Урок литературного чтения по произведению М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
4 кл.
МБОУ СОШ №13 Калужская обл. г. Обнинск
Е.А. Магда
2018 г
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 4
Учитель: Магда Елена Александровна
УМК: «Школа России»
Тема урока: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
Тип урока: закрепление изученного материала. Работа над текстом.
Цели:
Предметные. Обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступках героев. Развивать литературные способности: прогнозировать содержание текста; читать текст, понимать его содержание; совершенствовать навыки выразительного чтения; отвечать на вопросы по содержанию словами из текста; относить произведение к жанру; обогощать словарный запас; воспитывать целеустремлённость.
Метапредметные результаты:
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно- следственных связей, построения рассуждений. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать своё поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Личностные:
Проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека. Определять собственное отношение к поступкам героя. Формировать уважительное отношение к иному мнению. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, понимать прочитанное.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
1. Организация начала урока ( метапредметные результаты: активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач):
- приветствуем гостей,
- приветствуем друг друга,
- пожелания друг другу на сегодняшний день, урок.
2. Подготовительная работа
Отработка навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.
а). Индивидуальные карточки для « жужжащего » чтения( время- 1мин; 5 с). Контролируем количество прочитанных слов. Взаимооценка.
- характеристика полученного текста( описание, повествование, рассуждение);
- Найти в тексте глаголы, время?, лицо? ;
- найти в тесте имена прилагательные, род?;
- найти в тексте слова с приставками( указать приставку);
б). Работа в парах:
Каждая пара (парта) получает кроссворд. После выполнения этой работы каждый участник оценивает свою работу( лист самооценки с обратной стороны кроссворда).
При правильном выполнении работы – ключевая фраза: исторические источники.
Что такое исторические источники?
- А вот мы сегодня на уроке работаем со сказкой. А сказка имеет отношение к историческим источникам? Почему вы так думаете?
- В названии сказки есть уточнение, что это турецкая сказка. А если бы этого уточнения не было, вы догадались бы, что сказка не русская? Благодаря чему?
Активизация: Словарная работа ( по прочитанному тексту).
В нашем архиве есть документы, содержащие слова: ( все слова напечатаны на отдельных карточках)
Паша
Ашик
Ана
Аян-Ага
Сааз
Зарок
кериб
Чауши
Дети дают объяснение словам из архивных документов. Найди в тексте отрывок, в котором встречается это слово, прочитай.
- А карта является историческим источником? Почему?( на доске появляется карта Турции и граничащие с ней государства)
- Какое отношение имеет карта к нашей сказке?
- Какие города проезжал Ашик-Кериб? (Халаф,Арзинган,Тифлиз, Арзиньян, Арзерум)
- Найди в тексте доказательство своим словам, прочитай.
- А икона является историческим источником? Почему? ( на доске появляется икона Георгий Победоносец)
- Ребята, икона православная. А какое отношение она имеет к турецкой сказке? ( доказывают свои версии, зачитывая отрывки из текста)
- А фотографии являются историческим источником? Почему? ( на доске появляется фотография Магуль-Мегери)
- Как вы думаете, кто это?( свои высказывания ребята доказывают словами из текста)
3. Формулирование учащимися темы и цели урока
Работа в парах
На карточках записаны пословицы. Выберите пословицы, которые подходят к этому тексту.
1. « Не ищи красоты, а ищи доброты»
2. « Чьим умом живёшь, того и песенку поёшь»
3. «Совесть без зубов, а загрызёт»
4. «Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее»
- Объясните, почему вы выбрали эти пословицы?
- Какую бы пословицу вы выбрали, как девиз урока? Почему?
( Девиз урока крепим на доске).
4. Работа над текстом
- К какому виду текстов относится этот текст?
- Есть ли в этом тексте элементы описания?
- Понравился ли вам этот текст? Чем? Почему?
Работа в парах
- Перед вами план текста. Проверьте, правильно ли составлен этот план? Если нет, исправьте.(план заведомо составлен неверно)
1. Знакомство с пашой.
2. Обман Куршуд-Бека.
3. Поски Ашик-Кериба.
4.Зарок Ашик-Кериба.
5. Трудный разговор с матерью.
6. Счастливая встреча влюблённых.
7. Возвращение Ашик-Кериба домой.
Дети выполняют работу. Потом исправленный план проверяется по плану, который составлен верно( план на доске).
- Оцените свою работу ( лист самооценки у каждой пары).
5. Проверка знания содержания текста
Работа с иллюстрациями.
- К какому фрагменту текста соответствует эта иллюстрация?
( Доказать словами из текста. Несколько иллюстраций к этому тексту не относятся. Уч. должны это заметить и сделать замечание).
- Кого искал царевич Елисей?
- Кого искала Магуль-Мегери?
- Как она искала своего любимого?
Проблема
- Если бы вы были братом ( родственником ) Магуль Мегери, как бы вы повели себя в этой ситуации?
Ваш совет( рекомендация). Чтобы быстрее шли поиски, что можно предпринять? ( дать объявление)
- Дайте объявление от имени Магуль-Мегери( работа в парах).
- Сколько женихов было у Магуль-Мегери? (два)
- Зачем ей два жениха? Может она не любила Ашик-Кериба?
Выборочное чтение
- Найдите отрывки в тексте, которые доказывают чувства Магуль-Мегери к Ашик-Керибу.
- Кого вы считаете отрицательным героем сказки?
Работа в парах.
- Вот мы сейчас заговорили о всех героях этой сказки. А что вы можете сказать об их внутренних качествах? Какие они?
Работем на карточках.
Малуль-Мегери Ашик-Кериб Куршуд-Бек
Богатый
Завистливый
Приветливый
Красивый
Талантливый
Преданный
Дружелюбный
Коварный
Жестокий
Добрый
6. Рефлексия
- Найдите окончание этой сказки. Как поступил Куршуд-Бек? Почему?
- Почему он не разрешил своему брату убить Ашик-Кериба
Значит, какой он человек?
- Что могло бы произойти?
- Закончите фразу « Если бы …, то …»( работа в парах)
- Когда вы выбирали пословицы к этой сказке, то пословицу « Совесть без зубов, а грызёт»- не взяли.
- Как вы думаете, а кого из героев могла грызть совесть? Почему?
- Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали, но несколько раз я видела в ваших глазах удивление. Что вас больше всего удивило на уроке?
7. Домашнее задание
По выбору учащихся
- составить тест или кроссворд по тексту,
- составить продолжение текста « Двадцать лет спустя »
- составить пять вопросов « Из-за чего….»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.