вывод по результатам исследовательской работы. Доказательство теоремы.
|
Задаёт вопросы в обсуждении которых работает весь класс. (слайд 3) Ребята, посмотрите пожалуйста на экран и скажите, - Какой формы конструкции двускатных крыш домов? -Какого? - Угол наклона определяют в зависимости от материала, которым кроют крышу.
- Чему равна сумма углов равнобедренного треугольника? (возвращается к слайду 2) (слайд 2)
А других треугольников будет сумма углов равна……? (Проблема)
Фиксируют гипотезу. Прикрепляет на доску -Кто догадался какая сегодня тема урока. - Исходя из темы, попробуйте сформулируем цель? (слайд 4)
Ребята! Очень часто ученые устанав-ливают важные факты экспериментальным путем. Это происходит в разных областях науки: в физике, химии, математики.
Я вам тоже сегодня предлагаю побыть в роли исследователей, провести эксперимент и проверить свои предположения., т.е гипотезу
Продолжим работу в парах. На столах у каждой пары лежит треугольник. - Как можно измерить углы треугольника? ( по переходу слайд 5) - Выполняем работу по алгоритму: (приложение 1) 1.Определите вид треугольника…… 2. измерьте углы треугольников с помощью транспортиров угол А =…. угол В= …. угол с =….. 4. Сумма углов треугольника ……
- Какие результаты у вас получились?
- Как ещё можно увидеть, что сумма углов равна 1800?
Вместе с помощником показывают эксперимент
Посмотрите внимательно, что у на получилось? ( А ничего вам это не напоминает?) - Как называется угол, который составляют вместе 1, 2 и 3? Какова градусная мера этого угла? Значит, чему равна сумма углов 1, 2 и 3?
Какой теперь мы можем сделать вывод о сумме углов треугольника? Итак, мы выяснили практическим путем, что сумма углов треугольника равна 1800
- Как называется данное утверждение в учебнике? - Итак, докажем теорему о сумме углов треугольника. - Перед вами опорная схема, которая поможет доказать эту теорему. Предлагаю вам в паре заполнить пропуски. Что будет служить помощником для выполнения задания? Выполняем. Вывод: ( слайд 6) Итак,1) мы выдвинули гипотезу о сумме углов треугольника, а затем… 2) путём практической работы и…3) путём строгого доказательства теоремы пришли к выводу, что … Доказательством этого факта занимались ученые: Пифагор ( 5 вв. до н.э.) и Евклид (3 вв.н.э) Показывает портреты учёных слайд 7 |
Отвечают на вопросы.
Треугольника Равнобедренного
Фиксируют гипотезу
Решают задачу
Формулируют тему урока ,цель. Записывают в тетрадь
Высказывают свои предположения, выдвигают гипотезу.
Работают в парах.
Высказывают предложения
Представители групп представляют свой результат. Остальные слушают, задают вопросы, уточняют (при необходимости)
Отрезают углы у треугольника и складывают их в развёрнутый угол.
Отвечают на поставленные вопросы
В сумме углы составляют развёрнутый угол.
сумма углов треугольника равна 180º.
|
(Л): удовлетворяют потребность в самовыражении (К): с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли
П – выделяют проблему
(П)структурировать знания, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии
Р): выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, целеполагание как постановка учебной задачи, планировать пути решения учебной проблемы
(Л): удовлетворять потребность в самовыражении (К): воспринимать ответы обучающихся, участвовать в диалоге (Р): осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий, участвуя в оценке действий других. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Физкультминутка
|
Организует физкультминутку. Просит учащихся изобразить углы: смежные, вертикальные, прямой, развёрнутый; параллельные прямые, пересекающиеся прямые. |
Выполняют физкультминутку
|
|
5 этап. Первичное закрепление изученного материала |
Слайд 8 Обращает внимание учащихся на доску. (приложение 2) В одной из древних книг ученые наткнулись на весьма интересную карту. По ней они определили, что караван арабского путешественника Ибн-Баттута, нагруженный шелками и пряностями проделал тяжелый путь из города Мимбукту, по маршруту 67 градусов на северо-запад, и венецианский купец Никколо Конти, который путешествовал с торговыми целями по Азии по маршруту 55 градусов на юго-восток, должны были посетить город Калимантан. Определите, посетили ли путешественники этот город? Определите угол между маршрутами этих путешественников.
|
Предлагают разные варианты решения задачи, обобщают. Оформляют решение данной задачи.
|
(Р): Осуществлять самоконтроль, оценивать качество и уровень усвоения знаний |
6 этап. Первичная проверка понимания. Тест с последующей самопроверкой. |
Предлагает тест, после его выполнения выводит ответы на экран. Слайд 9
Подведение итогов теста. Кто справился с тестом, поднимите зеленые треугольники, кто допустил ошибку,- желтые.
Предлагает ответить на вопрос. -- Как вы думаете можно ли измерить углы любого треугольника?
|
Выполняют тест самостоятельно, осуществляют взаимопроверку
Да (нет) Бермудский треугольник |
(К): Строить рассуждения, понятные для собеседника. Уметь использовать речь для регуляции своего действия (П): Применять новый способ решения, |
7 этап. Подведение итогов.
|
Организует подведение итога урока сегодня на уроке я повторил…… я узнал…….., я научился……., было интересно…., было трудно…., я понял что… |
Подводят итог урока, оценивают свою работу |
(К): осознание себя в коллективе, значимости совместной работы, рефлексия своих действий, оценивание работы на уроке (П): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Л): самооценивание |
8 этап. Домашнее задание.
Слайд 10 |
Озвучивает и записывает домашнее задание. На выбор: 1) найти еще способы доказательства теоремы о сумме углов треугольника в интернете 2) Можно ли измерить углы Бермудского треугольника? (3-5 предложений) Я считаю, что….. -
|
Воспринимают и записывают домашнее задание
|
|
9 этап. Рефлексия
Слайд 11
|
Читает притчу и просит ребят оценить себя. Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил тяжелые камни. У второго мудрец спросил «А что ты делал целый день?» и тот ответил «А я выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием «А я принимал участие в строительстве храма» - Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. Где находитесь вы? Что вы делали на уроке? - Кто строил фундамент? - Кто строил фундамент и выполнял эксперименты? - Кто строил храм знаний? |
Оценивают себя |
(К): осознание себя в коллективе, значимости совместной работы, рефлексия своих действий, оценивание работы на уроке
(Л): самооценивание
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.