Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Черный "Воробей"

  • docx
  • 27.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала С.Черный ВОРОБЕЙ.docx

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Учитель: Альдебенева В.А.

Тема: С. Черный "Воробей".

Цель урока: изучить произведение С.Черного "Воробей".

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания о жизни и творчестве С. Черного, познакомить с произведением С.Черного "Воробей"; научить правильно и выразительно читать стихотворения.

Развивающие: развивать качества полноценного чтения (правильность, беглость, сознательность, выразительность), связную речь, воображение, логические операции мышления: анализ, синтез, обобщение, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда, ценностное отношение к семье, нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, ответственность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: знают о жизни и творчестве С. Черного, знают произведение С.Черного "Воробей";  умеют правильно и выразительно читать стихотворения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:                                                                                                             ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умеют прогнозировать, строить логическую цепь рассуждений, осуществлять операции анализа, синтеза, обобщения, умеют передавать содержание текста устно, использовать разные виды чтения: ознакомительное, поисковое.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умеют сохранять учебную задачу, контролировать и корректировать свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умеют формулировать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценку событий, включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение, проявляют инициативу и активность в стремлении высказаться, принимают участие в работе в паре.

ЛИЧНОСТНЫЕ: осуществляют нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения поступков персонажей,  понимают значимость семейных ценностей.

 

  ХОД  УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.      Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята!

-Посмотрите на доску. Прочитайте высказывание

Г. Мюссо:

"Лучше иметь мало друзей и мало книг, но пусть они будут хорошие."

-Как вы понимаете это высказывание?

 

-Какие хорошие книги вы читали?

- Желаю вам как можно больше прочитать хороших книг и многому научиться. Успехов вам!

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

 

 

 

Отвечают: Иметь хороших друзей очень важно в жизни, а хорошие книги многому учат людей.

Отвечают

 

 

2. Актуализация знаний.

Речевая разминка

-Чтобы подготовиться к хорошему чтению, проведём речевую разминку

-Посмотрите на доску. Прочитайте:

Ша - ша - ша - мама моет малыша.

Шу - шу - шу - я письмо пишу.

Аш - аш - аш - у Марины карандаш.

-Произнесите отчетливо каждую строчку.

-Прочитайте скороговорку:

Мама шьет сорочку дочке.

Строчит строчки на сорочке.

Срочно строчит сорок строчек.

Растет дочка, как росточек.

-Прочитаем скороговорку все вместе вполголоса в медленном темпе, четко проговаривая каждое слово.

- Теперь прочитаем быстрее, в среднем темпе.

- А теперь читаем быстро.

- Ребята, кто хочет прочитать скороговорку в быстром темпе?

-А теперь прочитаем скороговорку с интонацией удивления, грусти, радости.

-Ребята с каким автором мы познакомились на прошлом уроке?

-С каким стихотворением познакомились?

-Проверим, как вы подготовили выразительное чтение этого стихотворения.

Оцениваю отдельных учащихся.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями С. Черного.

- Определите цель сегодняшнего урока.

-Какие задачи решим?

 

 

 

Читают

 

 

 

Проговаривают отчетливо.

Читают скороговорку

 

 

 

 

Читают в медленном темпе.

 

 

Читают в среднем темпе

Читают в быстром темпе

 

 

Читают с разными интонациями

 

-С. Черный

 

-"Что ты тискаешь утенка?.."

Читают выразительно стихотворение.

 

 

 

 

-Познакомиться с произведениями С. Черного.

-1. Закрепить знания о жизни и творчестве С. Черного.

2. Читать  и анализировать другие стихотворения С. Черного.

3. Первичный синтез

-Что вы знаете из биографии автора?

-Для того, чтобы определить о ком будет стихотворение, отгадайте загадку в пословицах.

Против сотки их довольно одного ястреба.

Он землю видит, когда ест, небо - когда пьет.

Он под кровлю, а сова на волю.

-Верно, следующее стихотворение С.Черного так и называется "Воробей".

-Что вы знаете о воробьях?

Воробьи - маленькие, неунывающие, бойкие птицы. Спинка у него коричневая, хвост темно-бурый, головка серая. Воробьи селятся под козырьком подъезда или на балконе. Зиму воробьи проводят рядом с людьми, чтобы прокормиться и согреться возле них.

-В стихотворении у вас встретятся слова, значение которых вам может быть не понятно. Скажите, как вы понимаете значение слов:

Юркий, пичужка, вьюшка, фурх?

 

 

-Откройте учебник . Сейчас я прочитаю вам это стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Физминутка

Отвечают

-О воробье

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои мнения

 

 

 

 

 

 

Юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий;

Пичужка – птичка;

Вьюшка – крышка в деревянном доме, которая закрывает  печную трубу для сохранения тепла;

Фурх – звук крыльев.

Слушают

 

 

Выполняют физминутку

4.Анализ произведения.

-Понравилось вам стихотворение?

-Так о ком же это стихотворение?

-Какой рассказ вам напоминает оно?

-Что общего?

-Перечитайте первые 4 строчки стихотворения, каким вы представляете себе воробья?  

- Какие эпитеты вам помогли?

- Как вы понимаете слово глазки-бисер?

- Какое время года описано в стихотворении? Подтвердите строками из стихотворения .

- Кто наблюдает за воробьем?

-Почему воробушек прыгает рядом с автором? Подтвердите строками из стихотворения

 

-Кто еще прилетел к автору? Найдите  и зачитайте в тексте.

-Что значит «двинуть клювом»?

-Почему автор так говорит?

-Как автор называет воробья?

-Прочитайте 2строфу. Найдите, как автор относится к воробью?

-А вы подкармливаете зимующих птиц?

-Как вы думаете, нужно ли нам заботиться о птицах? Нужна ли им  наша помощь?

 

- Найдите в тексте, о чем мечтает автор?

 

- Прочитайте последнею строфу. Почему автор называет воробья «нахалом»?

-Почему воробей удрал от автора?

-Как вы догадались?

 

 

 

-Прочитайте последние 2 строчки. Как вы думаете, с каким настроением нужно читать?

-Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса. Подготовьтесь к выразительному чтению.

-Прочитайте стихотворение выразительно.

Отвечают

-О воробье и авторе

-"Растрепанный воробей"

Высказывают свои мнения.

-Воробей маленький, серенький, быстрый, забавный.

-Серый, юркий и сравнение «словно мышка».

-Глазки маленькие, черненькие, как бусинки.

-Зима. Ветер сыплет снегом, злюка, И на спинку, и на грудь.

-Автор стихотворения.

-Автор подкармливает воробья.

Прыгай, прыгай, я не трону-

Видишь хлебца накрошил…

-Ворона

 

-Оттолкнуть, прогнать.

-Он не хочет кормить ворону.

-Воробьишко

-С жалостью, он пытается его накормить

 

Отвечают

-Да,  т.к. птицам сложно добывать себе корм. Особенно зимой, мы должны им помогать, например строить кормушки.

-Он хочет подружиться с воробьем, жить вместе с ним и учить его азбуке.

Читают, отвечают

 

-Потому что автор хотел поймать его.

-Ближе, ну еще немножко…

Фурх! Удрал… Какой нахал!

Cъел все зёрна, все крошки  

И спасибо не сказал.

-С обидой

 

Читают в полголоса.

 

 

Читают выразительно.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто автор этого рассказа?

- Все ли мы выполнили задачи, поставленные на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

-Что бы вы рассказали своим друзьям о рассказе Куприна, если они его не читали?

-Запишите домашнее задание: выразительное чтение  стихотворения

- Стихотворение "Воробей"

 

-Саша Черный

-Да

 

Оценивают свою работу

Отвечают

 

Записывают домашнее задание