Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: "А.А.Блок "Россия".
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: "А.А.Блок "Россия".

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
22.04.2020
Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: "А.А.Блок "Россия".
А.Блок. Россия.doc

 

25.02.19 год. Литература. 8 класс. (45 урок)

Тема: « А.А.Блок «Россия».

Цели урока: краткое знакомство с биографией А. А. Блока; выявить специфику трактовки темы Родины в лирике Блока; раскрыть идейное и художественное своеобразие цикла “На поле Куликовом”, соотношение прошлого, настоящего и будущего России;

Задачи:

- Совершенствовать умение анализировать стихотворный текст и на основе анализа делать выводы. 
- Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания .
- Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения.

- Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала.

- формирование исторической памяти, духовно-нравственного потенциала личности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: Формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные результаты:

 

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.

Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р).

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Обучающийся с ОВЗ (ЗПР) – А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

 

        Начало XX века – это эпоха трагических событий в жизни страны: первая русская революция, первая мировая война, октябрьская революция 1917 года. Эта эпоха великого исторического рубежа, мятежное, бурное время не могло не отразиться в русской литературе, а тем более в творчестве гениального художника слова А. А. Блока. Да, он был свидетелем всех событий первых десятилетий XX века.

      Блок обладал обостренным чувством истории, сумел отразить в своих стихах “неслыханные перемены, невиданные мятежи”. Он прошел сложный путь. Старая и новая Россия, ее прошлое настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, на которые он искал ответ.

Ученик работают с текстом. Отвечает на вопросы.

 

 

 

 

Слушают учителя.

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

          Сегодня мы совместим 2 урока в одном– это урок литературы и истории одновременно, потому что мы постараемся выявить символический смысл исторической темы в цикле стихотворений Александра Блока «На поле Куликовом».

Александр Блок. Это имя, этот «звук» в русской и мировой поэзии двадцатого века – из самых ценных. Одно из тех редких имен, что означают: истинный поэт, поэт-гражданин.

         «Что такое поэт?» Человек, который пишет стихами?» - спрашивал Блок. И отвечал: «Нет, конечно. Он называется поэтом не потому,  что он пишет стихами, но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт».

Блок –  «сын гармонии», но гармонии драматической и трагической, рожденной в борьбе, в противоборстве. Поэт жил в напряженном прислушивании к музыке времени, к биению сердца России.

Александр Блок прошел недолгий, но сложный творческий путь, заполненный большими историческими событиями и явлениями. На глазах у Блока происходили никогда не слыханные ранее исторические перемены, Старая и «новая» Россия, история и современность – это вопросы,  которые всю жизнь волновали Блока и на которые он искал ответ. Один из исследователей его творчества, В.Орлов, назвал его «самым историческим поэтом в литературе 20 века, ибо все, что он писал, проникнуто духом живой, каждодневно творимой истории».

 

Дома Вы должны были прочитать биографию Александра Блока по учебнику.

- Что больше всего  интересовало поэта? (Жизнь народа)

_ Какая Россия у Блока после революции 1905 года? (Официальная, бюрократическая, самодержавная и народная).

- Что для поэта Россия? (Это родина).

 

 

 

 

Слушают учителя.  Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

 

 

 

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с биографией автора.

         Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в высокообразованной и культурной семье. Воспитание проходило в традициях передовой интеллигенции. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчицаМаленького Сашу обожали все члены большой семьи. Мальчик рос настоящим принцем. Таким мы и видим его: нежного, изящного дворянского мальчика с гордым лицом, с доверчивыми, серьезными огромными глазами. Всех покоряли его доброта, щедрость и нежность.

        Детские и юношеские годы А. А. Блока прошли в доме деда, а каждое лето семья выезжала в подмосковное имение Шахматово. Этот клочок земли Блок всю жизнь очень нежно любил. Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор. Шахматово осталось в душе поэта вечным символом России.

      Интерес к истории пробудился у Блока в семье его деда, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, а дальнейшее развитие получил в университетские годы.

      Россия для Блока – это прежде всего родина, а родина для поэта – это “огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое”.

 

       - Обращение к Родине проходит через все творчество Блока. Поэт стремится постичь ее сущность, разгадать тайну. Осмысление прошлого, желание понять настоящее, стремление предугадать пути будущего свойственно поэтам во все времена.

      О Родине писали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов. Но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Составляя третий том собрания своей лирики, Блок объединил в раздел “Родина” несколько стихотворений 1906 – 1916 годов. Однако, как он сам говорил, все его произведения о России.

 

Цикл «На поле Куликовом» написан 23 декабря 1908г., состоит из 5 стихотворений - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Связанный своим содержанием с известным историческим событием – Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Донского разгромили полчища хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России

 

Теория литературы.

Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных:

- общим жанром;

-  темой;

- главными героями;

-  единым замыслом;

-  исторической эпохой;

- единым поэтическим настроением;

 - местом действия

Лирический цикл - жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в одно целое.

 

Историческая справка.

8 сентября 1380 года соединенные силы русских княжеств одержали решительную победу над огромным войском Золотой Орды, двигавшейся на Русь под предводительством хана Мамая. Произошло это на Куликовом поле около реки Непрядвы за Доном.  Воины обеих сторон  сражались с неслыханным упорством. Люди гибли не только от ран, но и задыхались от великой тесноты.

       Войско Мамая наступало первым, устремившись в атаку с высокого места. Вслед за конницей шла пехота тесным строем. Шли с копьями наперевес.

Не выдержав натиска, русские войска стали отступать. Победа, казалось, была на стороне Мамая. Но тут выступил из леса хорошо спрятанный засадный полк под опытным предводительством двоюродного брата Дмитрия – князя Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка Волынского и ударил в тыл и фланг войскам Мамая. Выдержка, с которой русские в засадном полку дождались нужного момента, не выдав своего присутствия, решила многое. Победа была полная, и войско Дмитрия далеко преследовало Мамая.С обеих сторон полегло более половины воинов. Сражаясь, оба войска понимали, что от исхода битвы зависит многое. Это был перелом в сознании, в самосознании русского народа, в появлении острой потребности в государственном единстве и государственной независимости.

 

Работают с биографией автора.

 

 

 

 

Федоров И.

 

 

 

Гущина О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

Анализируют материал.

 

 

Делают выводы.

 

 

 

 

 

Делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведут диалог с учителем.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

Комментированное чтение цикла «На поле Куликовом».

Итак, 1908 год «На поле Куликовом». Пойдем вслед за Александром Блоком.

Чтение учителем 1стихотворения по строфам:

1 строфа:

Река – Дон.

В историческом плане – русское войско, переправившись, отрезало возможность бегства; в символистском плане – граница между историческими периодами.

Желтый цвет связан с застойностью, косностью.

Река  раскинулась – широкое пространство; обрыв – опасность, берега – сужается пространство, степь – враждебное пространство.

2 строфа:

Обычно Россия – мать, а не жена, такое нарушение предсказано гаданием перед Куликовской битвой. Переправа через Дон была скорее концом, чем началом пути. Враг похож на нас самих. Нам исход боя, но отступать нельзя

3 строфа:  В историческом плане: наш путь лежит навстречу врагу, в символистском: уравнивание нашего и татарского войска: бьемся со своими двойниками.

Мгла – наваждение враждебного мира.

Ночь – неожиданна, в ней оказались, по-видимому, переправившись.

Я приступаю к борению без страха, хотя знаю, что грозит мне.

4 строфа:  Показан бой. Светлые стороны нашей души сталкиваются с темными.

5 строфа:   Бросился в бой, принять важнее, чем выйграть.

Степная кобылица – татарская.

6 строфа:   Испуганные тучи – символ враждебных и темных сил.

Борение страшно, рвет душу, но мрак  отступает.

7 строфа:   Сердце, плачь – очищение в слезах.

Мы выходим за пределы здешнего мира, всецело отдаваясь надминой и надличной борьбе.

 

Работа в паре.

Беседа по прочитанному тексту:

- Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть описываемой неяркой красоты).

- Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)

- Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной,  в тоске безбрежной)

- Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль)- Какое настроение создает отрывистость этого ритма?

(напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит  степная кобылица И мнет ковыль»)

- Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)

- Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»).

 

- Какие образы в цикле создают тревожное настроение? Приведите примеры из текста.

образ мглы («ночной и зарубежной», « Опять над полем Куликовым// Взошла и расточилась мгла», «за разливающейся мглой»)

- крик лебедей («За Непрядвой лебеди кричали,//И опять, опять они кричат…», «Слышал я Твой голос сердцем вещим//В криках лебедей.», «Над вражьим станом, как бывало, //И плеск и трубы лебедей»)

орлий клёкот («Орлий клёкот над татарским станом угрожал бедой»)

зори, туманы, степные кобылицы.

 

- Итак, какова тема и идея цикла?

Поле Куликово несет в себе напоминание о великом прошлом, с которого началось возрождение нации, обозначение современности с характерным для нее предощущением новых битв и взгляд в будущее, исполненный веры в Россию. Таким образом, Куликово поле – символ трагической и великой судьбы России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу в паре. Делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют.  Делают выводы.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Почему Блок обращается к истории прошлого?

- О чем идет повествование в цикле?

     В этом произведении поэт поднимает очень больную тему для России – патриотическую тему борьбы русского народа за национальную независимость своей родины.

     Куликовская битва для Блока – исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

На выбор:

1. Чтение 2-5 стихотворений.

2. Вопросы учебника с.121.

3.Подготовить биографию писателя. Стр. 123 124- конспект. Страница 124 – 130 – чтение.

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 


Литература. 8 класс. (45 урок)

Литература. 8 класс. (45 урок)

Актуализация опорных и знаний и их коррекция

Актуализация опорных и знаний и их коррекция

Изучение нового материала.

Изучение нового материала.

Лирический цикл - жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в одно целое

Лирический цикл - жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в одно целое

Закрепление полученных знаний.

Закрепление полученных знаний.

Закрепление полученных знаний.

Закрепление полученных знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020