Конспект урока по литературному чтению в 1 классе УМК «Гармония». Автор М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
Тема урока. Звуки речи: обобщение. Повторение изученного. Урок – игра.
Учитель: Захарченко Н.В.
1 четверть.
Цель: Создать условия для совершенствования знаний о звуках и буквах русского языка, совершенствование речевой деятельности детей; способствовать орфографической зоркости, фонетических умений: приобрести умение работать с художественным произведением; обеспечить мотивационную основу для перехода к изучению букв и становлению умения читать.
Формирование УУД.
Личностные: положительное отношение к учению, эстетические чувства.
Метапредметные:
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы , адекватно оценивать свои действия.
Познавательные: читать, слушать , извлекать нужную информацию, понимать информацию представленную в различных формах, проводить анализ.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Ход урока.
1. Мобилизация внимания.
Приветствие. Объявление темы урока.
2. Целепологание. Обобщение фонетических знаний
1. Давайте вспомним о звуках речи и дадим им характеристику. Работа по ленте звуков.
2. Остановиться на подробной характеристике согласных звуков:
- Как вы понимаете выражение «пары согласных звуков по твёрдости-мягкости»?
- Все ли согласные звуки имеют пару по твёрдости-мягкости? Доказательства.
- Как вы понимаете выражение «пары согласных по глухости-звонкости»?
- Все ли согласные звуки имеет пары по глухости-звонкости?
3. Посмотрите на обложку букваря. Первого сентября мы ещё не знали обозна-
чения этих знаков, а сейчас вы можете рассказать о них другим (рассказывают)
3.Игра «Найди слова, которые отличаются одним звуком»
1. - Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
- Шумел от ветра спелый колос,
Как будто поле пело в голос.
2.- Найти слова по заданию, объяснить их смысловое значение. Сделать вывод: всего один звук может изменить смысловое значение слова. Вот почему надо говорить ясно и чётко.
3.- Повторить правила речи. Удалось ли нам выполнить все необходимые правила хорошей речи – быть понятной и вежливой?
4.Какая бывает речь? (стр. 18 букваря)
Какой речью мы сейчас пользовались?
Физминутка.
На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
5. Осознанное выполнение различных действий. Работа над новым
материалом. Работа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»
1. А теперь попробуем себя в письменной речи. Запишем небольшой рассказ по картине, которая помещена в учебнике на стр. 58. Рассмотрите е /Используется также материал презентации: портрет художника, картина «Богатыри», инструмент гусли, снимок игры на гуслях, известные уже репродукции картин художника «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке»/
2 Подготовленные ученики-помощники у доски рассказывают о картине.
а/ Виктор Михайлович Васнецов знаменитый русский художник. С какими произведениями художника мы уже знакомы? На картине «Богатыри он изобразил трёх былинных богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.
б/ Они стоят на дозоре, Оберегая Русь от врагов. В центре Илья Муромец. Из-под руки он зорко смотрит вдаль. Могуч Илья Муромец, могуч и его конь.
в/ Справа от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Слева - самый младший из богатырей – Алёша Попович. Он держит наготове лук со стрелами. На боку у него гусли. В короткие минуты отдыха Алёша радует друзей весёлыми звонкими песнями.
3. Работа с текстом по учебнику. Чтение про себя, затем вслух.
4. –Назовите имена богатырей.
- Кто написал эту картину?
- Выполнить задание художника.
5, Прочитать предложение, напечатанное красным цветом.
- Согласны ли вы с этой мыслью? Кто согласен, прочитайте эту мысль хором.
- Вы читали текст, какой речью вы пользовались?
Физминутка. Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту сесть опять.
6. Работа с кассой звуков. Коллективная работа.
Составление звуковых схем слов кони, шлем, щит, лук.
7. Повторение об ударении. Сказка «Ударение рассердилось»
Собрались однажды все слова русского языка и стали хвастаться:
- Всё у нас есть- гласные и всякие согласные звуки. Теперь мы сами всё назовём и всё обо всём скажем. Ничего нам больше не надо!
Услышало эти слова Ударение и возмутилось:
- Как это ничего не надо?! Да как же Вы без меня жить будете?
- Подумаешь, важность какая - Ударение! И без тебя обойдёмся! – ещё больше расхвастались слова.
- Ах, так! – рассердилось Ударение и стало по словам, где надо и не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило оно к слову кружки и слово кружки тут же в кружки превратилось. А Ударение смеётся:
- Погодите, вы ещё не то увидите!
И побежало оно к слову к слову раздели. Слово раздели хотело что-то на всех разделить, как что-то случилось.
- Помогите!- кричит.
–Меня совсем раздели! Замерзаю!
А слово заплачу хотело что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало:
- Я сейчас заплачу! Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его в наше общество!
- Просим! Просим! – закричали хором все слова.
- То-то! – сказало Ударение и вернуло всё на свои места.
С тех пор дружно стали жить слова с Ударением, а Ударение помогает им точно выражать смысл каждого слова.
2 –Что поменяло в словах их значение? Кружки – кружки, раздели – раздели, заплачу – заплачу.
8. Итог урока.
- Чему учились сегодня на уроке ?
9. Рефлексия деятельности
- Выберите, пожалуйста, человечка с весёлым лицом, если урок понравился, всё понятно и материал интересный . Если урок неинтересный, выберите скучного человечка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.