Второй урок из двух, посвященных изучению произведения М.Горького «Случай с Евсейкой» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС
Цели: ознакомить, учащихся с жизнью и творчеством М. Горького; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания. Приобщать к творчеству отечественных писателей.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; понимать прием сравнения как основной прием описания подводного царства; готовить творческий пересказ: сочинять продолжение сказки.
Задачи:
- ознакомление с биографией М. Горького,
- продолжить изучение произведения М. Горького «Случай с Евсейкой.»
- развитие скорости чтения,
- развитие умения работать с текстом,
- тренировка умения пересказа, развитие внимания и памяти,
- поддерживать интерес к учебному предмету используя современные технические средства (ИКТ).
Оборудование: учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации.
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас -
весьма во многом.
Не родня ли это чудо
безобразным осьминогам?
— Прочитайте способом «птичий базар» (еще: орфографически, орфоэпически, с ускорением, сердито, весело, выразительно).
1. Беседа
— Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они? (Да, узнали. Это слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.)
Если на прошлом уроке учитель дал задание одному из учеников рассказать как Горький стал детским писателем, то сейчас можно предоставить ему слово.
Проверка домашнего задания
Посмотрим кто какие рисунки сделал.
Работа с произведением
— Каких морских обитателей встретил Евсейка? (Слайд 3). Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке. (Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, сифонофоры.). Как их описывает Горький?
— Реальные или сказочные это животные? (Это реальные морские животные.)
— Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой. (Слайд 4)
— Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне? (Он удивился тому, что рыбы разговаривали.) сначала дети отвечают, потом слайд (Слайд 5)
— Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что все рыбы — немые?» (Он сказал, что узнал об этом от папы.)
— Как мальчик объяснил рыбам значение слова «папа»? (Он объяснил так: «Так себе... Вроде меня, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...»)
— Чего он испугался? (Слайд 6) (Он испугался того, что его сейчас съедят.)
— Почему же он не заплакал, испугавшись? (Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать.)
— Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки. (Дети читают предпоследний абзац на с. 8.)
— Как Евсейка старался смотреть на все вокруг? (Он старался смотреть на все беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.)
— Прочитайте в ролях разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, с какой интонацией нужно читать.
(Действующие лица: автор, рыба, Евсейка. Со слов «А болтливая рыба все спрашивает его...».)
— Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?
Учащиеся: Евсейка добрый мальчик, фантазёр…
Цели:
проверить знание содержания рассказа М. Горького «Случай с Евсейкой»;
способствовать развитию памяти, внимания, мышления учащихся;
способствовать формированию тестовой культуры;
поддерживать интерес к информации о морских обитателях.
Перед показом следующих слайдов учитель объясняет, что выбранные варианты ответов нужно записать в свою рабочую тетрадь. Дается 10 вопросов и на каждый по 3 варианта ответов. В тетрадь нужно записать, например, 1 – А. Правильный вариант выбирайте сразу, исправления будут считаться ошибкой (Слайды 8-18).
Теперь проверим, правильно ли вы ответили на вопросы (Слайд 19)
И поставьте себе оценку (Слайд 20).
Учитель:
Продолжите предложения:
- Я сегодня на уроке узнал…
- Я был удивлён, что …
- Я бы хотел узнать …
— Что понравилось в этом произведении? Что вызвало вашу улыбку? Как Горький описывает морское дно? Какой приём он для этого использует?
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Учитель:
— Как вы думаете, это рассказ или сказка?
Учащиеся:
Я думаю, что это сказка, так как животные разговаривают.
А я думаю, что это рассказ, только неправдивый, выдуманный, потому что животные реальные только разговаривают…
Учитель:
— Почему автор учебника поместил его в раздел «Были и небылицы»?
Учащиеся:
Потому что в произведении действуют реально существующие персонажи, но этого на самом деле не могло случиться.
Придумать продолжение рассказа (Слайд 21).
Другой вариант тестирования:
Поставить знак + на верном утверждении и – на не верном
Карточка для учителя:
1. |
Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт. |
- |
2. |
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо! |
+ |
3. |
Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола. |
-
|
4. |
«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!» |
+ |
5. |
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть! |
+ |
6. |
Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться! |
- |
7. |
«Сейчас я начну смеяться», - подумал он… |
- |
8. |
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок… |
+ |
9. |
- Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково… |
- |
10. |
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…» |
+ |
Карточка для учащихся отличается от учительской отсутствием ответов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.