Конспект урока по истории в 5 классе "Древнейший Рим"
Оценка 4.9

Конспект урока по истории в 5 классе "Древнейший Рим"

Оценка 4.9
docx
03.09.2020
Конспект урока по истории в 5 классе "Древнейший Рим"
древнейший Рим.docx

Конспект урока

в 5 классе на тему: «Древнейший Рим» Автор учебника (программы): «История Древнего мира» авторы: А.А Вигасин, Г.И. Годер (издательство «Просвещение», 2015 г.). Авторская программа под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира»(издательство «Просвещение», 2012 г.)

Класс (группа, возраст): 5 класс.

Тип урока (занятия): открытие нового знания.

Цель урока - достичь планируемых результатов:

Предметный результат - умение отвечать на вопросы учителя по содержанию исторической карты, учебника, видеофрагмента.

Личностный результат – умение выражать свое отношение к событиям.

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного. Развивать умения аргументировать свою точку зрения.

Задачи формирования УУД:

Познавательные УУД:

- умение формулировать тему урока;

- умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного

и увиденного;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и

аргументировать свой ответ;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свое отношение к событиям;

- воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;

Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия, действия одноклассников;

Формы работы: проблемно – диалоговая, индивидуальная, групповая, в парах, работа с учебником, картой, видеофрагментом.

Оборудование и технические средства обучения: учебник, компьютер, экран, проектор, карта «Древнейший Рим», презентация

Рабочие материалы для обучающихся (воспитанников): рабочий лист, тест, учебник, магниты «смайлики».

ХОД УРОКА:

 

 

1. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.

Здравствуйте ребята!

Перед вами лежат смайлики (рожицы). Выберите ту, которая соответствует вашему настроению, и покажите мне.

Я хочу, чтобы ваше настроение улучшилось к концу урока.

Итак, приготовились работать. Поверьте, все ли необходимое у вас есть на партах: учебник, атлас, рабочая тетрадь, ручки, карандаши.

II. Повторение пройденного материала.

- На уроках истории в этом году мы с вами познакомились с историей разных стран.

И сегодня мы продолжим с вами  путешествовать по странам древнего мира. А для того, чтобы посетить следующую страну, я предлагаю вспомнить, в каких странах мы уже побывали, отгадав мои загадки. На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Междуречье, Финикия, Македония, Апеннины. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука. За правильный ответ учащиеся получают жетончик.

 

На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли. 
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна.

(Египет)

 

Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда.

(Междуречье)

 

На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит.

(Финикия)

 

Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны.

(Китай)

 

Был он сильным, нужен был
А не стало больше сил,
Ему место учредили
Для таких, как он, что было.
Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учить
Его всяческим манерам.
Чтобы стал для всех примером.
Со стола не брать кусок,
Смех закрыть свой на замок.
И прилежно всё учить,
Что учитель повелит.

(Педагог. Греция.)

 

III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

- В начале путешествия, мы должны узнать, в какой город отправляемся и поставить себе цель – что должны узнать во время путешествия и чему научиться.

- Прослушайте стихотворение Аполлона Майкова (русский поэт) подумайте и скажите, о каком городе сегодня пойдет речь на уроке?

Древний Рим

Я видел древний мир: в развалине печальной

И храмы, и дворцы, поросшие травой,

И плиты гладкие старинной мостовой,

И колесниц следы под аркой триумфальной,

И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,

Полуразбитые громады Колизея... 

- Кто догадался, о каком городе пойдет сегодня речь? (О Риме)

- А Рим сегодня - столица какого государства? ( Италии)

-Итак, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- Тема нашего урока «Древнейший Рим».

-А какая цель сегодняшнего урока?

-Цель урока: узнать об истории возникновения Древнейшего Рима.

-Чему мы должны научиться?

-Научиться показывать на карте местоположение Рима, дать определения некоторым новым понятиям, охарактеризовать природно-климатические условия.

 

Вопрос 1. 

Где находится Рим (географическое положение), природные условия.

 

Разделитесь на группы по четыре человека. Представьте себя в роли исследователей, которые получили задание определить:

1) местоположение древнего государства;

2) его природные условия;

По обозначенным критериям вам предстоит исследовать Древний Рим и сравнить его с Древней Грецией. Затем мы сравним полученные характеристики. Работая над заданием, пользуйтесь картой в учебнике (стр.115, 213), вступительной статье к параграфу 44 и представленной информацией на слайде №2. По ходу выполнения задания .

 

Задание  «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7)

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль  Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

 

Правильный ответ:   Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском  полуострове. В Италии - теплый  климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль  Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы

Апеннины.

 

 Вопрос 2. Основание Рима.

Древний Рим – это государство, которое было одним из величайших империй древности. Ее культура и традиции распространились на все захваченные территории, величественная римская архитектура и скульптура до сих пор поражает своим великолепием. Все страны средневековой Европы старались достичь величия Рима, правители возводили свои родословные к римским императорам (слово царь от цезарь) и теперь узнаем как же все начиналось. Для этого давайте обратимся к карте учебника на стр. 213 и посмотрим какие племена населяли Италию?

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. 

 

Работают с картой учебника, отвечают на вопрос учителя

(Этруски, самниты, умбры, галлы, апулы, латины).

Задание: прочитайте легенду об основании Рима  п.1, стр. 214-216 и запишите  в тетрадь ключевые слова.

 "Почитание Весты и Марса".

Учитель:       Рим  был основан в 753 г. до н.э.  (слайд №11)

 

Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени»,  сколько лет Риму?

Дата  основания считается условной,  т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий…

 

Вопрос 3  Город на семи холмах и его обитатели.

- Сейчас я расскажу вам о том, как жили люди в Риме. Слушайте внимательно и по ходу моего рассказа вы должны заполнить схему на рабочем листе задание № 3. После моего рассказа мы обязательно проверим, что у вас получилось.

Учитель читает отрывок в книге Город на семи холмах и его обитатели.

Физкультминутка. 

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

 

ЗАДАНИЕ №3.

Возникновение города Рим.

Ответьте на вопросы.

Что делали жители, что бы построить город?

(Перечислите их действия).

1.    _____________________________________________________________________

2.    _____________________________________________________________________

3.    _____________________________________________________________________

4.    _____________________________________________________________________

Город Рим.

Ответьте на вопросы

На чем он располагался?_________________________________

В каком году возник Рим? _________________

Занятия римлян.

Ответьте на вопросы.

В чем жили римляне? _________________________________________________________________________

Что выращивали римляне?

_________________________________________________________________________

Кого разводили римляне? _________________________________________________________________________

 

 

Вопрос 4. Управление Римом.

 

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №16)

Задание. Прочитайте текст на стр. 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз. и ответьте  на вопросы:

- Кто участвовал в управлении Римом?

- Какие  органы управления были?

-Кому принадлежала высшая власть?

-Назовите функции Народного собрания.

- Чем отличаются патриции от плебеев?

 

5 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

3-4 мин.

 

Выполняем задания в рабочем листе:

Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины. Слайд № 17-22.

 

- Задание № 1. Вставьте пропущенные слова.

а) В управлении Римом принимали участие только.....

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......

в) Высшая власть принадлежала .....

г) По легендам, Римом правили  ..... царей, последнего  звали.....

д) Знаками царской власти были .....

Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос 

 

Задание № 2. Загадки (1 б.):

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни,  нужно полуостров

Найти,  похожий на... (сапог)

Конечно,  путь туда не близкий,

На полуостров ...(Аппенинский)

 

Довольно  труднопроходимы

Крутые горы ... (Аппенины)

Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые ... (латины)

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла ... (волчица)

Ромул  дал

Названье  месту,

Это  потому, что  им

Был  основан  город ... (Рим)

 

Задание № 3. Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима (3 б.):

а) Адриатическое море        б) Тирренское море     в) Балканский полуостров        г) река Тибр      

д) Апеннинский полуостров    е) река По

Предлагает подвести итоги викторины

 

Записывают в тетрадь:

плюс - если ответ правильный,

плюс –если ответ правильный

Подводят итоги викторины:

за 9 плюсов – 5 баллов,

за 8 плюсов – 4 балла,

плюс - если ответ правильный,

плюс - если ответ правильный,

минус - если ответ не правильный

 

 


Подводят итоги викторины:

за 9 плюсов – 5 баллов,

за 8 плюсов – 4 балла,

Подводят итоги викторины:

за 9 плюсов – 5 баллов,

Подведения итогов викторины:

9 плюсов – 5 б

8 плюсов -4 б

5 плюсов – 3 б

 

6 этап. Рефлексия и оценивание

3-4 мин.

Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока?

Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке

 

Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики:

желтый – я все усвоил, могу поделиться знаниями;

зеленый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать;

синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы.

 

7 этап. Домашнее задание

(2 мин.)

 

Домашнее задание. 

Для всех – прочитать §44.

А так же я предлагаю вам выбрать и дополнительное домашнее задание для себя.

Ответить на вопросы после параграфа.

Нарисовать рисунок по легенде о Ромуле и Реме. (выбирают задание)

Подготовить сообщение на тему «Легенда о подвиге Муция»

- Спасибо за активную работу на уроке. Урок окончен, до свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ открытого урока учителя истории.

 

Урок по теме: "Древнейший Рим"

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

- познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима;        

- познакомиться с легендой об основании Рима;

- выяснить, каким был политический строй в Риме

- развивать  умение работать  картой, находить нужную информацию;

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы обучения: объяснительно-иллюстративный. 

Оборудование урока: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер.

Данный урок  - первый по счету в раздели «Древний Рим», учащиеся изучили на основе беседы «легенду об основании Рима». Выписали основные понятия, записали важнейшие даты в основании Рима. Поработали с картой, узнали местонахождения Рима.

Урок разбит на следующие этапы:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Изучение нового материала:

План:

- рассказ учителя;

- работа с таблицей;

- работа с учебником;

- беседа;

- работа с документами.

4. Подведение итогов урока.

5. Постановка домашнего задания.

6. Подведение итогов урока.


Планируемый результат:

 

Ученик усваивает:

— Местоположение Рима и его природные особенности.
— Знакомится с легендой об основании Рима.

— Расширяет своё представление о городе на семи холмах и его обитателях.
— Получает представление об управление в древнейшем Риме.

 

Оценки за урок: ученик получает оценку за активность на уроке, а также за выполненную работу.

 

Каждый этап урока имеет логическую завершенность. Главный аспект урока- изучение «Древнейшего Рима»,

Для лучшего усвоения урока была подготовлена презентация с наглядным материалом, сравнительной таблицей.

Закрепление изученного материала разбито на 2 блока, это работа в рабочей тетради,  

 

Оценка «5» - ставится за активное участие в изучении новой темы.

Оценка «4» - ставится за участие в изучении новой темы, с небольшими недочетами.

Оценка «3» - ставится за пассивное участие в изучении новой темы, а так же грубые ошибки.

В конце урока выставлены оценки.


 

Конспект урока в 5 классе на тему: «Древнейший

Конспект урока в 5 классе на тему: «Древнейший

II. Повторение пройденного материала

II. Повторение пройденного материала

Со стола не брать кусок, Смех закрыть свой на замок

Со стола не брать кусок, Смех закрыть свой на замок

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы

ЗАДАНИЕ №3. Возникновение города

ЗАДАНИЕ №3. Возникновение города

Старейшины родов заседали в совете, который назывался

Старейшины родов заседали в совете, который назывался

Домашнее задание (2 мин.)

Домашнее задание (2 мин.)

Самоанализ открытого урока учителя истории

Самоанализ открытого урока учителя истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2020