конспект урока по истории в 5 классе "Древнейший Рим"

  • docx
  • 03.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала древнейший Рим.docx

Конспект урока

в 5 классе на тему: «Древнейший Рим» Автор учебника (программы): «История Древнего мира» авторы: А.А Вигасин, Г.И. Годер (издательство «Просвещение», 2015 г.). Авторская программа под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира»(издательство «Просвещение», 2012 г.)

Класс (группа, возраст): 5 класс.

Тип урока (занятия): открытие нового знания.

Цель урока - достичь планируемых результатов:

Предметный результат - умение отвечать на вопросы учителя по содержанию исторической карты, учебника, видеофрагмента.

Личностный результат – умение выражать свое отношение к событиям.

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного. Развивать умения аргументировать свою точку зрения.

Задачи формирования УУД:

Познавательные УУД:

- умение формулировать тему урока;

- умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного

и увиденного;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и

аргументировать свой ответ;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свое отношение к событиям;

- воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;

Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия, действия одноклассников;

Формы работы: проблемно – диалоговая, индивидуальная, групповая, в парах, работа с учебником, картой, видеофрагментом.

Оборудование и технические средства обучения: учебник, компьютер, экран, проектор, карта «Древнейший Рим», презентация

Рабочие материалы для обучающихся (воспитанников): рабочий лист, тест, учебник, магниты «смайлики».

ХОД УРОКА:

 

 

1. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.

Здравствуйте ребята!

Перед вами лежат смайлики (рожицы). Выберите ту, которая соответствует вашему настроению, и покажите мне.

Я хочу, чтобы ваше настроение улучшилось к концу урока.

Итак, приготовились работать. Поверьте, все ли необходимое у вас есть на партах: учебник, атлас, рабочая тетрадь, ручки, карандаши.

II. Повторение пройденного материала.

- На уроках истории в этом году мы с вами познакомились с историей разных стран.

И сегодня мы продолжим с вами  путешествовать по странам древнего мира. А для того, чтобы посетить следующую страну, я предлагаю вспомнить, в каких странах мы уже побывали, отгадав мои загадки. На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Междуречье, Финикия, Македония, Апеннины. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука. За правильный ответ учащиеся получают жетончик.

 

На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли. 
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна.

(Египет)

 

Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда.

(Междуречье)

 

На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит.

(Финикия)

 

Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны.

(Китай)

 

Был он сильным, нужен был
А не стало больше сил,
Ему место учредили
Для таких, как он, что было.
Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учить
Его всяческим манерам.
Чтобы стал для всех примером.
Со стола не брать кусок,
Смех закрыть свой на замок.
И прилежно всё учить,
Что учитель повелит.

(Педагог. Греция.)

 

III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

- В начале путешествия, мы должны узнать, в какой город отправляемся и поставить себе цель – что должны узнать во время путешествия и чему научиться.

- Прослушайте стихотворение Аполлона Майкова (русский поэт) подумайте и скажите, о каком городе сегодня пойдет речь на уроке?

Древний Рим

Я видел древний мир: в развалине печальной

И храмы, и дворцы, поросшие травой,

И плиты гладкие старинной мостовой,

И колесниц следы под аркой триумфальной,

И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,

Полуразбитые громады Колизея... 

- Кто догадался, о каком городе пойдет сегодня речь? (О Риме)

- А Рим сегодня - столица какого государства? ( Италии)

-Итак, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- Тема нашего урока «Древнейший Рим».

-А какая цель сегодняшнего урока?

-Цель урока: узнать об истории возникновения Древнейшего Рима.

-Чему мы должны научиться?

-Научиться показывать на карте местоположение Рима, дать определения некоторым новым понятиям, охарактеризовать природно-климатические условия.

 

Вопрос 1. 

Где находится Рим (географическое положение), природные условия.

 

Разделитесь на группы по четыре человека. Представьте себя в роли исследователей, которые получили задание определить:

1) местоположение древнего государства;

2) его природные условия;

По обозначенным критериям вам предстоит исследовать Древний Рим и сравнить его с Древней Грецией. Затем мы сравним полученные характеристики. Работая над заданием, пользуйтесь картой в учебнике (стр.115, 213), вступительной статье к параграфу 44 и представленной информацией на слайде №2. По ходу выполнения задания .

 

Задание  «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7)

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль  Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

 

Правильный ответ:   Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском  полуострове. В Италии - теплый  климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль  Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы

Апеннины.

 

 Вопрос 2. Основание Рима.

Древний Рим – это государство, которое было одним из величайших империй древности. Ее культура и традиции распространились на все захваченные территории, величественная римская архитектура и скульптура до сих пор поражает своим великолепием. Все страны средневековой Европы старались достичь величия Рима, правители возводили свои родословные к римским императорам (слово царь от цезарь) и теперь узнаем как же все начиналось. Для этого давайте обратимся к карте учебника на стр. 213 и посмотрим какие племена населяли Италию?

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. 

 

Работают с картой учебника, отвечают на вопрос учителя

(Этруски, самниты, умбры, галлы, апулы, латины).

Задание: прочитайте легенду об основании Рима  п.1, стр. 214-216 и запишите  в тетрадь ключевые слова.

 "Почитание Весты и Марса".

Учитель:       Рим  был основан в 753 г. до н.э.  (слайд №11)

 

Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени»,  сколько лет Риму?

Дата  основания считается условной,  т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий…

 

Вопрос 3  Город на семи холмах и его обитатели.

- Сейчас я расскажу вам о том, как жили люди в Риме. Слушайте внимательно и по ходу моего рассказа вы должны заполнить схему на рабочем листе задание № 3. После моего рассказа мы обязательно проверим, что у вас получилось.

Учитель читает отрывок в книге Город на семи холмах и его обитатели.

Физкультминутка. 

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

 

ЗАДАНИЕ №3.

Возникновение города Рим.

Ответьте на вопросы.

Что делали жители, что бы построить город?

(Перечислите их действия).

1.    _____________________________________________________________________

2.    _____________________________________________________________________

3.    _____________________________________________________________________

4.    _____________________________________________________________________

Город Рим.

Ответьте на вопросы

На чем он располагался?_________________________________

В каком году возник Рим? _________________

Занятия римлян.

Ответьте на вопросы.

В чем жили римляне? _________________________________________________________________________

Что выращивали римляне?

_________________________________________________________________________

Кого разводили римляне? _________________________________________________________________________

 

 

Вопрос 4. Управление Римом.

 

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №16)

Задание. Прочитайте текст на стр. 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз. и ответьте  на вопросы:

- Кто участвовал в управлении Римом?

- Какие  органы управления были?

-Кому принадлежала высшая власть?

-Назовите функции Народного собрания.

- Чем отличаются патриции от плебеев?

 

5 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

3-4 мин.

 

Выполняем задания в рабочем листе:

Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины. Слайд № 17-22.

 

- Задание № 1. Вставьте пропущенные слова.

а) В управлении Римом принимали участие только.....

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......

в) Высшая власть принадлежала .....

г) По легендам, Римом правили  ..... царей, последнего  звали.....

д) Знаками царской власти были .....

Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос 

 

Задание № 2. Загадки (1 б.):

Чтоб Италию на карте

Отыскать в короткий срок,

Запомни,  нужно полуостров

Найти,  похожий на... (сапог)

Конечно,  путь туда не близкий,

На полуостров ...(Аппенинский)

 

Довольно  труднопроходимы

Крутые горы ... (Аппенины)

Там, где Тибр полноводный

Течет в зеленые долины,

Селились в древности глубокой

Трудолюбивые ... (латины)

До сей поры в музее Римском

Ей даже памятник хранится.

И как же тут не удивиться,

Что малышей спасла ... (волчица)

Ромул  дал

Названье  месту,

Это  потому, что  им

Был  основан  город ... (Рим)

 

Задание № 3. Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима (3 б.):

а) Адриатическое море        б) Тирренское море     в) Балканский полуостров        г) река Тибр      

д) Апеннинский полуостров    е) река По

Предлагает подвести итоги викторины

 

Записывают в тетрадь:

плюс - если ответ правильный,

плюс –если ответ правильный

Подводят итоги викторины:

за 9 плюсов – 5 баллов,

за 8 плюсов – 4 балла,

плюс - если ответ правильный,

плюс - если ответ правильный,

минус - если ответ не правильный

 

 


Подводят итоги викторины:

за 9 плюсов – 5 баллов,

за 8 плюсов – 4 балла,

Подводят итоги викторины:

за 9 плюсов – 5 баллов,

Подведения итогов викторины:

9 плюсов – 5 б

8 плюсов -4 б

5 плюсов – 3 б

 

6 этап. Рефлексия и оценивание

3-4 мин.

Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока?

Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке

 

Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики:

желтый – я все усвоил, могу поделиться знаниями;

зеленый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать;

синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы.

 

7 этап. Домашнее задание

(2 мин.)

 

Домашнее задание. 

Для всех – прочитать §44.

А так же я предлагаю вам выбрать и дополнительное домашнее задание для себя.

Ответить на вопросы после параграфа.

Нарисовать рисунок по легенде о Ромуле и Реме. (выбирают задание)

Подготовить сообщение на тему «Легенда о подвиге Муция»

- Спасибо за активную работу на уроке. Урок окончен, до свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ открытого урока учителя истории.

 

Урок по теме: "Древнейший Рим"

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

- познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима;        

- познакомиться с легендой об основании Рима;

- выяснить, каким был политический строй в Риме

- развивать  умение работать  картой, находить нужную информацию;

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы обучения: объяснительно-иллюстративный. 

Оборудование урока: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер.

Данный урок  - первый по счету в раздели «Древний Рим», учащиеся изучили на основе беседы «легенду об основании Рима». Выписали основные понятия, записали важнейшие даты в основании Рима. Поработали с картой, узнали местонахождения Рима.

Урок разбит на следующие этапы:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Изучение нового материала:

План:

- рассказ учителя;

- работа с таблицей;

- работа с учебником;

- беседа;

- работа с документами.

4. Подведение итогов урока.

5. Постановка домашнего задания.

6. Подведение итогов урока.


Планируемый результат:

 

Ученик усваивает:

— Местоположение Рима и его природные особенности.
— Знакомится с легендой об основании Рима.

— Расширяет своё представление о городе на семи холмах и его обитателях.
— Получает представление об управление в древнейшем Риме.

 

Оценки за урок: ученик получает оценку за активность на уроке, а также за выполненную работу.

 

Каждый этап урока имеет логическую завершенность. Главный аспект урока- изучение «Древнейшего Рима»,

Для лучшего усвоения урока была подготовлена презентация с наглядным материалом, сравнительной таблицей.

Закрепление изученного материала разбито на 2 блока, это работа в рабочей тетради,  

 

Оценка «5» - ставится за активное участие в изучении новой темы.

Оценка «4» - ставится за участие в изучении новой темы, с небольшими недочетами.

Оценка «3» - ставится за пассивное участие в изучении новой темы, а так же грубые ошибки.

В конце урока выставлены оценки.