Конспект урока по истории на тему: "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБОРОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ В 1930-е гг." 11 класс О
Оценка 4.6

Конспект урока по истории на тему: "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБОРОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ В 1930-е гг." 11 класс О

Оценка 4.6
docx
22.05.2021
Конспект урока по истории на тему: "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБОРОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ В 1930-е гг." 11 класс О
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБОРОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ В 1930-е гг..docx

Уроки 18, 19

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБОРОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ В 1930-е гг.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Общие цели: обсудить вопрос о необходимости коллекти­визации сельского хозяйства и методы ее осуществления; выяс­нить причины и источники индустриализации СССР; дать пред­ставление о культурной революции.

Вспомогательные цели: опираясь на материал учебника § 17-18, определить цели коллективизации сельского хозяйства, индустриализации в СССР, цели и социальные последствия культурной революции в СССР.

Дополнительные цели: определить цели модернизации со­ветского периода; составить развернутый план и тезисы ответа на вопрос «Достижения и издержки модернизации в СССР»; объяснить, как проходила коллективизация, индустриализация в СССР; охарактеризовать составляющие культурной революции 1930-х гг. в СССР.

Основные понятия и термины: модернизация, индустриа­лизация, коллективизация, колхоз, машинно-тракторная станция (МТС), «двадцатипятитысячники», раскулачивание, социалистиче­ское соревнование, стахановцы, пятилетка, военно-промышленный комплекс (ВПК) страны, «культурная революция».

Важнейшие даты и события:

1927 г. - начало хлебозаготовительного кризиса.

Декабрь 1929 г. - провозглашение И. В. Сталиным окончания новой экономической политики и перехода к политике сплош­ной коллективизации.

1930 г. - ликвидация в СССР безработицы.

1928-1932 гг. - первая пятилетка.

1933-1937 гг. - вторая пятилетка.

1932-1933 гг. - массовый голод в сельских районах СССР.

Оборудование: иллюстративный и раздаточный матери­ал, статистическая материал к таблицам.

Ход урока

I.  Проверка домашнего задания.

Основываясь на данных таблицы «Духовная жизнь: дости­жения и потери» ответьте на в о п р о с ы:

-    Какие достижения существовали в русской культуре в 1920-е гг.?

-    Почему Советская власть начала гонения на Русскую пра­вославную церковь?

-    Что отличало художников «Окон РОСТА»?

-    Каково было отношение властей к региональному искусству?

-    Почему началось идеологическое давление на культуру со стороны новой власти?

II.  Изучение нового материала.

План

1. Коллективизация и ее итоги.

2.     Индустриализация: основные итоги.

3.     Модернизация армии.

4.     «Культурная революция».

С целью актуализации знаний, полученных в основной шко­ле и при изучении темы «Россия на рубеже XIX-XX вв.», реко­мендуется обсудить вопрос, поставленный в начале § 17-18.

- Вспомните, что такое модернизация? Каковы были общие направления, черты и итоги модернизации России до 1917 г.?

течение урока заполнить таблицу «Модернизация советского периода».

 

Цели

Основные источники

Методы проведения

Особенности

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Коллективизация и ее итоги.

Рассказ  учителя с опорой на таблицу «Коллективиза­ция в СССР».

 

 

Цели

Результаты

Последствия

 

1

2

3

 

Налаживание канала перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриали­зации

Обретение канала пе­рекачивания средств из села в город на нуж­ды индустриализации

Отвлечение огром­ных средств от раз­вития сельскохозяй­ственного производ­ства и инфраструк­туры села

 

Ликвидация кулачест­ва как класса

Ликвидация кулачест­ва как класса

Укрепление     соци­альной базы сталин­ской диктатуры

 

 

Огосударствление

сельскохозяйственного

производства

Полное огосударствле­ние экономики

Отчуждение кресть­ян от собственности и результатов труда; ликвидация эконо­мических стимулов развития сельскохо­зяйственного произ­водства

 

Ликвидация «аграрно­го перенаселения»

Значительное сокраще­ние численности сель­ского населения

Массовый уход кре­стьян из деревни. Дефицит рабочей силы на селе

 

  В 1925 г. сельское хозяйство по многим показателям дос­тигло уровня 1913 г. Постепенный рост происходил на базе ин­дивидуальных хозяйств, постепенно враставших в кооператив­ную систему.

  В 1920-х гг. в СССР существовали различные формы сель­скохозяйственной кооперации:

 

-    потребительская, объединившая крестьян как покупателе? промышленной продукции;

-    сбытовая;

-    производственная - ТОЗ (товарищество по совместной об­работке земли);

-    сельскохозяйственная артель (коммуна, колхоз).

Доля кооперативных хозяйств:
1924-1925 гг. -24%;                1927 г.-32%; Накануне 1929 г. - 55 %.

2. Индустриализация: основные итоги.

Индустриализация - система мер, направленных на ускоре­ние развития промышленности с целью переоснащения всего народного хозяйства и укрепления обороноспособности страны.

В 1927 г. партийное руководство взяло курс на форсирован­ную социалистическую индустриализацию.

Чем была вызвана индустриализация на этом этапе:

-   преодолением экономической отсталости страны как га­рантией развития государства в капиталистическом окружении;

-    достижением экономической независимости СССР;

-    укреплением обороноспособности страны;

-    -созданием материально-технической базы для развития

сельского хозяйства.

-   Какие задачи стояли перед сталинской индустриализаци­ей? Подумайте, почему она была необходима власти.

Самостоятельная   работа   обучающихся с текстом § 17-18 и составление схемы «Задачи индустриализации 1930-х гг.». Хозяйственные:... Социальные:... Политические:... Идеологические:...

сущность сталинской индустриали­зации, основываясь на таблице «Индустриализация в СССР».

 

Как на рубеже XIX-XX вв., так и в 30-е гг. XX века стоял вопрос об источниках финансирования, накопления: «Где, отку­да взять средства на индустриализацию?»:

• свертывание новой экономической политики и национали-

зация производства;

  вывоз природных ресурсов и зерна;

  займы у населения;

  идеология, направленная на мечту об обществе социальной справедливости;

  социалистические соревнования;

  использование на крупных стройках труда заключенных.

Учитель отмечает, что при проведении сталинской инду­стриализации действовали политические стимуляторы, выдви­гались задачи «произвести больше, быстрее» (кроме военного производства).

Действовал принцип: «Сначала завод - потом город».

  В 1930-1932 гг. ВСНХ определил 50-60 ударных строек. Нарком тяжелой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе указал на 14 самых важных. Эти стройки обеспечивали техни­кой, рабочими руками.

  В 1931 г. Молотов призвал: «В течение десятилетки ... дог­нать и перегнать в технико-экономическом отношении передо­вые капиталистические страны».

Рекомендуется послушать подготовленные ра­нее сообщения: «О стахановском движении в СССР», «О стахановском движении в нашем крае (регионе)», «Алексей Григорьевич Стаханов».

Далее обучающимся рекомендуется изучить материал учеб­ника § 17-18 (с. 174-177) и определить достижения первых пя­тилеток. Целесообразно результаты двух пятилеток оформить в таблицу «Первые пятилетки».

 

Модернизация армии.

Самостоятельная работа с материалом § 17—18 (с. 177-178). Обучающиеся выполняют тезисно ответ на вопрос № 3 (с. 180): «Охарактеризуйте модернизацию Красной армии. Как она была связана с общей модернизацией, проводимой в Советском Союзе?». Выступление обучающихся с под­готовленным ранее сообщением: «Модернизация армии и пози­ция Михаила Николаевича Тухачевского».

4. «Культурная революция».

Под «культурной революцией» в 1930-е гг. понималось:

-    школьное строительство;

-    повышение уровня образования населения;

- развитие науки и приобщение широких масс к культурным ценностям.

III. Закрепление нового материала.

Из предложенного списка определить цели коллективи­зации и индустриализации:

1. Ликвидация технико-экономической отсталости.

2.     Попытки наладить эффективное сельскохозяйственное произ­водство.

3.     Ликвидация кулачества как класса.

4.    Достижение экономической независимости.

5.     Развитие новых отраслей промышленности.

6.    Ликвидация «аграрного перенаселения».

7.    Создание мощного военно-промышленного комплекса.

8.      Обеспечение перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации.

9.     Подведение технической базы под отсталое сельское хо­зяйство.

10. Распространение влияния государства на частный сектор
сельского хозяйства.

(Ответ: Коллективизация - 2, 3, б, 8, 10.  Индустриализа­ция - 1, 4, 5, 7, 9.)

Домашнее задание. § 17-18. Знать новые понятия, даты, со­бытия.

Заполнить таблицу № 1 «Социальные и экономические по­следствия индустриализации»:

 

Положительные

Отрицательные

 

 

Заполнить таблицу № 2 «Экономические и социальные по­следствия сплошной коллективизации»:

 

Экономические

Социальные

 

 

 


 

Уроки 18, 19 МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Уроки 18, 19 МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Коллективизация и ее итоги. Рассказ учителя с опорой на таблицу «Коллективиза­ция в

Коллективизация и ее итоги. Рассказ учителя с опорой на таблицу «Коллективиза­ция в

Какие задачи стояли перед сталинской индустриализаци­ ей?

Какие задачи стояли перед сталинской индустриализаци­ ей?

III . Закрепление нового материала

III . Закрепление нового материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021