МБОУ «Мало – Шелемишевская СОШ»
филиал «Шелемишевская ООШ»
Конспект урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Тема: «Подвиг»
Выполнила: Миранова А.П.
учитель начальных классов
2018 год
Цель: создать условия для осмысления учащимися значения с православным пониманием подвига и жертвы;
- построить изучение нового материала таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Задачи:
1) обучающие: узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник.
2) развивающие: уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру
3) воспитательные: воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и
другого человека.
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов
-формировать умения ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев,
-формировать умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
метапредметных результатов
- формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
- формировать умение договариваться, находить общее решение; формировать умение выражать свои мысли; строить монологическое высказывание.
предметных результатов
- воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины;
- формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России;
- формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.
Основные понятия: подвиг, жертва, подвижник.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами, презентация, рабочие тетради, учебник, тестовые задания на листах.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Ход урока.
1. Организационный момент:
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья- то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
- Давайте мы, тоже улыбнёмся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас.
2. Мотивация к учебной деятельности
Слайд 2
Добро потеряешь — немного потеряешь,
честь потеряешь — много потеряешь,
мужество потеряешь — все потеряешь.
- Как вы понимаете эти слова?
( Ответы детей)
-На уроке не раз будем обращаться к слову мужество.
- Скажите, ребята, а какая работа на уроке для вас является самой трудной, тяжёлой?
Предполагаемые ответы:
- чтение текстов религиозного характера,
- работа с определениями, терминами, понятиями;
- построение грамотных устных и письменных ответов и др.
- Если у вас возникнет проблема в течение урока, как вы будете выходить из положения: бросите её выполнение, или найдёте пути её решения?
-Выскажите своё мнение.
( Ответы детей)
- Я с вами согласна: любую работу, даже самую сложную, обязательно надо выполнить, приложив усердие и старание, и тогда она не будет казаться нам тяжёлой.
- Пожелайте друг другу успехов в преодолении трудностей, а я присоединяюсь ко всем вашим пожеланиям. И, в свою очередь, постараюсь быть вам хорошим помощником.
3. Проверка домашнего задания.
-Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом уроке
(Как христианство пришло на Русь).
-Назовите имя князя, с именем которого связано распространение христианства на Руси. (Князь Владимир)
-Когда это произошло? (в 988 году)
-Как в народе называли князя Владимира? (Владимир Красно Солнышко)
-Ну, а позднее князя Владимира стали считать святым.
4. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- Посмотрите на экран.
(«Терминологический кроссворд»)
1. - Какое задание вам предстоит выполнить?
(Вспомнить определения, термины и разгадать кроссворд)
Работа в группах (разгадывание кроссворда)
Прежде чем приступить к выполнению задания ,я напомню правила работы в группах:
В группе должен быть организатор обсуждения,
Каждый может высказать свою версию решения.
Один говорит, а остальные слушают.
Каждая версия обсуждается в группе.
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
Приложение 1
1) Религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. (Заповедь)
2) Слово, несущее в себе два корня, обозначающие «верный», «мнение, прославление». (Православие)
3) Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость. ( Милосердие)
4) Внутренняя оценка человеком своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей с позиций добра и зла, осознание человеком своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. (Совесть)
5) Разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом, обращение к Всевышнему.( Молитва )
6) Сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога, мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия)
(ключевое слово «ПОДВИГ»)
|
1. З |
А |
П
|
О |
В |
Е |
Д |
Ь |
|
||||
|
2. П |
Р |
А |
В |
О
|
С |
Л |
А |
В |
И |
Е |
||
3. М |
И |
Л |
О |
С |
Е |
Р |
Д |
И |
Е |
|
|
||
|
|
|
|
4. С |
О |
В |
Е |
С |
Т |
Ь |
|
||
5. М |
О |
Л |
И |
Т |
В |
А |
|
||||||
6. Р |
Е |
Л |
И |
Г |
И |
Я |
|
Проверка по компьютеру (Слайды 3,4, 5, 6, 7, 8.9)
- Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде? Какое место на уроке может занимать это понятие?
( Это тема занятия.)
5. Выявление места и причины затруднения
(На экране тема урока «Подвиг …»
Посмотрите на тему урока.
Что же приходит в голову при слове – ПОДВИГ?
(Слайды 10,11,12,13) читаю.
• Кто-то вспоминает о подвиге наших солдат в годы Великой Отечественной Войны
• Кто-то говорит о тихом и практически безмолвном, но непомерно большом подвиге, который несут за нас монахи за стенами мужских и женских монастырей.
. Кто-то вспоминает подвиг царской семьи, семьи Романовых.
. А кто-то вспоминает о первом советском покорителе космоса
Юрии Гагарине и его подвиге.
– Попробуйте растолковать значение этого слова.
(Высказывания обучающихся о том, что в мирное время тоже можно совершить подвиг.)
- Мне кажется, что понятие «подвига» – как только героического поступка это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширить.
Дети подходят к доске.
Переворачивают карточки и читают определения
(Карточки на доске)
Подвиг – это героический поступок.
Подвиг - это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой.
Подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других.
Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость,
самоотверженность. Иногда любовь
Подвиг – это готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и так далее.
6.Физминутка
В нашем храме на Крещенье было водоосвященье. |
Обхватывают себя обеими руками, делая вид, что замёрзли, |
Мы пошли с сестрицею за Святой водицею. |
шагают на месте, |
Батюшка -совсем седой –нас кропил Святой водой! |
размашистые движения правой рукой (по воображаемой дуге), имитирующие кропление. |
7.Работа с информацией по учебнику ст.62-63.
Комментированное чтение.
Коллективная работа по учебнику .
(Дети читают и комментируют прочитанное. По ходу чтения выстраивается схема на доске)
Работа на доске по схеме.
Героический подвиг можно совершить и в наше время. Сейчас нам Демидова Софья расскажет о воине Евгении Родионове.
8.Рассказ подготовленного учащегося.
Русский солдат Евгений Родионов защищал Отечество. Он не отрёкся от Христа, когда требовали этого враги. Евгений был казнён под городом Бамутом 23 мая в день своего дня рождения.
Евгений Родионов в 1996 году оказался в чеченском плену.
В момент самых изощрённых пыток не предал Отечества и Веры, не согласился снять с себя нательный крестик. За отказ сменить Веру и самому снять крестик , он был казнён. В день смерти у Евгения был день рождения – ему как раз исполнилось 19 лет. Убийца сына сказал его матери: «У твоего сына был выбор, чтобы остаться в живых он мог бы сменить Веру» Убили его 23 мая и это ещё был праздник вознесения Господня. Мать девять месяцев искала Женю по всей Чечне.
Учитель:
-Его подвиг рассказывается словами песни. Внимательно прослушайте и ответьте на вопрос:
-Почему подвиг Евгения Родионова считают жертвой Богу?
9.Просмотр видео. Слайд19
-Почему подвиг Евгения Родионова считают жертвой Богу?
10. Итог урока.
-Демидова Софья прочитает нам стихотворение Алексея Хомякова.
-А вы задуматься над более глубоким понятием смысла слова подвиг,
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг – в терпенье,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись:
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, -
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской!
Алексей Хомяков, 1859
Хотелось бы закончить слова стихотворения:
Высший подвиг – в терпенье,
Любви и мольбе.
11.Рефлексия.
Мы хорошо поработали на уроке. Закончите , пожалуйста, высказывания.
Сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
я смог…
меня удивило…
мне захотелось…
12. Домашнее задание.
Представь, что в твоём городе решили поставить памятник Доброму Человеку. Как ты думаешь, он должен выглядеть? Нарисуй макет этого памятника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.