Конспект открытого урока по геометрии
Тема: "Практическое применение Теоремы Пифагора"
Место урока: (3 урок в теме "Теорема Пифагора")
Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний.
Продолжительность: 45 минут
Цель урока: совершенствовать умения применять Теорему Пифагора при решении прикладных задач; показать учащимся на примерах ее практическое применение в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательная: закрепить формулировку Теоремы Пифагора, выработать умение применять теорему для решения задач, закрепить знания при решении практических задач;
Развивающая: развивать математическое мышление и логическую речь учащихся; мотивацию к познанию социокультурной среды;
Воспитательная: формировать навыки самоконтроля; воспитывать чувство ответственности за качество и результата выполняемой работы; воспитывать познавательную активность; повышать интерес к изучению математики.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, репродуктивный.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Девизом нашего урока является высказывание немецкого математика Феликса Хаусдорфа «Есть в математике нечто, вызывающее восторг…» так как на уроках геометрии очень важно уметь «смотреть» и «видеть», замечать и отличать различные особенности геометрических фигур.
На столах у каждого из вас лежит "Карта успешности". Подпишите их. В течении урока мы с вами будем выполнять задания и зарабатывать баллы.
II. Актуализация знаний.
Математический диктант с последующей взаимопроверкой
1. Прямоугольным треугольником называется треугольник, у которого один из
углов равен ________
2. Стороны треугольника, образующие прямой угол, называются ____________
3. Сторона треугольника, лежащая против прямого угла, называется_________
4. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен _______________
5. Сформулированное выше предложение носит название____________
6. Если в треугольнике квадрат одной стороны равен сумме квадратов двух других сторон , то такой треугольник –__________
7. Найди х:
III. Активизация познавательной деятельности
"Учимся не для школы, а для жизни" – говорил Сенека Люций Анней (римский философ и поэт). При изучении математического материала ребята часто задают вопросы: "А зачем это нужно?", "Может ли мне пригодиться в реальной жизни?" (слайд 2)
Поэтому для начала предлагаю поиграть в игру.
Игра "Верите ли вы, что..."
· с Теоремой Пифагора вы сталкиваетесь каждый день?
· что Теорема Пифагора поможет стать востребованным в реальной жизни?
· что Теорема Пифагора применима многих сферах жизнедеятельности человека?
Я выслушала ваше мнение и в конце урока мы вернемся к этим вопросам.
IV. Знакомство с областями применения теоремы Пифагора (слайд 3)
Строительство. При разметке фундамента. Очень легко можно воспроизвести способ построения "натягивателями веревок" прямых углов при помощи прямоугольных треугольников со сторонами 3, 4 и 5.
При строительстве домов и коттеджей часто встает вопрос о длине стропил для крыши, если уже изготовлены балки.
При строительстве лестниц необходимо рассчитать длину, ширину каждой ступени, крутизну лестницы.( слайд 4)
При строительстве мостов, дорог рассчитывают подъемы и спуски. ( слайд 5)
Дизайн.
Ландшафтный дизайн. Дизайнер имеющимся на участке просчитывает расположение объектов, их высоту, форму, выводит прямые углы. ( слайд 6)
Дизайн
одежды. При
изготовлении выкройки модели необходимо в зависимости от полноты фигуры
рассчитать ширину и глубину выточек. ( слайд 7)
Ориентирование. Расстояние до горизонта
На открытом пространстве расстояние до видимого горизонта зависит от высоты точки наблюдения над земной поверхностью. Ученые вывели
формулу расстояния до горизонта , где R – радиус земли, а h – высота объекта применяется. ( слайд 8)
Эта формула применима в следующих областях.
В космонавтике. 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин на космическом корабле “Восток” был поднят над землёй на максимальную высоту 327 километров. Ученые смогли вычислить площадь увиденной им поверхности земли. ( слайд 9)
В мобильной связи. В настоящее время на рынке мобильной связи идет большая конкуренция среди операторов. Чем надежнее связь, чем больше зона покрытия, тем больше потребителей у оператора. При строительстве вышки (антенны) часто приходится решать задачу какую наибольшую высоту должна иметь антенна, чтобы передачу можно было принимать в определенном радиусе. ( слайд 10)
TV, радиовещание, интернет. На определенную высоту от земной поверхности запускаются спутники, передающие ТV, радиовещания, интернета.
Геодезия, метеопрогноз. В геодезии , метеопрогнозе – фото поверхности земли из космоса, так же рассчитывают расстояние спутников от поверхности земли. ( слайд 11)
Суть истины вся в том, что нам она – навечно,
Когда хоть раз в прозрении её увидим свет,
И теорема Пифагора через столько лет
Для нас. Как для него, бесспорна, безупречна…
(Отрывок из стихотворения
А. Шамиссо фр.-нем. поэт, писатель)
( слайд 12)
V. Формирование умений и навыков.(Математическая игра). Класс делится на группы по рядам. За каждое верно выполненное задание, группа получает 1 балл.
«Сказка об Иване и Василисе»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и была у него дочь Василиса - красоты неописуемой. Вот однажды прилетел Кощей Бессмертный и похитил Василису. Опечалился царь и издал указ: «Кто спасет мою дочь – тому отдам ее в жены и пол царства в придачу». А на краю того царства жил Иван- крестьянский сын. Решил он выручить из беды девицу-красавицу и отправился в путь.
Давайте поможем Ивану спасти Василису. ( слайд 13,14)
Вышел он в чисто поле, а то поле длиною 800м шириною – 600м. Как сократить путь Ивану? Чему равен короткий путь?
( слайд 15)
Решение:
1) (м)
Пришел он к Бабе Яге. Решила обмануть она Ивана, завести в лес густой. «Поди – говорит – 70 м за север, потом 15 м на запад, да еще 78 м на запад. Выйдешь к реке, а за ней дуб. На том дубу смерть кощеева в ларце на конце иглы». Как не заблудиться Ивану? Сколько метров составит путь Ивана?( слайд 16)
Решение:
1)78 – 70 =8 (м)
2) = 17 (м)
Ответ: 17 метров
( слайд 17)
Вышел Иван к реке, смотрит лодка привязана у другого берега. Сильное течение унесло ее вдоль берега на 2,4 м и на 1,8 от берега. Какова ширина реки?
Решение: = 3 (м)
Ответ: 3 метра
Перебрался он на другой берег, достал свой волшебный меч и одним махом срубил дерево на высоте метра от земли. Сколько метров надо пробежать Ивану до ларца, если высота дерева 3,6 м? ( слайд 18)
Решение:
1) 3,6 – 1 = 2,6 (м)
2) = 2,4 (м)
Ответ: 2,4 метр
Подбежал Иван к ларцу, открыл его, достал иглу и переломил ее. В тот же миг настала смерть Кощею. Видит перед ним дворец Кощея и ведет к его воротам лестница – загадка, длиною 7,5 м Сколько у нее ступенек, если длина каждой 40 см, а высота 30 см?
( слайд 19)
Решение:
1) = 50 (см) = 0,5(м)
2)7,5 : 0,5 = 15(с)
Ответ: 15 ступеней
Поднялся Иван по ступенькам, а двери дворца волшебные. Для того, чтобы они открылись надо произнести заветное слово – высоту дверей. Двери имеют форму равнобедренного треугольника с боковой стороной 250 см и основанием - 300 см. Какое число назовет Иван? ( слайд 20)
Решение: 1)300 : 2 = 150 (см)
2) = 200(см) Ответ: 200см
В знак победы своей поднял Иван флаг над королевством Кощеевым на высоту 4 м, закрепил трос в 3 м от флагштока. Какова длина троса? ( слайд 21)
Решение: = 5(м)
Ответ: 5 метров
Освободил Иван Василису Прекрасную, поженились они и стали жить поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец, а кто помогал Ивану – Молодец! ( слайд 22)
Это интересно: Памятник Пифагору находится в порту города Пифагория и напоминает всем о теореме Пифагора, наиболее известном его открытии. Катет, лежащий в основании треугольника - мраморный , гипотенуза и фигура самого Пифагора в виде второго катета - медные. ( слайд 22)
VI. Итог урока. Оценивание.
Вернемся к игре "Верите ли вы, что..."
· с Теоремой Пифагора вы сталкиваетесь каждый день?
· что Теорема Пифагора поможет стать востребованным в реальной жизни?
· что Теорема Пифагора применима многих сферах жизнедеятельности человека?
Я надеюсь, что все полученные знания вам непременно пригодятся в дальнейшей жизни, например, когда решите построить свой дом.
Заполните свою карту успеха. Оцените свою работу на уроке и работу участников группы.
VII. Домашнее задание п. 54, 55 №489а), №493
VIII. Рефлексия. После того, как прозвенел звонок, учитель просит учащихся оставить на доске красный цветочек, синий квадрат или черную тучку.
- по окончании урока у меня замечательное настроение, потому что все было понятно и интересно.
- настроение хорошее, но кое-что я не понял (а)
-у меня плохое настроение, я ничего не понял(а), только время зря потратил(а)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.