Урок 2. Древние жители нашей страны до начала новой эры: от первобытного общества к цивилизации
Предмет: российская история. Класс 6.
Цель – познакомиться с жизнью древних жителей нашей страны до начала новой эры.
План
I. Заселение и освоение просторов нашей страны первобытными людьми.
II. Земледельцы и скотоводы евразийской степи: первый шаг к цивилизации.
III. Охотники и рыболовы лесов Восточной Европы и Северной Азии. IV. Первые земледельцы и скотоводы в лесах Восточной Европы.
Оборудование: Дан. §1.
Ход урока
Вспомни
– Что такое первобытное общество, цивилизация, родовой строй?
– Как называют религиозные верования первобытной эпохи?
I. Заселение и освоение просторов нашей страны первобытными людьми.
Люди пришли в Восточную Европу и Северную Азию из южных областей более 500 тысяч лет назад. Они охотились на диких животных, собирали съедобные растения. Хозяйство древнего человека называют присваивающим – он пользовался тем, что создала природа.
Примерно 40 тысяч лет назад по просторам нашей страны расселился человек современного типа. Это было время окончания ледниковой эпохи. Северные области России покрывались тогда многометровым слоем льда. К югу от ледниковой кромки располагались тундры и холодные степи со скудной растительностью, населённые стадами оленей, лошадей, мамонтов. Но люди были приспособлены к этим суровым условиям. Борьбу за выживание вели не отдельные семьи, а спаянные родовые общины. Их членов учёные часто называют «охотниками за мамонтами». Наметилось объединение родовых общин в племена, развивался родовой строй.
Недалеко от современного города Воронежа 20 тысяч лет назад можно было наблюдать такую картину. По редколесной равнине, перебираясь через болотистые низменности и заросли кустарника, община охотников возвращается из летнего лагеря к своей зимней стоянке. Мужчины несут оружие, запас пищи, высматривают следы мамонтов. Женщины кутаются в плащи из мамонтовых шкур. Они ведут детей, собирают ягоды. В специальных мешочках у них хранятся тлеющий мох и угли для огня. Но вот раздаются радостные крики. В показавшейся впереди речной долине охотники разглядели крышу своей полуземлянки. Надо будет залатать мамонтовые шкуры, которые потрепало ветром, в стенах заменить прогнившие жерди недавно добытыми бивнями, развести огонь. В пути умерли старейшина и его малолетний внук. Обоих укладывают в могилу. В «стране предков» их душам пригодятся копьё, костяные иглы, каменный нож. Вместе с мальчуганом в далёкий путь отправляется и его любимая игрушка – вырезанная из бивня мамонта фигурка летящей птицы.
Десять тысяч лет назад ледник отступил на север, и природа нашей страны приобрела современный вид. Полоса тундры осталась теперь только на самом севере. Дальше на просторах Восточной Европы и Северной Азии раскинулась полоса лесов, разделённая «каменным поясом» Уральских гор. Южнее её сменяла полоса степей (евразийская степь), прорезанная долинами больших рек и острогами горных хребтов.
Около десяти тысяч лет назад первобытные охотники и собиратели освоили почти всю территорию нашей страны.
В каких районах нашей страны находились первые центры земледелия и скотоводства? К каким природным зонам относятся эти районы?
II. Земледельцы и скотоводы евразийской степи: первый шаг к цивилизации.
В III тысячелетии до н. э. племена степной полосы Евразии начали переходить от охоты и собирательства к земледелию.
Лето в степи стало жарким и засушливым, исчезли леса с берегов великих степных рек Днепра, Дона, Волги, Урала. Жившие в речных долинах племена охотников и рыболовов стали приручать диких животных (быков, овец, лошадей), научились перегонять стада на далёкие степные пастбища, освоили верховую езду, изобрели колесо. Старые охотничьи поселения превратились во временные зимние становища. Вместо приречных хижин появились разборные юрты или крытые кибитки (дома на колёсах), в которых во время кочёвок умещалась вся семья и домашняя утварь. Евразийская степь стала землёй скотоводов-кочевников.
Речные долины Северного Кавказа и Причерноморья дали приют племенам земледельцев. Они рыхлили плодородные почвы мотыгами и засевали их просом, пшеницей. Поспевшие колосья жали бронзовыми серпами. Из зерна варили кашу или мололи его на каменных жерновах и пекли лепёшки. В своих посёлках люди держали овец, коз, кур, но большинство продуктов им дарила земля.
Кочевники могли круглый год питаться мясом, которое варили в медных котлах, жарили на вертеле, вялили на костре. Возвращаясь зимой в становище, они пополняли запас продуктов за счёт охоты и рыбной ловли. Здесь же, в становищах, мастера-ремесленники делали посуду, бронзовые наконечники для стрел и копий, ножи, топоры. Из кожи и шерсти домашних животных изготовляли одежду, конскую упряжь, шатры для кибиток.
Дух свободы, постоянного движения пронизывал жизнь пастухакочевника. В степи человек остро чувствовал бескрайность небесного купола, который кочевники почитали как высшее божество. Указателями пути на степных дорогах были не только звёзды, но и курганы – надгробные холмы. Степняк-язычник должен был помнить своих предков до седьмого колена и каждого сородича после смерти проводить в «подземную кибитку», насыпать над ней «земляной шатёр». Проезжая мимо него, степняк обращался к душам предков с молитвой о заступничестве.
Кочевая жизнь расширяла кругозор скотоводов, объединяла и сталкивала народы, разделённые ранее сотнями километров. Постепенно для защиты своих пастбищ или захвата добычи племена скотоводов-кочевников стали объединяться в союзы племён. В ходе войн, при дележе добычи нарушалось равенство общинников, разрушался родовой строй. Постепенно большие союзы перерастали в ранние государства во главе с военными вождями.
В III-I тыс. до н. э. жители степной полосы нашей страны перешли от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это было движение к цивилизации.
Опишите маршрут кочевья родовой общины скотоводов.
III. Охотники и рыболовы лесов Восточной Европы и Северной Азии.
Огромные пространства лесного мира от Тихого океана до Балтийского моря занимали племена охотников, рыболовов и собирателей. Вдоль берега реки, озера община охотников ставила несколько жилищ – углублённых в землю хижин с большими каменными очагами. Со временем изобрели дома, складывающиеся из срубленных брёвен, - срубы.
Общины охотников научились использовать богатства лесного края. Основной их пищей были дичь и рыба. Снаряжение охотников состояло из лука и стрел с кремневыми и костяными наконечниками, острого кремневого ножа, хорошо отшлифованного и крепко насаженного на ручку каменного топора. Изучив повадки зверей, добытчики подкарауливали в чаще лосей и оленей, куниц и бобров, лисиц и медведей, кабанов и зайцев. Особыми свистками, вырезанными из кости, приманивали лесных и водоплавающих птиц – гусей, уток, лебедей, глухарей, куропаток. Весной и летом охоту дополняли сбором ягод, грибов, а главное – рыбной ловлей. Использовали удочки с костяными крючками и каменными грузилами. Забрасывали в водоёмы сети, сплетённые из волокон липы или ивы (лыка), мелких сосновых корней, снабжая их поплавками из еловой коры. В протоках между озёрами ставили верши-ловушки. Выходили на мелководье с копьём или острогой. Благодаря всем этим приспособлениям на стол лесных жителей попадали щуки и язи, лещи и караси, окуни и сомы, осётры и стерлядь.
Вечером у домашнего очага из костей убитых животных люди делали новые наконечники для стрел, иглы, украшения в виде головок зверей. Из шкур, меха, кожи диких животных шили одежду, обувь, охотничьи сумки.
Лепили из глины и обжигали на кострах горшки для варки мяса, приготовления похлёбки.
Многие племена охотников поклонялись хозяину лесов – медведю. Каменные и костяные фигурки, изображающие этого зверя, носили с собой. Удачливые воины надевали амулеты из медвежьих зубов. Многие племена считали медведя своим прародителем и кости зверя клали в могилы умерших соплеменников.
Племена лесной полосы нашей страны долгое время сохраняли присваивающее хозяйство и оставались на ступени первобытного общества.
IV. Первые земледельцы и скотоводы в лесах Восточной Европы.
На протяжении длительного времени жители лесов Восточной Европы предпочитали охоту и рыболовство земледелию и скотоводству.
Всё изменилось, когда люди освоили выплавку железа. Орудия из этого металла были намного прочнее и мощнее каменных и бронзовых. Очень скоро секреты добычи руды, выплавки железа и ковки орудий из него стали известны многим лесным племенам. Железные топоры, лопаты, копья, мечи позволили лесным племенам быстрее освоить новые способы хозяйствования – земледелие и скотоводство.
В I тыс. до н. э. в лесах Восточной Европы распространялись навыки земледелия. Охота и рыболовство отступали на второй план. Вдоль лесных рек появлялись постоянные селения, окружённые пахотами, сенокосами и лугами. В лесах земледельцы «подсекали» деревья, а потом сжигали их и корчевали пни. Весной мужчины рыхлили землю с помощью большого бревна с торчащими сучьями и засевали поле рожью, овсом, гречихой. Осенью женщины собирали урожай. Люди оказались «привязанными» к земле, которая кормит их теперь своими плодами, как раньше лес – своими дарами. Основной пищей стали гречневая и овсяная каши, ржаной хлеб. Жители лесов начали обожествлять природные силы, от которых зависел урожай, - «великих духов» земли, солнца, дождя.
Появление излишков пищи у соседей порождало желание отнять их, поэтому большинство родовых общин огораживали свои селения земляными валами и частоколами. За этими укреплениями скрывались общие длинные дома, амбары, сеновалы, кузни, загоны для скота. В борьбе за землюкормилицу роды сплачивались в племена и союзы племён во главе с военными вождями.
С V по I тысячелетие до н. э. племена степной и лесной полосы перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, сменили подвижный охотничий образ жизни на кочевой «пастушеский» или осёдлый «сельский», стали использовать бронзовые и железные орудия труда. Всё это означало, что они начали движение от первобытного общества к новой ступени развития – цивилизации.
Опишите поселения племени земледельцев. Сравните хозяйственные территории общин земледельцев и скотоводов (см. с. 16).
V. Вопросы самоконтроля.
1) Используя текст, объясните, что получали общины первобытных людей ледниковой эпохи благодаря охоте на мамонта. Докажите, что в течение многих тысяч лет хозяйство древних людей было присваивающим.
2) Какие признаки новой ступени развития – цивилизации – стали зарождаться у жителей евразийских степей в III-I тыс. до н. э.?
3) Какие изменения в культуре и родовом строе жителей лесов Восточной Европы произошли в результате перехода к производящему хозяйству?
4) Чем различался образ жизни скотоводов евразийских степей и земледельцев лесов Восточной Европы?
5) Составьте таблицу:
|
Жители лесной полосы |
Жители степной полосы |
Занятия |
|
|
Пища |
|
|
Религия |
|
|
Родовой строй |
|
|
6) Как можно доказать, что многие племена, жившие на территории нашей страны, в III-I тыс. до н. э. встали на путь перехода от первобытно-общинного строя на ступень цивилизации?
Древние мифы народов России
Из мифов манси
«Однажды Крылатая Кальм – дочь Верхнего Духа к отцу поднялась и сказала:
- Верхний Дух, отец наш, земля наша как не велика стала, а всё движется, на месте не стоит. Ты землю нашу укрепи, каким-нибудь поясом её опояшь.
Верхний Дух голову опустил. Пока так сидел, котёл рыбы свариться мог.
Потом голову поднял. Дочери сказал:
- Я сделаю, как ты сказала.
После этого Верхний Дух пояс свой на землю спустил. Пояс этот тяжёлыми пуговицами украшен был. Земля в воду глубоко осела и неподвижной стала. На том месте, где пояс лёг, теперь Уральский хребет. Это земли самая середина.
Когда люди на земле появились, Крылатая Кальм снова к Верхнему Духу пошла. Сказала ему так:
- Вот люди на нашей земле появились. Теперь скажи, чем кормиться они станут, от холода чем тела свои прикроют?
Верхний Дух голову опустил, долго думал. Потом так ответил:
- В тайге, в лесной чаще, много сохатого зверя будет, на болота я оленей пущу. Там они жить станут, себе пищу искать, а люди туда пусть на промысел идут».
Из мифов чувашей
«В очень давние времена жил Улып-богатырь. У него было много скота, и жил он в полном достатке и довольствии.
Но вот однажды кто-то из богов, видно, разгневался. Загремел гром, затряслась молния, и полились с неба потоки воды. Реки и озёра вышли из берегов и начали затоплять луга, на которых Улып пас свои стада. Начал Улып перебрасывать своих коров, овец, лошадей на более высокие незатопленные луга. Три дня и три ночи трудился Улып, но до окончания дела было ещё далеко.
По соседству с Улыпом жил кузнец-богатырь Азамат. Решил он помочь своему соседу. За семь дней и семь ночей сковал он узорчатый сверкающий семью цветами мост. Один конец моста упирался в горы, другой опускался на волжские луга. Улып перегнал стада на волжский берег, и мост исчез, стал невидим. Теперь мост Азамата можно видеть только в ясную погоду после дождя».
Из мифов мордвы
«Пурьгине Бог по велению своего отца – Верхнего Бога катался на золотой колеснице по небу, поливал землю дождями и метал огненные молнии.
Не раз видел он, как с наступлением темноты выходит из реки Суры молодая красавица Ведява, садится на камень и золотым гребнем расчесывает свои шёлковые волосы.
Захотел Пурьгине, чтобы она стала его женой. Стала его колесница кружиться над Сурой. Закружилось небо, поднялся ветер, опустился он в омут к Ведяве и закружил её вместе с водой, поднял на небо к Пурьгине. Всё лето потом Пурьгине в небе не показывался, прятался в густых тучах.
А на земле настала великая засуха. Не было дождей, обмелели реки, озёра, высохли ручьи и колодцы. Увяли травы и цветы, сгорали хлеба.
Бог Кормилец взвился на небо к Верхнему Богу и сказал ему:
- На земле голод, люди умирают, травы сгорели, скот дохнет, а всё потому, что Пурьгине Бог Ведяву на небо утащил…
Велел Верхний Бог вернуть Ведяву на землю. Не посмел ослушаться Пурьгине. Разразился он ливнями и вернул с ними на землю Ведяву».
- Попробуйте определить, какие из мифов были созданы во времена, когда эти народы России добывали себе пропитание охотой, земледелием, скотоводством.
- Каким силам природы поклонялись народы, создавшие эти мифы? Как называются такие верования?
VI. Домашнее задание: читать и пересказывать §1 «Древние жители нашей страны до начала новой эры: от первобытного общества к цивилизации» (сс. 14-20); ответить на вопросы сс. 19, 20.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.