Уроки 18, 19
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБОРОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ В 1930-е гг.
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Общие цели: обсудить вопрос о необходимости коллективизации сельского хозяйства и методы ее осуществления; выяснить причины и источники индустриализации СССР; дать представление о культурной революции.
Вспомогательные цели: опираясь на материал учебника § 17-18, определить цели коллективизации сельского хозяйства, индустриализации в СССР, цели и социальные последствия культурной революции в СССР.
Дополнительные цели: определить цели модернизации советского периода; составить развернутый план и тезисы ответа на вопрос «Достижения и издержки модернизации в СССР»; объяснить, как проходила коллективизация, индустриализация в СССР; охарактеризовать составляющие культурной революции 1930-х гг. в СССР.
Основные понятия и термины: модернизация, индустриализация, коллективизация, колхоз, машинно-тракторная станция (МТС), «двадцатипятитысячники», раскулачивание, социалистическое соревнование, стахановцы, пятилетка, военно-промышленный комплекс (ВПК) страны, «культурная революция».
Важнейшие даты и события:
1927 г. - начало хлебозаготовительного кризиса.
Декабрь 1929 г. - провозглашение И. В. Сталиным окончания новой экономической политики и перехода к политике сплошной коллективизации.
1930 г. - ликвидация в СССР безработицы.
1928-1932 гг. - первая пятилетка.
1933-1937 гг. - вторая пятилетка.
1932-1933 гг. - массовый голод в сельских районах СССР.
Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал, статистическая материал к таблицам.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Основываясь на данных таблицы «Духовная жизнь: достижения и потери» ответьте на в о п р о с ы:
- Какие достижения существовали в русской культуре в 1920-е гг.?
- Почему Советская власть начала гонения на Русскую православную церковь?
- Что отличало художников «Окон РОСТА»?
- Каково было отношение властей к региональному искусству?
- Почему началось идеологическое давление на культуру со стороны новой власти?
II. Изучение нового материала.
План
1. Коллективизация и ее итоги.
2. Индустриализация: основные итоги.
3. Модернизация армии.
4. «Культурная революция».
С целью актуализации знаний, полученных в основной школе и при изучении темы «Россия на рубеже XIX-XX вв.», рекомендуется обсудить вопрос, поставленный в начале § 17-18.
- Вспомните, что такое модернизация? Каковы были общие направления, черты и итоги модернизации России до 1917 г.?
течение урока заполнить таблицу «Модернизация советского периода».
Цели |
Основные источники |
Методы проведения |
Особенности |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Коллективизация и ее итоги.
Рассказ учителя с опорой на таблицу «Коллективизация в СССР».
|
Цели |
Результаты |
Последствия |
|||
|
1 |
2 |
3 |
|||
|
Налаживание канала перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации |
Обретение канала перекачивания средств из села в город на нужды индустриализации |
Отвлечение огромных средств от развития сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села |
|||
|
Ликвидация кулачества как класса |
Ликвидация кулачества как класса |
Укрепление социальной базы сталинской диктатуры |
|||
|
|
|||||
Огосударствление сельскохозяйственного производства |
Полное огосударствление экономики |
Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда; ликвидация экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства |
|
|||
Ликвидация «аграрного перенаселения» |
Значительное сокращение численности сельского населения |
Массовый уход крестьян из деревни. Дефицит рабочей силы на селе |
|
|||
• В 1925 г. сельское хозяйство по многим показателям достигло уровня 1913 г. Постепенный рост происходил на базе индивидуальных хозяйств, постепенно враставших в кооперативную систему.
• В 1920-х гг. в СССР существовали различные формы сельскохозяйственной кооперации:
- потребительская, объединившая крестьян как покупателе? промышленной продукции;
- сбытовая;
- производственная - ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли);
- сельскохозяйственная артель (коммуна, колхоз).
• Доля кооперативных хозяйств:
1924-1925 гг. -24%; 1927
г.-32%; Накануне 1929
г. - 55 %.
2. Индустриализация: основные итоги.
Индустриализация - система мер, направленных на ускорение развития промышленности с целью переоснащения всего народного хозяйства и укрепления обороноспособности страны.
В 1927 г. партийное руководство взяло курс на форсированную социалистическую индустриализацию.
Чем была вызвана индустриализация на этом этапе:
- преодолением экономической отсталости страны как гарантией развития государства в капиталистическом окружении;
- достижением экономической независимости СССР;
- укреплением обороноспособности страны;
- -созданием материально-технической базы для развития
сельского хозяйства.
- Какие задачи стояли перед сталинской индустриализацией? Подумайте, почему она была необходима власти.
Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 17-18 и составление схемы «Задачи индустриализации 1930-х гг.». Хозяйственные:... Социальные:... Политические:... Идеологические:...
сущность сталинской индустриализации, основываясь на таблице «Индустриализация в СССР».
Как на рубеже XIX-XX вв., так и в 30-е гг. XX века стоял вопрос об источниках финансирования, накопления: «Где, откуда взять средства на индустриализацию?»:
• свертывание новой экономической политики и национали-
зация производства;
• вывоз природных ресурсов и зерна;
• займы у населения;
• идеология, направленная на мечту об обществе социальной справедливости;
• социалистические соревнования;
• использование на крупных стройках труда заключенных.
Учитель отмечает, что при проведении сталинской индустриализации действовали политические стимуляторы, выдвигались задачи «произвести больше, быстрее» (кроме военного производства).
Действовал принцип: «Сначала завод - потом город».
• В 1930-1932 гг. ВСНХ определил 50-60 ударных строек. Нарком тяжелой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе указал на 14 самых важных. Эти стройки обеспечивали техникой, рабочими руками.
• В 1931 г. Молотов призвал: «В течение десятилетки ... догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны».
Рекомендуется послушать подготовленные ранее сообщения: «О стахановском движении в СССР», «О стахановском движении в нашем крае (регионе)», «Алексей Григорьевич Стаханов».
Далее обучающимся рекомендуется изучить материал учебника § 17-18 (с. 174-177) и определить достижения первых пятилеток. Целесообразно результаты двух пятилеток оформить в таблицу «Первые пятилетки».
Модернизация армии.
Самостоятельная работа с материалом § 17—18 (с. 177-178). Обучающиеся выполняют тезисно ответ на вопрос № 3 (с. 180): «Охарактеризуйте модернизацию Красной армии. Как она была связана с общей модернизацией, проводимой в Советском Союзе?». Выступление обучающихся с подготовленным ранее сообщением: «Модернизация армии и позиция Михаила Николаевича Тухачевского».
4. «Культурная революция».
Под «культурной революцией» в 1930-е гг. понималось:
- школьное строительство;
- повышение уровня образования населения;
- развитие науки и приобщение широких масс к культурным ценностям.
III. Закрепление нового материала.
Из предложенного списка определить цели коллективизации и индустриализации:
1. Ликвидация технико-экономической отсталости.
2. Попытки наладить эффективное сельскохозяйственное производство.
3. Ликвидация кулачества как класса.
4. Достижение экономической независимости.
5. Развитие новых отраслей промышленности.
6. Ликвидация «аграрного перенаселения».
7. Создание мощного военно-промышленного комплекса.
8. Обеспечение перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации.
9. Подведение технической базы под отсталое сельское хозяйство.
10. Распространение влияния государства на частный
сектор
сельского хозяйства.
(Ответ: Коллективизация - 2, 3, б, 8, 10. Индустриализация - 1, 4, 5, 7, 9.)
Домашнее задание. § 17-18. Знать новые понятия, даты, события.
Заполнить таблицу № 1 «Социальные и экономические последствия индустриализации»:
Положительные |
Отрицательные |
|
|
Заполнить таблицу № 2 «Экономические и социальные последствия сплошной коллективизации»:
Экономические |
Социальные |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.