Урок 4
Взаимосвязь изобразительного искусства
с природой, жизнью и другими видами искусств
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о взаимосвязи изобразительного искусства с природой, жизнью и другими видами искусств; создать условия для развития умения изображать солнце и тучу, передавать в рисунке свои наблюдения.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Образная сущность искусства.
Восприятие произведений искусства. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Искусство дарит людям красоту. Музеи. Государственная Третьяковская галерея в Москве. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Художник рисует то, что ему больше всего нравится: природу, вещи, людей, животных. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Эмоционально-образная характеристика осеннего неба, определение отличия облаков от туч (туча – это облако с дождем). Разнообразие форм и цвета облаков, особенности их движения по небу. Представление о пространстве: ближе – дальше. Какого цвета бывают тучи? Какие краски понадобятся, чтобы их нарисовать? Эмоционально-эстетическое восприятие природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; осуществление анализа образа грозовой тучи; постановка и решение проблем – поиск ответов на вопросы и нахождение путей решения проблемной задачи (как изобразить цветом грозовую тучу, которая ползет по небу и хочет закрыть солнышко?);
• регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение;
• коммуникативные: уметь выражать собственное мнение при оценке произведений искусства.
Личностные: проявляют интерес и желание творить, фантазировать; стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка (как грозовая туча ползет по небу и хочет закрыть солнышко); выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства и природе.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы:
Зрительный ряд: мультимедийная презентация.
Литературный ряд: А. Фет «Воздушный город».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– В природе есть солнце. Оно всем светит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, руки положите на стол ладонями вверх. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Я мысленно направляю к ней лучик, который несет мир. Звездочка увеличилась. Направляю лучик, который несет любовь, – звездочка снова увеличилась. Направляю лучик с добром – звездочка стала еще больше.
Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, ласку. Звездочка стала большой и превратилась в солнце. Откройте глаза. Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже – на солнышко или на темную тучу?
Давайте повернемся друг к другу и скажем добрые слова: «Слов плохих не говорите, только добрые дарите».
Проверка готовности к уроку.
II. Работа по теме урока.
– Идем в музей. (Заочное путешествие.) Люди приходят в музей, чтобы полюбоваться картинами, скульптурами любимых художников и увидеть новые, неизвестные работы.
В картине художник передает не только красоту мира, но и его звуки. Рассмотрите картины (А. Саврасов «Зима», Э. Дега «Танцовщицы», Ф. Малявин «Вихрь»). (Мультимедийная презентация, слайды 2–4.)
– Какую музыку вам бы хотелось послушать, глядя на них?
Слушание стихотворения А. Фета «Воздушный город».
– Сегодня мы будем рисовать солнышко и тучку, которая пытается закрыть солнце.
– Посмотрите на эти солнышки (на слайде изображено несколько солнышек). (Мультимедийная презентация, слайд 5.)
– Что бы вы могли сказать о каждом из них?
– Какое из них вам больше понравилось?
– Что общего у всех этих солнышек?
– Какую форму имеет солнышко?
– Сравните солнышко с тучкой.
– Какого цвета бывают тучи?
Физкультминутка
– Для того чтобы нам отдохнуть, я предлагаю отправиться на лесную поляну и выполнить такие упражнения:
У нас славная осанка!
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Пойдем мягко, как лисята,
Ну а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
III. Творческая практическая деятельность.
– Какого цвета бывают тучи? (Мультимедийная презентация, слайды 6–7.)
– Какие краски понадобятся, чтобы их нарисовать?
– Изобразите, как грозовая туча ползет по небу и хочет закрыть солнышко.
– Чтобы получились нужные цвета, используйте палитру.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– У вас на партах лежат маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым цветом. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.
– Спасибо за занятие, ребята, приятно было с вами поработать. Молодцы!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.