Конспект урока по истории России в 7 классе на тему "Церковный раскол"
Оценка 4.6

Конспект урока по истории России в 7 классе на тему "Церковный раскол"

Оценка 4.6
Лекции
docx
история
7 кл
26.07.2020
Конспект урока по истории России в 7 классе на тему "Церковный раскол"
продолжить знакомство учащихся с основными событиями правления царя Алексея Михайловича; охарактеризовать влияние личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума на церковную жизнь и культуру России XVII века; путем анализа «Житие протопопа Аввакума» показать красоту человеческого подвига во имя веры; выявить влияние церковной реформы на укрепление самодержавия; охарактеризовать причины и последствия церковной реформы, роль раскола для дальнейшей религиозной жизни России.
урок по истории 7 кл церковный раскол.docx

  Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты.

Предметные: формировать понятийный аппарат, уметь применять исторические знания для характеристики событий церковного раскола, осмысление сущности современных общественных явлений. Развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать выводы при анализе причин церковного раскола, овладевать основами самоконтроля.

Личностные:  приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.  Формировать уважительное отношение к иному мнению, культуре, вере, традициям народов России.

  Цели: обучить методам работы с источниками информации разного типа- историческими документами, художественным произведением; выработать умение сопоставлять версии и оценки событий, данные различными историческими личностями; формировать историческое мышление; воспитывать уважение к истории и литературе; продолжить знакомство учащихся с основными событиями правления царя Алексея Михайловича; охарактеризовать влияние личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума на церковную жизнь и культуру России XVII  века; путем анализа «Житие протопопа Аввакума» показать красоту человеческого подвига во имя веры; выявить влияние церковной реформы на укрепление самодержавия; охарактеризовать причины и последствия церковной реформы, роль раскола для дальнейшей религиозной жизни России.

  Оборудование: компьютер и проектор

  Словарь: написан на доске или распечатан

      Анафема - церковное проклятие, отлучение о  церкви.

      Архимандрит - монашеский сан, перед епископом.

     Догмат – основное положение церковного учения, считающееся непреложной истиной.

     Духовник – священник, принимающий исповедь.

     Митрополит – высший духовный сан.

     Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство.

     Поп – православный священник.

     Патриарх – глава церкви.

     Протопоп – старший православный священник.

     Раскол – религиозно-общественное движение, возникшее в середине XVII века в России, направленное против официальной церкви.

    Секуляризация – обращение государством церковной собственности в светскую.

    Скит – небольшой поселок монаха-отшельника; старообрядческий монастырь, расположенный в глухой местности.

    Старообрядчество – религиозное течение, возникшее вследствие раскола и стремящееся к сохранению церковных правил старой веры.

Опережающее задание:  познакомиться с произведением  древнерусской «Житие протопопа Аввакума» .

Ход урока

I.                    Создание проблемной ситуации.

 (Учитель демонстрирует на экране репродукцию картины В. Сурикова «Боярыня Морозова»).

 Взгляните на эту картину. Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века - боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одеждах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто осмеливается поддержать боярыню,-юродивый, сидящий в лохмотьях прямо в снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Мчатся розвальни, а за ними, а за ними, едва успевая, бежит прикованная к поручням сестра Морозовой княгиня Урусова, в отчаянии ломающая пальцы, в бархатной шубе и узорчатом платке. Судьба этих женщин будет страшной – посаженные в земляную тюрьму, они умрут мучительной смертью. Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова? Ответ на этот вопрос мы узнаем в конце урока, изучив тему «Русская православная церковь в XVII веке».

 События начала XVII века стали суровым испытанием для Русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церковную утварь, убивали служителей церкви. По окончании Смуты главной задачей вновь избранного патриарха Филарета – отца царя Михаила Федоровича Романова – стало поднятие духа верующих и священнослужителей. Главное, чего удалось добиться патриарху,-это укрепление авторитета и власти царя. Однако сложные церковные вопросы так и не были решены ни при Филарете, ни при его преемниках – патриархах Иоасафе I и Иосифе. Время решения этих вопросов наступило в середине XVII века при патриархе Никоне.

II. Сообщение учащегося о патриархе Никоне. Ученик представляет иллюстрации в слайд-шоу.

 Учитель: Нам необходимо познакомиться еще с одним активным участником -  протопопом Аввакумом. Судьба этого человека нам известна по его «Житию», которое, в отличии от других литературных произведений этого жанра, написано живым, сочным языком. Кроме перипетий своей жизни Аввакум включает в свое повествование описание бытовых сцен, природы, душевного состояния и страданий.

III. Работа в группах.

 Работа учащихся продолжается в группах по четыре-пять человек с привлечением «Жития протопопа Аввакума».

 Задание: составьте сравнительную характеристику Никона и Аввакума по следующему плану:

1.      Происхождение, родители

2.      Воспитание и образование

3.      Семья – жена и дети

4.      Служебная карьера

5.      Какими нравственными качествами обладал?

По окончании работы выслушиваются ответы групп.

IV. Продолжение работы по теме урока.

 Став патриархом, Никон взял курс на проведение реформ. Какие проблемы церковной жизни ему необходимо было решить?

 Смута привела в упадок церковь и углубила нерешенные проблемы. Первой из них было упорядочение церковной жизни – постоянное переписывание  книг вносило все большое количество ошибок в священные тексты, что влекло за собой изменение обрядов и искажало суть богослужения. К  XVII веку сложилась церковная традиция многоголосья, т.е. чтения текста во время службы несколькими священниками и такого быстрого, что даже тот, кто читал, почти ничего не понимал. Кроме того, церковь в XVII веке считалась общественным местом, и, следовательно, там во время службы могли решаться важные государственные дела, что не способствовало особому общению верующих с Богом. Многие священники говорили и о языческих обрядах и суевериях, которые проникали в церковную жизнь. Например, церковь уже не возражала против святок и Масленицы, что безусловно, подрывало ее догматы. Таким образом, серьезные реформы были необходимы.

 В середине XVII века в Москве действовал «Кружок ревнителей древнего благочестия», члены которого обсуждали вопрос о реформировании церкви. В кружок входил вновь избранный патриарх Никон, а также духовник царя Стефан Вонифатьев, боярин Федор Ртищев, протопопы Иоанн Неронов и Аввакум, священники Даниил, Лазарь и Логгин. Со временем в кружке сложились две группировки: первая из них настаивала на преобразованиях, не затрагивающих русские богослужебные книги и обряды. Аввакум, входивший в группу, утверждал, что необходимо возвратиться к древней русской старине и исправлять книги по славянским рукописям, а не по греческим образцам, изданных в иноверных странах. В свою очередь вторая группа, членом которой являлся Никон, утверждала, что необходимо проведение реформ именно по греческим образцам. Став патриархом, Никон взял курс на преобразования.

 Работа учащихся с учебником.

Вопросы:

1.      Какими методами осуществлялась никоновская реформа?

2.      Какой была реакция русского народа на ее проведение?

3.      Почему реформе сопротивлялись священнослужители на местах?

4.      Какой смысл вкладывает протопоп Аввакум в характеристику этого времени: «видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали»?

  Учитель: Весной 1654 года под председательством царя Алексея Михайловича был собран церковный собор, который утвердил положения реформы.

 Вопросы:

1.      Каковы были последствия начала реформирования церкви?

2.      Что означает выражение «Раскол Русской православной церкви»? Согласны ли вы с высказыванием В.О. Ключевского: «Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»? Сравните свое мнение с определением из словаря урока.

3.      Какие социальные группы участвовали в расколе?

4.      Как вы думаете, что было общего у этих людей?

Учитель: церковная реформа Никона также оказала огромное влияние на развитие культуры XVII века. При непосредственном участии патриарха в России были возведены три монастыря – Иверский на Валдае (1653), Крестный на Белом море (1656) и Воскресенский Новоиерусалимский под Москвой.

V. Сообщение учащегося о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. (Ученик представляет иллюстрации в слайд-шоу).

VI. Продолжение работы по теме урока.

  Учитель. Отношения между царём и патриархом в начале проведения реформ были теплые – Алексей Михайлович называл Никона «собинным другом» и наградил титулом «великий государь». Но царская милость часто бывает изменчивой. Вскоре царю на патриарха стали жаловаться бояре, да и сам он часто в своих проповедях говорил о превосходстве духовной власти над светской, т.е. «священства» над «рыцарством».  Для открытого конфликта нужен был только повод. Вскоре он нашелся – неудачи в войне со Швецией, начатой по совету святейшего. В 1658 году Никон сложил с себя полномочия патриарха и удалился в Новоиерусалимский монастырь в специально построенный скит.

  Вопросы:

1.      В чем вы видите основную причину конфликта между патриархом и царем?

2.      Какие черты характера Никона проявились в этом противостоянии?

3.      Мог ли в этой борьбе победить патриарх?

  Учитель. По приказу Алексея Михайловича 1 декабря 1666 года в Москве опальный патриарх предстал перед собором русских архиереев и восточных патриархов. Он обвинялся в том, что самовольно ушел с патриаршества, бесчестил государя, критиковал Соборное уложение и другие царские законы о церкви. В результате Никон был лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь, а после смерти царя – в Кирилло-Белозерскую обитель. На старости лет ему разрешено было вернуться в его детище -  Новый Иерусалим, но до обители бывший патриарх не добрался, 17 августа 1681 года он скончался. Через год церковный собор восстановил Никона в сане патриарха. Похоронен он Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря.

  Возвращаясь к собору 1666 года, необходимо отметить еще один немаловажный факт – вместе с Никоном церковь осудила и его противников – раскольников, на соборе все они были преданы анафеме. Главного идеолога раскола – протопопа Аввакума называют по-разному. У Д.С. Лихачева он пророк, борец, мученик и страдалец. В литературе чаще всего можно встретить определение « неистовый», т.е. необычайно сильный, буйный, безудержный.

   Вопросы:

1.      Почему, по-вашему мнению, Аввакум заслужил такие оценки?

2.      14 апреля 1682 года Аввакум был сожжен в Пустозерском вместе со своими сторонниками. Подумайте, почему судьбы реформатора Никона и его противника Аввакума оказались так похожи?

VII. Подведение итогов урока.

Учитель. Церковный раскол – явление, в котором сплелись многие духовные проблемы, копившиеся столетиями. Последствия раскола не изжиты до сих пор. Он стал ярким проявлением самых различных черт национального русского характера, реакцией общества на перемены в духовной и политической жизни России. Огромное влияние раскол оказал на церковь, он поколебал ее авторитет и способствовал процессу секуляризации. Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в итоге вылился в противостояние церкви и государства и закончился лишением духовенства политической власти. Окончательный выбор светского направления развития Россия сделает уже при Петре I, когда все управление духовной сферой перейдет в руки Синода.

   А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова « Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная – такой запомнится Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.

Домашнее задание.

  Написать мини-исследование на тему « Особенности церковного раскола в России и процессов Реформации и Контрреформации в Европе».

    

 


 

Тип урока : урок изучения нового материала

Тип урока : урок изучения нового материала

Протопоп – старший православный священник

Протопоп – старший православный священник

II . Сообщение учащегося о патриархе

II . Сообщение учащегося о патриархе

Аввакум, входивший в группу, утверждал, что необходимо возвратиться к древней русской старине и исправлять книги по славянским рукописям, а не по греческим образцам, изданных в…

Аввакум, входивший в группу, утверждал, что необходимо возвратиться к древней русской старине и исправлять книги по славянским рукописям, а не по греческим образцам, изданных в…

Швецией, начатой по совету святейшего

Швецией, начатой по совету святейшего

А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины

А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2020