Конспект урока по литературному
чтению на тему: А.С. Пушкин «Сказка
о царе Салтане…»
3 класс. УМК «Школа
России»
Тип урока: |
открытие нового знания |
Цель урока: |
- познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта; |
Планируемые достижения:
|
- умение пробудить интерес к чтению художественных произведений; |
Формирование УУД:
|
Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: Способность к самооценке. |
Оборудование урока: |
- портрет А.С. Пушкина; |
Организация работы: |
фронтальная, групповая, индивидуальная. |
План урока:
|
1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 3. Постановка учебной задачи 4. «Открытие» нового знания 5. Физ. минутка 6. Первичное закрепление 7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 8. Итог (рефлексия учебной деятельности) |
Список использованных источников: |
- Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. - Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997. - Ладченко А.Л. Использование пословиц на уроках // Начальная школа, 1997- №7. - Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный момент (3 мин) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
|
- Встали красиво, выровнялись. Садитесь. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? J. У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок. Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: J. А теперь, вот такое: L. А сейчас, вот такое: K. (Дети несколько раз тренируются) |
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
|
Личностные: Самоопределение (мотивация учения) |
2. Актуализация знаний (5 мин) Цель: - актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
|
Игра «Собери сказку» - Выразительное чтение отрывка несколькими учениками.
Оценивают члены жюри (с каждого ряда). - Назовите (прочитайте) повторы Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет, |
Задание по группам
Выразительное чтение отрывка несколькими учениками
|
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
3. Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
|
- Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки? - Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". - Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам. - В каком городе родился А.С. Пушкин? (А.С. Пушкин родился в Москве.) - К какому роду принадлежала семья Пушкиных? (Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.) - Чем больше всего интересовались в этой семье? (В этой семье интересовались литературой и театром.) - На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе? (В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.) - Какую литературу любил Сергей Львович - отец Саши? (Сергей Львович любил французскую литературу.) - Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче? (Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.) - Кем был дядя А.С. Пушкина - Василий Львович? (Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.) - Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей? (Воспитанием и образованием занимались иностранцы - гувернёры.) - Что вы знаете о маленьком Саше? (Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.) - Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа? (Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.) - Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет? (В Царскосельский лицей.) Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика. Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти. - Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина. |
Фронтальная беседе (интервью)
|
Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
|
4. «Открытие» нового знания (10 мин)
Цель: - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения; - уточнение общего характера нового знания;
|
- В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи. - Как они называются? (Устаревшие) - На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы) - В чём их различие? Приведите примеры слов. - Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари. (Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)
Слова из первого отрывка сказки. Молвить (говорить)
Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором)
К исходу сентября (к концу сентября) Светлица (см. словарь Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Красная девица (красивая)
- Почему слово "красный" обозначало "красивый"? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.
Слова из второго отрывка сказки.
Аршин (см. учебник)
Гонец (см. словарь Ожегова)
Слова из третьего отрывка.
Сума (см. словарь устаревших слов)
Бояре (см. учебник)
- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам? (Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина). - Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.
Беседа по содержанию сказки
|
Работа с устаревшими словами
Работа со словарями
Чтение первого отрывка
Чтение второго отрывка
Чтение третьего отрывка
Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке
|
Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5. Физ. минутка. (2 мин) |
О чем-то скрипнет половица, |
|
|
6. Первичное закрепление (5 мин) Цель: - организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы; |
1. Какие выражения встречаются в сказке? 2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки. 3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?
Характеристика основных героев сказки
- Как относится автор к царю?
Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора) |
Характеристика основных героев сказки
|
Регулятивные УУД: Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (10 мин) Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;
|
Игра «Сказки перепутались»
А Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает Б В ноги он к старухе поклонился, Молвил: «Государыня родная! Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: 1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился? 2. Есть ли у вас любимый герой? 3. Кто он? Почему он понравился? (дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают). |
Каждая команда получает карточку |
Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
8. Итог (рефлексия учебной деятельности) (6 мин) Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
|
Дидактический материал Вспомни сказку А.С. Пушкина.
Аннотация к сказкам «Сказка
о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике
его Балде» - Чему учит сказка? - Какие чувства остались у вас после чтения сказки?
- Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.
- За работу на уроке оценки получают: - Вы очень хорошо поработали, все молодцы! - Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах. |
Организация фиксирования нового знания
Награждение грамотами
Запись домашнего задания
Выставление оценок |
РегулятивныеУУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном). Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.