Тема: НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ. ИЮНЬ 1941- НОЯБРЬ 1942 г.
Общие цели: дать определение понятию «Великая Отечественная война»; назвать основные этапы военных действий; охарактеризовать героизм советских людей в годы войны.
Вспомогательные цели: назвать причины поражения Красной армии в начальный период войны; с опорой на текст материала § 23-24 составить развернутый план ответа на вопрос «Мобилизация СССР на победу над фашистской Германией».
Дополнительные цели: определить роль Смоленского сражения в Великой Отечественной войне; охарактеризовать военно-стратегический, морально-политический, международный аспекты значения битвы под Москвой; дать определение понятию «антигитлеровская коалиция», установить причины ее возникновения.
Основные понятия и термины: Великая Отечественная война, Государственный Комитет Обороны (ГКО), Ставка Верховного Главнокомандования, народное ополчение, Русская освободительная армия (РОА), оккупационный режим, партизанское движение, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, трудовой фронт.
Важнейшие даты и события:
22 июня 1941 г. - начало Великой Отечественной войны. 30 сентября 1941 г. - начало битвы за Москву. 5 декабря 1941 г. - начало контрнаступления Красной армии под Москвой.
Весна 1942 г. - неудачное наступление Красной армии. Сентябрь-ноябрь 1942 г. - оборона Сталинграда.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война».
Ход урока
I. Изучение нового материала.
План
1. Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г.
2. Мобилизация страны.
3. Смоленское сражение и катастрофа на Украине.
4. Битва под Москвой.
5. Зарождение антигитлеровской коалиции.
6. Боевые действия весной - летом 1942 г.
7. Оборона Сталинграда.
8. Оккупационный режим на советской территории.
9. Партизанское движение.
10. «Все для фронта, все для победы!»
Вниманию обучающихся предлагается периодизация Великой отечественной войны.
I период: 22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.
II период: 19 ноября 1942 г. - конец 1943 г.
III период: начало 1944 г. - 9 мая 1945 г.
IV период: 8 августа 1945 г. - 2 сентября 1945 г.
1. Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г.
Задание обучающимся: подготовить ответ на вопрос: «Определите причины поражения Красной армии в начальный период войны. В какой степени ее неудачи были обусловлены объективными причинами?» (см. вопрос № I § 23-24, с. 238).
ответить на в о п р о с ы :
- Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 г.?
- Когда немецкое командование под руководством А. Гитлера начало разрабатывать план нападения на СССР?
- Как вы думаете, явились ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?
- Почему И. В. Сталин не прислушался к предупреждению советских разведчиков?
Работа с картой.
1. показать воюющих стран.
2. Наступление немецкой армии шло по трем направлениям:
• на Москву (группа армий «Центр»);
• Ленинград (группа армий «Север»);
• Киев (группа армий «Юг»).
3. Линией победы А. Гитлер считал линию Архангельск-Волга.
• образование Государственного Комитета Обороны (ГКО) под председательством И. В. Сталина;
• расширение прав советских органов власти;
• восстановление политических отделов в колхозах для усиления трудовой дисциплины в тылу и выполнения плановых заданий;
• восстановление в армии института военных комиссаров с целью предотвращения отступлений воинских частей и дезертирства;
• поднятие боевого духа;
• принятие И. В. Сталиным должности Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР.
2. Меры по переводу промышленности на военные рельсы:
• перевод всей промышленной отрасли на выпуск военной продукции;
• создание минометного, танкового, авиационного наркоматов;
• увеличение рабочего дня до 11 часов, введение обязательных сверхурочных заданий;
• с целью создания постоянного контингента рабочей силы и ликвидации ее текучести все рабочие военных предприятий объявлены мобилизованными и прикреплены к своим предприятиям. За самовольный уход с предприятий следовало наказание -5-8 лет тюремного заключения.
3. Меры по эвакуации населения и промышленных предприятий на восток:
• создание специального Совета по эвакуации, который уже в июне 1941 г. занялся эвакуацией предприятий и населения на восток;
• за первые полгода войны на восток было эвакуировано 1523 предприятия и более 10 млн. человек.
слово обучающимся с подготовленными заранее сообщениями «Герои первых недель Великой Отечественной войны».
3. Смоленское сражение и катастрофа на Украине.
Вниманию обучающихся предлагается интересный факт.
Начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Гальдер записал в своем дневнике 3 июля 1941 г.: «Русские повсюду сражаются до последнего человека».
Далее предоставляется слово обучающимся с подготовленным заранее сообщением «Смоленское сражение».
Задание обучающимся: слушая сообщения, ответить на вопрос: «Определите роль Смоленского сражения в Великой Отечественной войне».
4. Битва под Москвой.
Задание обучающимся: в сентябре 1941 г. Красная I армия оставила Шлиссельбург, началась блокада Ленинграда, 19 сентября оставили Киев.
- Объясните, что произошло 30 сентября?
- Прокомментируйте, как эти даты, события связаны между собой.
Работа по карте.
С помощью карты рассказать о военных ; событиях на Ленинградском направлении.
Задание обучающимся:
- Назовите источники победы в битве под Москвой.
- Каково значение битвы под Москвой в истории Великой Отечественной войны?
5. Зарождение антигитлеровской коалиции.
На этом уроке начинается знакомство обучающихся с дипломатией и внешней политикой СССР в годы войны.
Обучающиеся с опорой на знания основной школы:
- называют причины создания антигитлеровской коалиции;
- определяют особенности взаимодействия в рамках коалиции;
- оценивают отношения между лидерами ведущих стран коалиции.
ЗАДАНИЕ обучающимся: начать составлять хронологическую таблицу:
Дата |
Этапы складывания антигитлеровской коалиции |
Значение и содержание заключенных договоров и соглашений |
|
|
|
Работа над документами.
6. Боевые действия весной-летом 1942 г.
Рассказ обязательным использованием карты «Великая Отечественная война».
Задание обучающимся: прослушав рассказ, ответить на вопросы :
- Охарактеризуйте планы Германии и СССР на летнюю компанию 1942 г.
- Объясните, почему летом 1942 г. Красная армия снова терпит поражение?
- Почему вермахт перехватил инициативу у Красной
армии?
Вопросы к обучающимся:
- Оцените моральное состояние Красной армии летом 1942 г.
- Чем руководство страны объясняло невозможность дальнейшего отступления армии?
- Какую роль должен был сыграть приказ № 227?
7. Оборона Сталинграда.
Учитель знакомит обучающихся с этапами Сталинградской битвы:
I этап: 17 июля 1942 г. - 18 ноября 1942 г. - оборонительный;
II этап: 19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г. - контрнаступление Красной армии.
Сообщения обучающихся, подготовленные заранее, об оборонительном этапе Сталинградской битвы.
Примерная тематика:
• «Оборона Сталинграда».
• «Подвиг 62-й армии генерала В. И. Чуйкова».
• «Подвиг 64-й армии генерала М. С. Шумилова».
• «Подвиг снайпера Василия Зайцева».
• «Подвиг сержанта разведгруппы Я. Ф. Павлова».
Задание обучающимся:
- Определите, что делало Сталинград стратегическим объектом, от которого зависела судьба Вооруженных сил на других направлениях фронта?
- Объясните, почему Сталинградский фронт был образован только 12 июля 1942 г.?
- Какую роль в Сталинграде играл Мамаев курган, за который шла непрерывная борьба с переменным успехом для обеих сторон?
8. Оккупационный режим на советской территории.
Рассказ учителя с опорой на дополнительный материал.
9. Партизанское движение.
Работа по вариантам.
I вариант. Прослушивание сообщений о героях партизанского движения.
II вариант. Составление тезисов ответа на вопрос «Партизанское движение как проявление отечественного характера войны советского народа с германскими захватчиками».
III вариант. Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника § 21 «Партизанское движение».
Беседа по вопросам:
- Почему И. В. Сталин в начале войны с недоверием относился к партизанскому движению?
- Как возникло партизанское движение в годы войны?
- Какую роль сыграли партизаны в Великой Отечественной войне?
- В каких районах страны партизанское движение приняло широкомасштабный характер?
- Какое значение имела деятельность партизанских отрядов?
10. «Все для фронта, все для победы!»
Выполнение задания п. 11 § 25 (с. 239). На основе данного материала и предыдущего §24 составьте вариант ответа по теме «Мобилизация СССР на войну с Германией».
Охарактеризуйте процесс перестройки советской экономики, социальных отношений и идеологии с началом и в ходе войны.
II. Закрепление изученного материала.
- Приведите аргументы в пользу того, что разразившаяся война приобрела для нашего народа характер отечественной.
- Как это сказалось на состоянии фронта и тыла?
-
Домашнее задание: § 25. Знать новые понятия, даты, события. Начать составление таблицы «Основные события на советско-германском фронте».
Этапы |
Даты |
Сражения |
События |
Результаты и значения |
|
|
|
|
|
Подготовить сообщения:
• «Танковое сражение под Прохоровкой».
• «Контрнаступление советских войск под Сталинградом».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.