Конспект урока по литературному чтению - 2 класс. Н. Сладков "Такой незнакомый знакомый мир".
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению - 2 класс. Н. Сладков "Такой незнакомый знакомый мир".

Оценка 4.9
doc
28.08.2024
Конспект урока по литературному чтению - 2 класс. Н. Сладков "Такой незнакомый знакомый мир".
урок423.doc

МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по литературному чтению

во 2 классе

(внеклассное чтение)

«Такой незнакомый знакомый мир»

по рассказам Н.Сладкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иваненкова Л. И,                                                      

                                                             учитель начальных классов

                                                                             Квалификационная категория: высшая                           

 

                                              

 

 

Цели:

1.     Формирование навыков осознанного восприятия смыслового содержания текста;

2.     Организация взаимообучения в постоянных парах и парах сменного состава.

Задачи:

  • определить стилевую принадлежность текста;
  • сравнить научный и художественный тексты;
  • выявить разницу целей учёного и писателя;
  • развивать творческие, сочинительские способности ребёнка.

Ход урока

I. Организационный момент.  

II. Проверка домашнего задания.

- Какими знаниями с урока литературы вы вчера поделились с родными?

- Что помогло вам отгадать загадки?

- Какие слова подсказали вам отгадку?

- Помогла ли вам рифма в отгадывании?

III. Введение в тему урока.

Подготовка к восприятию.

- Прочитайте на слайде девиз сегодняшнего урока:

«Такой незнакомый знакомый мир».

- Как вы думаете, в чём смысл этого выражения?

- Мир, который нас окружает, кажется нам понятным, но это обман зрения: на самом деле мир – сложный и, порой, не всегда понятный. Он таит в себе массу тайн. До конца понять его невозможно.

- Как выдумаете, ПРИРОДА – ВЕЛИКАЯ ТАЙНА? Почему? 

2. Знакомство с выставкой книг.

- О чём могут быть рассказы в этих книгах?

- Кто их автор?  Николай Сладков

- Давайте прочитаем выдержки из произведений Н. Сладкова.

- «Ранним утром бродят по пескам жуки в полосатых пижамах. Вид у них деловой и занятый. Спешат они закусить опавшими лепестками и вялыми листками» - читаем мы в книге Н. Сладкова «Жизнь на песке».

- С чем знакомит нас писатель?

- Писатель знакомит нас с полем, лесом, озером, лесной опушкой. Он хочет, чтобы те, кто прочитает его книги, сами отправились по неизведанным тропам и научились видеть необыкновенное в самом обычном. 

- «В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь.

 Уж так устроен человек: что любит, то и защищает», - пишет Н. Сладков в книге «Силуэты в облаках».

IV. Сообщение темы урока.

- Как выдумаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

- О чём будем читать?

- А рассказы, какого автора будем читать?

V. Работа по теме урока.

Компетентность разрешения проблем.

Действия по решению проблемы, 2 уровень (Аспект. Обработка информации: излагает (толкует, обосновывает) полученную информацию в контексте решаемой задачи.).

Коммуникативная компетентность.

Публичное выступление, 1, 3 уровень. (Публичное выступление: готовит выступление на основе заданных целей; отстаивает собственную позицию, отвечая на вопросы класса.).

1. Введение в проблему.

 Учитель включает диск «Звуки природы», ученики слушают магнитофонную запись.

На экране –(слайд). Изображение свиристели.

- Кого вы видите на экране?

- Значит, о ком мы сегодня будем говорить?

- Как вы думаете, КАКОВА РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА? 

- Вы можете сразу точно ответить на этот вопрос?

- А что для этого нам нужно сделать?

- Предлагаю в парах выполнить первое задание.

Учитель даёт карточки с текстами.

- Определите, какой текст относится к литературе, а какой к науке?

- Как вы в парах можете это сделать?

- Верно, прочитайте, обсудите, договорившись, примите решение: подчеркните, где научный текст, а где художественный. А как мы все узнаем об этом?

- Верно, тогда вы решите, кто выступит от пары и объяснит всем ваше решение.

- Какой результат нашей деятельности мы должны получить?

2. Чтение текстов учащимися в постоянных парах.

 Обсуждение, определение, подчёркивание, где какой текст.

Прочитайте, обсудите в паре, договоритесь, примите решение, подчеркните свой выбор.

Договоритесь, кто будет выступать. Докажите, что ваше решение верно.

1. Сидели свиристели и – свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель – свиристит. Приятной такой серебристой трелькой.

И на вид свиристели приятные: дымчато-розоватые, с острым хохолком, с красными и жёлтыми крапинами на крыльях. Красивые, доверчивые и… загадочные!

Гнездятся где-то в тайге, мало кто видел их гнёзда. К нам прилетают только на зиму, клюют рябину в садах и парках. И тогда такие они, свиристели, доверчивые, что сразу всем ясно: там, где они гнездились, людей не видели. И не будем их к этому приучать!

2. Свиристели – род птиц отряда воробьиных. Длина – 15см. Обитают в лесах Европы, Азии, Северной Америки. В России их два вида в хвойных и смешанных лесах. У обыкновенного свиристеля песня: «свирири-свирири».

Научный текст. Художественный текст.

Научный текст. Художественный текст.

Критерии оценивания:

  • правильно определены тексты;
  • верно, подчёркнуты тексты;
  • дружная работа пары;
  • доказано верное решение выступлением;
  • участие в обсуждении.

3. Выступления учащихся. Выведение общего мнения путём обсуждения, доказательства…

4. Рефлексия. Само и взаимооценивание в парах. У ученика на парте – цветик-семицветик. Если ученик сработал на данном этапе урока, то он закрасит один лепесток понравившимся цветом – оценка собственного продвижения учащихся.

Физминутка.

- Хлопок - перестроение по 1, 2, 3, 4, 5, 6 (быстро!)
- Быстро встаньте: человек к человеку,
затылок к затылку,
лоб ко лбу,
правая щека к левому уху,
левая ступня к правой коленке – 1, 2, 3 – замри!

- Кто отстает?

- Итак, вы образовали пары, и сейчас будете работать в новых парах.

Информационная компетентность.

Обработка информации, 2,3 уровень. (Аспект. Обработка информации: излагает (толкует, обосновывает) полученную информацию в контексте решаемой задачи.)

Коммуникативная компетентность.

Публичное выступление, 2 уровень. (Публичное выступление: определяет содержание выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией.)

1. Ключ к заданию № 2.

 Учащиеся работают в парах сменного состава, образованных в процессе физминутки.

 - Ознакомьтесь с заданием. Соотнесите каждое данное слово по тексту «Свиристели» Николая Сладкова, найдите «лишние» слова и зачеркните их. В своём выступлении обоснуйте принятые решения.

Прочитайте слова, соотнесите каждое данное слово по тексту «Свиристели» Николая Сладкова, обсудите в паре, договоритесь, примите решение, найдите и зачеркните «лишние» слова.

Договоритесь, кто будет выступать. Докажите, что ваше решение верно.

1.

  • клюв крестиком
  • дымчато-розоватые
  • юркие
  • озорные
  • с красными и жёлтыми крапинками
  • серые
  • осторожные
  • агрессивные
  • доверчивые

2. Сидели свиристели и – свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель – свиристит. Приятной такой серебристой трелькой.

И на вид свиристели приятные: дымчато-розоватые, с острым хохолком, с красными и жёлтыми крапинами на крыльях. Красивые, доверчивые и… загадочные!

Гнездятся где-то в тайге, мало кто видел их гнёзда. К нам прилетают только на зиму, клюют рябину в садах и парках. И тогда такие они, свиристели, доверчивые, что сразу всем ясно: там, где они гнездились, людей не видели. И не будем их к этому приучать!

(Н. Сладков)

- ДАВАЙТЕ ДАДИМ ХАРАКТЕРИСТИКУ СВИРИСТЕЛИ И СОСТАВИМ КЛАСТЕР.

 

 

 

 

Критерии оценивания:

  • правильно оставлены слова;
  • верно, зачёркнуты слова;
  • дружная работа пары;
  • доказано верное решение выступлением;
  • участие в обсуждении.

2. Выполнение учащимися задания.  

3. Выступления учащихся. Доказательства… Обсуждение ответов…

4. Рефлексия. Само и взаимооценивание в парах сменного состава. Оценка собственного продвижения учащихся: закрашивание лепестка цветика-семицветика…

Физминутка.

Звучит спокойная музыка «Весна» из «Времен года» П. Чайковского. (Магнитофон)

- Закройте глаза, сядьте удобно, расслабьтесь. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Представьте себе синее небо, а на нём много-много облаков. Выбери одно облако. Вот оно опускается к тебе. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина… удобно расположились на этой облачной подушке.

Твоё облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо?

Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…

Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад, на твоё место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе…

Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным…

КОЗ №3.

Коммуникативная компетентность.

Продуктивная групповая коммуникация, 2 уровень. (Согласно заданным рамкам обсуждения высказывают и развивают собственные идеи других членов группы, аргументируют свои суждения.)

Публичное выступление, 2 уровень (Публичное выступление: отвечает на вопросы, направленные на развитие (расширение, углубление…) темы;  умеет различать вопросы на понимание и вопросы на отношение.)

1. Ключ к заданию № 3.

 Учащиеся работают в группах-четвёрках, повернувшись, друг к другу в процессе физминутки.

Всего образовано 6 групп, каждая группа выбирает себе для работы по 2 вопроса и готовится…

 - Ознакомьтесь с заданием. Прочитайте вопросы, обсудите ответы на эти вопросы в группе, договоритесь, кто будет отвечать, обоснуйте свои ответы на вопросы.

(Отвечать могут разные дети, договорившись…)

 Прочитайте, обсудите в группе ответы на вопросы, договоритесь, кто будет отвечать, обоснуйте свои ответы на вопросы. 

- Кто написал первый текст, а кто второй?

- Что пишет учёный, а что писатель?

- Какие слова выбирает учёный, а какие писатель?

- Чем похожи произведения?

- Чем отличаются?

- С какой целью написал этот рассказ Н.Сладков?

- Как рассказал о птице учёный?

- Что нового узнали о птицах?

- А где ещё можем узнать о разных птицах, животных, растениях более точно, с научной точки зрения?

- Где могли встретиться автор и свиристели? В тайге или в парке?

- Какими увидел их писатель, найдите и зачитайте по тексту?

- Докажите, что Николай Сладков умел не только видеть природу, но и слышать?

1. Сидели свиристели и – свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель – свиристит. Приятной такой серебристой трелькой.

И на вид свиристели приятные: дымчато-розоватые, с острым хохолком, с красными и жёлтыми крапинами на крыльях. Красивые, доверчивые и… загадочные!

Гнездятся где-то в тайге, мало кто видел их гнёзда. К нам прилетают только на зиму, клюют рябину в садах и парках. И тогда такие они, свиристели, доверчивые, что сразу всем ясно: там, где они гнездились, людей не видели. И не будем их к этому приучать! (Н. Сладков)

2. Свиристели – род птиц отряда воробьиных. Длина – 15см. Обитают в лесах Европы, Азии, Северной Америки. В России их два вида в хвойных и смешанных лесах. У обыкновенного свиристеля песня: «свирири-свирири».

(Энциклопедический словарь)

Критерии оценивания:

  • доказан верный ответ выступлением;
  • принимал участие в обсуждении;
  • дружная работа группы.

2. Выполнение учащимися задания. Работа в группах-четвёрках. 3. Выступления учащихся. Обсуждение ответов на вопросы…

4. Рефлексия. Само и взаимооценивание в группах. Оценка собственного продвижения учащихся: закрашивание лепестка цветика-семицветика…

5. Итог деятельности учащихся по КОЗам.

- А теперь вы сможете полнее ответить на вопрос:

 КАКОВА РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

VI. Итог урока.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.СВИРИСТЕЛЬ.

 

- Вы довольны своей работой?

- Все ли работали на уроке, я увижу это по закрашенным лепесткам, как вы работали. Молодцы! Большое спасибо.

- А сейчас послушайте (подготовленного ученика), … что-то нам расскажет. А вы объясните, что он хотел вам сказать?

Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

- Что значат эти слова? Объясните?..

VII Домашнее задание (по выбору):

1.     Договоритесь в парах (сидящие вместе), кто из вас опишет дома своё домашнее животное как учёный а, кто как писатель…

2.     Можно воспользоваться нашей выставкой книг и почитать понравившиеся книжки…

Молодцы!

 

 

 


МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»

МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»

Цели: 1. Формирование навыков осознанного восприятия смыслового содержания текста; 2

Цели: 1. Формирование навыков осознанного восприятия смыслового содержания текста; 2

Силуэты в облаках». IV. Сообщение темы урока

Силуэты в облаках». IV. Сообщение темы урока

Сидели свиристели и – свиристели

Сидели свиристели и – свиристели

Информационная компетентность

Информационная компетентность

ДАВАЙТЕ ДАДИМ ХАРАКТЕРИСТИКУ

ДАВАЙТЕ ДАДИМ ХАРАКТЕРИСТИКУ

Всего образовано 6 групп, каждая группа выбирает себе для работы по 2 вопроса и готовится… -

Всего образовано 6 групп, каждая группа выбирает себе для работы по 2 вопроса и готовится… -

Цели: 1. Формирование навыков осознанного восприятия смыслового содержания текста; 2

Цели: 1. Формирование навыков осознанного восприятия смыслового содержания текста; 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2024