Урок 3
Знакомство с палитрой.
Создание своих цветов и оттенков
Педагогические задачи: способствовать ознакомлению с гуашью, палитрой и формированию навыка с ней работать; содействовать развитию умения наблюдать за изменениями в природе, передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.
Образная сущность искусства. Опыт художественно-творческой деятельности. Азбука искусства. Цвет. Чем работает художник? Материалы, инструменты художника (краски, карандаши, тушь, фломастеры, кисти). Палитра художника, на которой смешивают краски, чтобы получать новые красивые цвета. Правила работы и обращения с художественными материалами. Гуашь. Кисть в руке художника. «Семья» кисточек. Техника работы с кисточкой. Времена года. Краски осени. Роль цвета в передаче разного настроения, создания нужного образа, выражения своего отношения к миру. Представление о роли изобразительного искусства в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.
Фантазия. Рассматривание «волшебных» камней. Эти красивые причудливые узоры похожи на сказочные дворцы, сады, подводное царство. А что эти узоры напоминают тебе? Рисование и раскрашивание «волшебных» камней во дворце Морского царя.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях художественного творчества, о жанре изобразительного искусства; самостоятельное решение учебно-художественной задачи при передаче образа формы и цвета объекта; логические – осуществление качественной характеристики объекта (репродукций), замены терминов (понятий) их определениями; анализ признаков объекта; выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; постановка и решение проблем – сочинение красками сказки, рисование картины-фантазии;
• регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении заданий на карточках, при организации рабочего места, при составлении композиции, по соблюдению правил работы и использованию художественных материалов; оценивать правильность выполнения рисунка в жанре на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса (задания);
• коммуникативные: уметь сотрудничать в художественных работах, полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений, об отношении к рассматриваемым репродукциям.
Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы.
Зрительный ряд: Ф. Васильев «Болото в лесу», А. Бух «Осень», П. Клее «Дороги и проселки», «Однажды возникнув во мгле ночи…». Мультимедийная презентация «Времена года в живописи».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Беседа с кукольным персонажем, ученым Хрюшей (учитель озвучивает роль Хрюши).
– Ребята, шел я по лесной тропинке и наткнулся на этот мешок. Ой, а здесь что-то написано. Кто прочитает?
Ученик. Не заглядывай в мешок,
Не надейся на глазок,
А рукою поводи,
Догадайся и скажи.
– Ребята, хотите помочь мне узнать, что в мешке?
Учитель проходит по рядам.
Игра «Что в мешке?».
Не заглядывая, дети опускают руку в мешок, предложенный героем. Они ощупывают предмет, запоминают его форму, стараются понять свои ощущения от прикосновения к поверхности предмета.
– Вы догадались, кто спрятался в мешке? А на бумаге вы можете изобразить этот предмет?
II. Изучение нового материала.
Учитель предлагает рассмотреть картины, представленные на уроке, проводит беседу об изображенных временах года, красках осени, роли цвета в передаче разного настроения, создании нужного образа, выражении своего отношения к миру.
Просмотр мультимедийной презентации «Времена года в живописи».
– Вы хотите тоже уметь так рисовать?
– Начинать учиться рисовать легче гуашевыми красками.
Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) – вид акварельных красок, более плотный и матовый, чем обычная акварель.
– Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название «гуашь».
Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвет несколько выбеливается (высветляется), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто.
Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (неразмываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют ее для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 минут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха. Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью. Это достигается заменой цинковых белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим ее более плотной, насыщенной и звучной.
Гуашь – очень добрая краска, она позволяет быстро исправлять ошибки в рисунке. Если цвет не нравится, его можно закрасить другим цветом, и картина от этого не испортится. Гуашью можно рисовать сразу, без карандаша.
Гуашевые краски разводятся водой. При работе с красками желательно пользоваться палитрой.
– Что это такое?
– На палитре художник смешивает разные цвета для получения нужного оттенка. Палитра может быть из оргстекла, фанеры и иметь форму прямоугольника или овала.
Физкультминутка
Вот помощники мои. Их, как хочешь, поверни! 1, 2, 3, 4, 5 – Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать расхотели. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, |
Этот – рядом прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише-тише, не шумите, Пальчики не разбудите. Утро ясное придет, Солнце красное взойдет. Станут птички распевать, Станут пальчики вставать. |
III. Творческая практическая работа.
– А что у нас было в волшебном мешочке?
Рассматривание «волшебных» камней.
– Эти красивые, причудливые узоры похожи на сказочные дворцы, сады, подводное царство.
– А что эти узоры напоминают тебе?
Рисование и раскрашивание «волшебных» камней во дворце морского царя.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Организация выставки работ учащихся «Фантазии детей».
– С какими трудностями вы столкнулись?
– Что нового сегодня узнали на уроке?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.