Что такое самоконтроль? «Самоконтроль - контроль над самим собою, своим поведением, состоянием, своей работой»,- такое толкование дает данному понятию Ефремова Т.Ф. Самоконтроль является важным умением для осуществления управления процессом своей деятельности, учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.
Несмотря на то, что «Самоконтроль» упоминался еще в трудах Аристотеля, долгое время данное понятие оставалось вне научных наблюдений. Однако на сегодняшний день к самоконтролю обращаются все больше психологических и педагогических исследований. Так как одной из важных задач школы является развитие у учащихся навыков самоконтроля, умений контролировать свою деятельность и оценивать свои результаты.
Но большинство учащихся, особенно начальной школы, считают, что проверку и контроль знаний должен проводить исключительно педагог. Во время выполнения каких-либо заданий, упражнений ученики не проверяют свои действия и результаты. Некоторые не обращаются к самоконтролю из-за недостатка знаний (они попросту этого не умеют), а у других же эти навыки развиты на достаточно низком уровне, хотя результатом освоения учебной деятельности младшими школьниками, в принципе, является сформированный внутренний план действий и самоконтроль. Тогда выходит, что в практике обучения целенаправленная работа по развитию самоконтроля часто проводится от случая к случаю? Мне кажется, что это происходит, во-первых, из-за недостаточной разработки методик работы по развитию навыков самоконтроля у младших школьников на материале различных учебных дисциплин, хотя в теории известны психологические закономерности самоконтроля и его формирования. Во-вторых, из-за того, что понятие «Самоконтроль» само по себе достаточно сложно поддается даже взрослым. Нет, понять определение и его суть возможно, но применять его на практике чуть труднее, чем мы себе это представляем. Поэтому приемы самоконтроля учащиеся усваивают с трудом, так как они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Вспомните, как давно вы выполняли что-либо, следуя четкому алгоритму? Или же часто ли вы, в повседневной жизни, сравниваете результат своих действий с каким-либо образцом, эталоном? А ведь все эти действия заключает в себе самоконтроль…
Формирование самоконтроля - длительный и непрерывный процесс. Он требует специальной организации и формируется посредством специальных приемов, методик, в которых педагог, безусловно, должен быть компетентен. Эти приемы должны осуществляться на каждом этапе учебной деятельности: при изучении нового материала, при закреплении уже пройденных тем, или же при какой-либо творческой самостоятельной работе учащихся. Это необходимо учитывать, организовывая деятельность с самых первых дней обучения в школе. Мне кажется, педагогу необходимо выработать у учеников некую привычку контролировать свои действия, а главное, результат своих действий. Нужно довести это действие до автоматизма. То есть, получается, что в самом начале обучения в школе самоконтроль выступает для детей как отдельная, самостоятельная форма деятельности. Затем, при систематическом использовании различных приемов и упражнений, самоконтроль постепенно превращается в необходимый компонент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения.
К таким приемам можно отнести:
- взаимопроверку и самопроверку заданий;
- сверки с образцом, эталоном;
- допущение преднамеренных ошибок;
- решение обратных задач;
- повторное решение задачи;
- моделирование;
- примерную оценку искомых результатов (прикидка);
- проверку на частном случае;
- решение уравнений с проверкой;
- решение выражений на деление с остатком;
- ответы с помощью сигнальных карточек;
- математические диктанты;
- вычисление с проговариванием (комментированием);
- минутки чистописания;
- «Да-нетки»
- Разнообразные виды рефлексии на уроке («незаконченные предложения», рефлексия в виде таблицы, «шкала оценивания» и т.д.)
Таких приемов достаточно много, и все они в той, или иной мере влияют на развитие уровня самоконтроля младших школьников. Однако важно помнить, что только их систематическое использование на уроках может привести к какому-либо результату. И тогда самоконтроль будет считаться не каким-либо формальным, а обязательным для выполнения действием.
Таким образом, можно сказать, что формирование и развитие самоконтроля вполне сложный и трудоемкий процесс, требующий внимания со стороны педагога. Но облегчить его можно с помощью взаимодействия двух сторон: учителя и обучающихся, применения различных приемов и методик и, главное, с пониманием его необходимости для развития личности в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.