Организационная информация |
|||||||||||||||||||||
Тема урока |
Тема Родины в лирике А.Блока |
||||||||||||||||||||
Предмет |
Литература |
||||||||||||||||||||
Класс |
9 |
||||||||||||||||||||
Методическая информация |
|||||||||||||||||||||
Тип урока
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
||||||||||||||||||||
Цель урока
|
Понять, как воспринимает А.Блок образ Родины и переносит его в лирику, как трансформируются чувства поэта к Родине во времени. |
||||||||||||||||||||
Задачи урока
|
|
||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут, закрепят) ученики в ходе урока |
|
||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы |
Оформление доски Теме Родины я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь. (Из дневника А.Блока) Блок всю свою жизнь посвятил разгадке тайны двух сфинксов: своей души и России. Н.Гумилёв Раздаточный материал для работы в группах |
||||||||||||||||||||
Подробный конспект урока |
|||||||||||||||||||||
Мотивация учащихся
|
- Сегодня мы с вами войдем в удивительный мир лирического произведения, почувствуем движение души лирического героя, обратим внимание на оригинальность стиля поэта и ответим на вопрос: "Родина Блока - какая она?" |
||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока
|
1. Чтение учителем отрывков из стихотворений.
Мой любимый, мой князь, мой жених, Ты печален в цветистом лугу. Повиликой средь нив золотых Завилась я на том берегу. «Мой любимый, мой князь, мой жених» (1904)
Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю – и за дремотой тайна, А в тайне – ты почиешь, Русь. « Русь»(1906)
О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь! «На поле Куликовом»(1908)
Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, Не пропадёшь, не сгинешь ты… «Россия»(1908)
О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? «Осенний день»(1909) А ты всё та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней.- Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить? «Коршун»(1916) 2. Беседа по первичному восприятию - Скажите, кто автор этих стихотворений? - Что объединяет эти отрывки? О чём они? - Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия. 3.Формулировка темы и целей - Что необычного вы заметили в этих стихотворениях? (Образы, чувства, настроение) - А интонация? А о чём говорит нам интонация предложений? - О чём задумывается поэт? Попробуем ответить на этот вопрос словами поэта Н. Гумилёва.
- Мы попытаемся понять самого поэта и чувства его к Родине. - Что для этого необходимо? (Анализировать стихотворения)
4. Терминологическая работа - Для анализа нам понадобится знание некоторых литературоведческих терминов. Каких? 5. Погружение в поэзию, первичное восприятие - С некоторыми стихотворениями Блока, посвящёнными теме родины, вы уже знакомы. А я предлагаю вам познакомиться ещё с несколькими произведениями и сравнить стихотворения «Русь», «Россия», «Коршун».
Вы будете слушать стихотворения и попытайтесь найти ответ на вопрос: «Какой видит поэт свою Родину? В каком образе она предстаёт?»
Прослушайте стихотворение в исполнении мастеров художественного слова.
- Какой видит поэт свою Родину? В каком образе она предстаёт? (Женщина, жена, мать) - Мы нашли с вами первое основание для сравнения этих стихотворений.
- Однозначен ли этот образ? Такие образы называют символами. Запись в тетради: Символ – образ, условный знак какого-либо понятия, наделённый дополнительным важным значением (или несколькими значениями). - Какие символы вам известны? А как будет называться литературное течение, где используются авторами образы-символы? Запись в тетради: Символизм – литературное течение, характеризующееся присутствием «мистического содержания, символов и расширения художественной впечатлительности» (Д.С.Мережковский) Александр Блок в раннем своём творчестве придерживался литературного течения символизм. - Давайте найдём этому подтверждение в творчестве поэта. Предлагаю составить общую таблицу для сравнения стихотворений.
- Какое первое основание для сравнения мы выявили? (1 пункт таблицы) Что мы должны будем увидеть?
- Стихотворение – это лирическое произведение. Что важно в лирике? - Какой вопрос мы с вами сформулируем? (Какие чувства испытывает лирический герой?) (2 пункт таблицы) -Авторская позиция совпадает с чувствами лирического героя? Можем говорить, что лирический герой выступает выразителем авторских чувств.
- Зачем поэт пишет стихи о Родине? О чём поэт задумывается? (Судьба Родины) (3 пункт таблицы) - Посмотрите на даты написания стихотворений. Что можно еще отметить в таблице? (Время написания) (4 пункт таблицы)
|
||||||||||||||||||||
Проверка и оценивание ЗУН
|
6. Работа в группах Заполните таблицу, используя текст стихотворений, подготовьтесь к защите своей работы.
Защита работы в группах 1 группа - В этом стихотворении образ женщины – это символ чего? (Руси, родной земли) - Можно ли проследить связь с мифологией? - Как в славянской мифологии называлась мать-земля? (Мокошь) А в древнегреческой мифологии богиня земли? (Гея) А богиня плодородия? (Деметра) Вывод: Русь представлена в образе прекрасной, но спящей, таинственной женщины. Это Родина древняя, находящаяся в прошлом.
2 группа Стихотворение «Россия» - А в этом стихотворении образ женщины – это символ чего? (России, страны) - Вспомните, какая страна, какое государство ассоциируется у вас с образом женщины, символом этого государства? (США, Статуя Свободы) - А знаете ли вы, что статуя называется «Свобода, озаряющая мир». В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс», посвященный статуе Свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. В переводе он звучит так: «Отдайте мне ваших уставших, бедных, Несчастных изгоев вашего изобилующего края. Отправьте их, бездомных, бурей выброшенных ко мне, Я поднимаю свой факел у золотых ворот!»
Вывод: Россия – одновременно любимая и нелюбимая страна, видимая Блоком в образе выносливой, разбойно-красивой женщины-крестьянки. Это современная Россия.
3 группа Стихотворение «Коршун»
- Впервые в лирике Блока Родина предстаёт в образе матери. Почему возникает этот образ? (Кто защитит, когда ребёнку страшно?)
В русской и советской литературе и культуре образ матери-защитницы традиционен. Вспомните эти образы. Ещё в период Первой мировой войны на плакатах изображалась Матушка-Русь, в период Великой Отечественной войны с плаката смотрела Родина-мать, уже после войны в Волгограде на Мамаевом кургане в 1967 году установлен монумент «Родина-мать зовёт!», там же есть скульптура «Скорбящая мать», а в 1981 году в Киеве создан монумент-скульптура «Родина-мать».
- Какая из этих скульптур созвучна восприятию Блоком своей Родины-матери? (Скорбящая мать. Для Блока не она – защитница, а её должны защищать её сыны)
Вывод: Родина-мать в опасности, задача сыновей – её защищать. Будущее её неизвестно.
7. Трансформация образа во времени - Посмотрите на параллели, которые у нас получились. - Как изменился образ женщины? - Как изменились чувства поэта? - Почему это происходит? (Меняется историческое время, меняется сам поэт и его отношение к родине) - Каким же видит будущее поэт?
8. Будущее России
- Как вы думаете, какой в последующих стихах предстанет Родина? Я прочту вам стихотворение Блока «Скифы», а вы посмотрите на герб нашей страны (символ государства) и попытайтесь найти аналогии. Чтение стихотворения учителем.
(- Куда вынуждена была Россия веками смотреть? - Что держит орёл на груди?)
- Почему автор называет Россию сфинксом? Вернёмся к эпиграфу. - Какие новые оттенки чувств поэта появляются в стихотворении «Скифы»? (Гордость, торжество) - Какие определения можно отнести к Родине А.Блока?
- В чём заключается историческая миссия страны в понимании Блока? (Когда-то Россия спасла Европу от татаро-монгольского нашествия, потом избавила от Наполеона. Россия - защитница человеческой культуры, ей известны тайна и логика истории.) |
||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке
|
- Скажите, а как сейчас вы бы сформулировали тему нашего урока? - Изменилась ли миссия России в наши дни? - А разгадана ли её тайна?
Оценка работы групп. Благодарность за работу. |
||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
- Попробуйте выполнить одно из творческих заданий.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.