Конспект урока по истории на тему: "НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ" 11 класс
Оценка 5

Конспект урока по истории на тему: "НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ" 11 класс

Оценка 5
docx
22.05.2021
Конспект урока по истории на тему: "НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ" 11 класс
НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ.docx

Тема: НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЫ. ИЮНЬ 1941- НОЯБРЬ 1942 г.

Общие цели: дать определение понятию «Великая Отечест­венная война»; назвать основные этапы военных действий; оха­рактеризовать героизм советских людей в годы войны.

Вспомогательные цели: назвать причины поражения Крас­ной армии в начальный период войны; с опорой на текст мате­риала § 23-24 составить развернутый план ответа на вопрос «Мобилизация СССР на победу над фашистской Германией».

Дополнительные цели: определить роль Смоленского сра­жения в Великой Отечественной войне; охарактеризовать воен­но-стратегический, морально-политический, международный аспекты значения битвы под Москвой; дать определение поня­тию «антигитлеровская коалиция», установить причины ее воз­никновения.

Основные понятия и термины: Великая Отечественная война, Государственный Комитет Обороны (ГКО), Ставка Вер­ховного Главнокомандования, народное ополчение, Русская ос­вободительная армия (РОА), оккупационный режим, партизан­ское движение, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, трудовой фронт.

Важнейшие даты и события:

22 июня 1941 г. - начало Великой Отечественной войны. 30 сентября 1941 г. - начало битвы за Москву. 5 декабря 1941 г. - начало контрнаступления Красной армии под Москвой.

Весна 1942 г. - неудачное наступление Красной армии. Сентябрь-ноябрь 1942 г. - оборона Сталинграда.

Оборудование:  карта «Великая Отечественная война».

 

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

1. Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г.

2.    Мобилизация страны.

3.     Смоленское сражение и катастрофа на Украине.

4.     Битва под Москвой.

5.     Зарождение антигитлеровской коалиции.

6.     Боевые действия весной - летом 1942 г.

7.     Оборона Сталинграда.

8.    Оккупационный режим на советской территории.

9.    Партизанское движение.

10.     «Все для фронта, все для победы!»

Вниманию обучающихся предлагается периодизация Великой отечественной войны.

I период: 22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.

II период: 19 ноября 1942 г. - конец 1943 г.

III       период: начало 1944 г. - 9 мая 1945 г.

IV   период: 8 августа 1945 г. - 2 сентября 1945 г.

1. Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г.

Задание обучающимся: под­готовить ответ на вопрос: «Определите причины поражения Красной армии в начальный период войны. В какой степени ее неудачи были обусловлены объективными причинами?» (см. вопрос № I § 23-24, с. 238).

ответить на в о п р о с ы :

-    Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 г.?

-    Когда немецкое командование под руководством А. Гитле­ра начало разрабатывать план нападения на СССР?

-    Как вы думаете, явились ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

-    Почему И. В. Сталин не прислушался к предупреждению советских разведчиков?

Работа с   картой.

1. показать воюющих стран.

2. Наступление немецкой армии шло по трем направлениям:

   на Москву (группа армий «Центр»);

   Ленинград (группа армий «Север»);

   Киев (группа армий «Юг»).

3. Линией победы А. Гитлер считал линию Архангельск-Волга.

образование Государственного Комитета Обороны (ГКО) под председательством И. В. Сталина;

расширение прав советских органов власти;

восстановление политических отделов в колхозах для уси­ления трудовой дисциплины в тылу и выполнения плановых за­даний;

восстановление в армии института военных комиссаров с целью предотвращения отступлений воинских частей и дезер­тирства;

поднятие боевого духа;

принятие И. В. Сталиным должности Верховного Главно­командующего Вооруженными силами СССР.

2.       Меры по переводу промышленности на военные рельсы:

  перевод всей промышленной отрасли на выпуск военной продукции;

  создание минометного, танкового, авиационного наркома­тов;

  увеличение рабочего дня до 11 часов, введение обязатель­ных сверхурочных заданий;

  с целью создания постоянного контингента рабочей силы и ликвидации ее текучести все рабочие военных предприятий объявлены мобилизованными и прикреплены к своим предпри­ятиям. За самовольный уход с предприятий следовало наказание -5-8 лет тюремного заключения.

3.       Меры по эвакуации населения и промышленных предпри­ятий на восток:

•        создание специального Совета по эвакуации, который уже в июне 1941 г. занялся эвакуацией предприятий и населения на восток;

• за первые полгода войны на восток было эвакуировано 1523 предприятия и более 10 млн. человек.

слово обучающимся с подготовленными заранее сообщениями «Герои первых недель Великой Отечественной войны».

 

3. Смоленское сражение и катастрофа на Украине.

Вниманию обучающихся предлагается интересный факт.

Начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Гальдер записал в своем дневнике 3 июля 1941 г.: «Рус­ские повсюду сражаются до последнего человека».

Далее предоставляется слово обучающимся с под­готовленным заранее сообщением «Смоленское сра­жение».

Задание обучающимся: слушая сообщения, ответить на вопрос: «Определите роль Смоленского сражения в Великой Отечественной войне».

4. Битва под Москвой.

Задание  обучающимся: в сентябре 1941 г. Красная I армия оставила Шлиссельбург, началась блокада Ленинграда, 19 сентября оставили Киев.

-    Объясните, что произошло 30 сентября?

-    Прокомментируйте, как эти даты, события связаны между собой.

Работа по карте.

С помощью карты рассказать о военных ; событиях на Ленинградском направлении.

Задание обучающимся:

-    Назовите источники победы в битве под Москвой.

-    Каково значение битвы под Москвой в истории Великой Отечественной войны?

5. Зарождение антигитлеровской коалиции.

На этом уроке начинается знакомство обучающихся с ди­пломатией и внешней политикой СССР в годы войны.

Обучающиеся с опорой на знания основной школы:

-    называют причины создания антигитлеровской коалиции;

-    определяют особенности взаимодействия в рамках коалиции;

-        оценивают отношения между лидерами ведущих стран коалиции.

ЗАДАНИЕ обучающимся: начать составлять хро­нологическую таблицу:

 

Дата

Этапы складывания

антигитлеровской

коалиции

Значение и содержание

заключенных договоров

и соглашений

 

 

 

Работа над документами.

6. Боевые действия весной-летом 1942 г.

Рассказ обязательным использованием кар­ты «Великая Отечественная война».

Задание обучающимся: прослушав рассказ, ответить на вопросы :

-        Охарактеризуйте планы Германии и СССР на летнюю компанию 1942 г.

-        Объясните, почему летом 1942 г. Красная армия снова тер­пит поражение?

-        Почему вермахт перехватил инициативу у Красной армии?
Вопросы к обучающимся:

-    Оцените моральное состояние Красной армии летом 1942 г.

-    Чем руководство страны объясняло невозможность даль­нейшего отступления армии?

-    Какую роль должен был сыграть приказ № 227?

7. Оборона Сталинграда.

Учитель знакомит обучающихся с этапами Сталинградской битвы:

I        этап: 17 июля 1942 г. - 18 ноября 1942 г. - оборонительный;

II       этап: 19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г. - контрнаступ­ление Красной армии.

Сообщения обучающихся, подготовленные заранее, об оборонительном этапе Сталинградской битвы.

Примерная тематика:

  «Оборона Сталинграда».

  «Подвиг 62-й армии генерала В. И. Чуйкова».

  «Подвиг 64-й армии генерала М. С. Шумилова».

  «Подвиг снайпера Василия Зайцева».

  «Подвиг сержанта разведгруппы Я. Ф. Павлова».

Задание обучающимся:

-    Определите, что делало Сталинград стратегическим объек­том, от которого зависела судьба Вооруженных сил на других направлениях фронта?

-    Объясните, почему Сталинградский фронт был образован только 12 июля 1942 г.?

-    Какую роль в Сталинграде играл Мамаев курган, за кото­рый шла непрерывная борьба с переменным успехом для обеих сторон?

8. Оккупационный режим на советской территории.

Рассказ учителя с опорой на дополнительный материал.

9.       Партизанское движение.

Работа по вариантам.

I        вариант. Прослушивание сообщений о героях парти­занского движения.

II      вариант. Составление тезисов ответа на вопрос «Пар­тизанское движение как проявление отечественного характера войны советского народа с германскими захватчиками».

III     вариант. Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника § 21 «Партизанское движение».

Беседа по вопросам:

-    Почему И. В. Сталин в начале войны с недоверием отно­сился к партизанскому движению?

-    Как возникло партизанское движение в годы войны?

-    Какую роль сыграли партизаны в Великой Отечественной войне?

-    В каких районах страны партизанское движение приняло широкомасштабный характер?

-    Какое значение имела деятельность партизанских отрядов?

10.     «Все для фронта, все для победы!»

Выполнение задания п. 11 § 25 (с. 239). На основе данного материала и предыдущего §24 составьте вариант ответа по теме «Мобилизация СССР на войну с Германией».

Охарактеризуйте процесс перестройки советской экономики, социальных отношений и идеологии с началом и в ходе войны.

 

II. Закрепление изученного материала.

-    Приведите аргументы в пользу того, что разразившаяся война приобрела для нашего народа характер отечественной.

-    Как это сказалось на состоянии фронта и тыла?

-     

Домашнее задание: § 25. Знать новые понятия, даты, собы­тия. Начать составление таблицы «Основные события на совет­ско-германском фронте».

 

Этапы

Даты

Сражения

События

Результаты и значения

 

 

 

 

 

Подготовить сообщения:

   «Танковое сражение под Прохоровкой».

   «Контрнаступление советских войск под Сталинградом».



 

Тема: НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ

Тема: НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ

Работа с картой. 1. показать воюющих стран

Работа с картой. 1. показать воюющих стран

Зарождение антигитлеровской коалиции

Зарождение антигитлеровской коалиции

Почему И. В. Сталин в начале войны с недоверием отно­ сился к партизанскому движению? -

Почему И. В. Сталин в начале войны с недоверием отно­ сился к партизанскому движению? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021