Урок 1
Кто такой художник? Освоение техники
работы кистью и красками
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о художнике; создать условия для развития умения различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой); содействовать овладению приемами работы красками и кистью, необходимыми для создания осеннего пейзажа.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Искусство видеть и творить. Кто такой художник? Все, что художник наблюдает и чувствует, он рассказывает в своих работах – в картинах, рисунках, скульптуре. Установка на эстетическое восприятие окружающего мира, произведений искусств. Эмоционально-образная характеристика осени как времени года, определение отличия осеннего неба от летнего или весеннего; наблюдение за разнообразием их форм и цвета. С помощью цвета художник передает разное настроение, создает нужный образ, выражает свое отношение к миру. Прославление красоты осени поэтами. Понятие «пейзаж». Красками, фломастерами или карандашами превращаем рисунок в осенний пейзаж. Рабочее место ученика на уроках изобразительного искусства. Художественные материалы и приемы работы с ними. Правила работы на уроке. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов – акварель.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правилам работы на уроке изобразительного искусства и обращения с художественными материалами; логические – осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, рабочей тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта);
• регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов;
• коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат, согласовывать усилия по решению учебной задачи, учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности); полно и точно выражать свои мысли; взаимодействовать с учителем; слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению.
Личностные: овладевают способностью к творческому развитию; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству; проявляют интерес к предмету.
Тип урока: постановочный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы:
Зрительный ряд: П. Клее «Дороги и проселки», «Однажды возникнув во мгле ночи...», П. Пикассо «Хлеб и фрукты на столе», Дж. Моранди «Натюрморт», А. Бух «Осень», К. Моне «Стог сена в Живерни», В. Кандинский «Зимний пейзаж». Мультимедийная презентация «Осень».
Литературный ряд: А. Фет «Воздушный город», К. Бальмонт «Осень», З. Федоровская «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Осенняя песня».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Вы за лето отдохнули,
Подросли, набрались сил.
– Дети, вы готовы к школе? –
Наш учитель нас спросил.
А. Марюхин
– Сегодня наш первый урок будет совсем необычным. Я обещаю, что он будет интересным. А знаете ли вы, чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства?
– На уроках изобразительного искусства вы будете учиться рисовать. Но кроме этого, я помогу вам научиться понимать, видеть красоту в работах художников, скульпторов, в окружающем мире.
Сколько в мире красок!
Сколько красоты!
Изобразительному искусству
Научишься и ты.
II. Работа по теме урока.
– Давайте назовем некоторые инструменты, с которыми вы будете работать на уроках изобразительного искусства. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это.
Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш.)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски.)
Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш.
(Резинка.)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел.)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка.)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, красота.
(Краски, цветные карандаши.)
Учитель знакомит с некоторыми правилами работы:
• аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;
• смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;
• никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (то есть в другой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру;
• нельзя кисточку тереть о бумагу и
портить ей «прическу»,
а также долго держать опущенной в воде (искривится волос);
• карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с одним жанром изобразительного искусства – пейзажем, будем учиться рисовать осенний пейзаж.
Живописцев, которые свое творчество посвятили изображению природы, называют пейзажистами, а их картины – пейзажами. Художник умеет слушать мир – шум леса, звуки капели, жужжание пчел, журчание ручья, пение птиц.
Учитель обращает внимание на картины с изображением пейзажа.
– У каждого времени года свой характер, по которому мы его узнаем, – это краски, запахи, звуки.
– Какое сейчас время года?
– Ребята, послушайте, какие прекрасные стихи посвятили осени поэты К. Бальмонт «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
– Осень – самое изменчивое время года. Почти каждый день она меняет настроение, а вместе с ним и свои цвета.
– Рассмотрите картину А. Буха «Осень».
– Какие у осени краски?
– Почему осень в это время года называют золотой?
– Художник ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Осенью темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром, серебром. Этот пейзаж заключает в себе образ торжественной, радостной осени.
– Хорошая живопись, хорошая картина приобретает музыкальность, с полотен как бы звучат мелодии. Ваше рассматривание картин будет сопровождать музыкальное произведение П. И. Чайковского «Осенняя песня».
Просмотр презентации «Осень».
– Какое настроение эта картина выражает?
– Чем особенно понравился этот пейзаж?
Физкультминутка
ПЛОВЦЫ
Вспомним лето. Мы на берегу реки...
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывем, как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой.
III. Актуализация знаний.
Дидактическая игра «Угадай листок» (показ изображения листьев, дети определяют, какому дереву они принадлежат).
Анализ формы и цвета листьев.
– Какую форму имеет лист дуба, лист березы, лист клена?
– Какие цвета осенней листвы вы можете назвать?
– Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж. Перед тем как приступить к рисованию по представлению (по памяти), необходимо представить, что вы хотите нарисовать, и определить композицию рисунка.
Композиция – расположение предметов на картине. Композиция помогает лучше передать замысел художника.
Этапы выполнения рисунка.
1. Композиция рисунка: определяем линию горизонта, определяем положение деревьев и их высоту, намечаем тропинку. Прорисовываем карандашом контуры всех предметов.
2. Работа с цветом. Заполнение рисунка цветом начнем с закрашивания неба. Помним, что ближе к земле небо будет светлее. Между небом и землей не оставляйте белых пустот. Далее закрашиваем землю, а потом стволы деревьев.
3. Прорисовывание деталей.
– Выполнять работу будем красками.
Краски – материал живописи. Как и звуки, краски могут быть радостными и печальными.
Акварельные краски были известны древнеегипетским живописцам. До нас дошли росписи этой краской на папирусах. Акварель – единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» – вода.
IV. Творческая практическая работа.
Рисование по теме «Осенний пейзаж».
Учитель оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении работы.
V. Итог урока. Рефлексия.
Организация выставки работ учащихся.
– Придумайте название выставки. («Осенняя фантазия», «Осенний вернисаж».)
– Спасибо вам за ваши добрые глаза, приветливые улыбки. А закончить наше с вами занятие я хотела бы снова улыбкой. Давайте улыбнемся друг другу.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.