Конспект урока по литературному чтению 4 кл.
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению 4 кл.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература +1
4 кл
22.04.2020
Конспект урока по литературному чтению 4 кл.
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по произведению М.Ю. Лермонтова "Ашик - Кериб"
конспект урока.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения по произведению М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

 4 кл.

МБОУ СОШ №13 Калужская обл. г. Обнинск

Е.А. Магда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г


Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 4

Учитель: Магда Елена Александровна

УМК: «Школа России»

Тема урока: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Тип урока: закрепление изученного материала. Работа над текстом.

 

Цели:

 

Предметные. Обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступках героев. Развивать литературные способности: прогнозировать содержание текста; читать текст, понимать его содержание; совершенствовать навыки выразительного чтения; отвечать на вопросы по содержанию словами из текста; относить произведение к жанру; обогощать словарный запас; воспитывать целеустремлённость.

 

Метапредметные результаты:

 

Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно- следственных связей, построения рассуждений. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать своё поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

Личностные:

 

Проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека. Определять собственное отношение к поступкам героя. Формировать уважительное отношение к иному мнению. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя.

 

Коммуникативные:

 

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

1.      Организация начала урока  ( метапредметные результаты: активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач):

 

- приветствуем гостей,

- приветствуем друг друга,

- пожелания друг другу на сегодняшний день, урок.

 

 

 

         2. Подготовительная работа

 

Отработка навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

 

а).  Индивидуальные карточки для « жужжащего » чтения( время- 1мин; 5 с). Контролируем количество прочитанных слов. Взаимооценка.

- характеристика полученного текста( описание, повествование, рассуждение);

- Найти в тексте глаголы, время?, лицо? ;

- найти в тесте имена прилагательные, род?;

- найти в тексте слова с приставками( указать приставку);        

 

 б).  Работа в парах:

Каждая пара (парта) получает кроссворд. После выполнения этой работы каждый участник оценивает свою работу( лист самооценки с обратной стороны кроссворда).

При правильном выполнении работы – ключевая фраза: исторические источники.

Что такое исторические источники?

- А вот мы сегодня на уроке работаем со сказкой. А сказка имеет отношение к историческим источникам? Почему вы так думаете?

- В названии сказки есть уточнение, что это турецкая сказка. А если бы этого уточнения не было, вы догадались бы, что сказка не русская? Благодаря чему?

 

Активизация: Словарная работа ( по прочитанному тексту).

В нашем архиве есть документы, содержащие слова: ( все слова напечатаны на отдельных     карточках)

Паша

Ашик

Ана

Аян-Ага

Сааз

Зарок

кериб

Чауши

 

Дети дают объяснение словам из архивных документов. Найди в тексте отрывок, в котором встречается это слово, прочитай.

- А карта является историческим источником? Почему?( на доске появляется карта Турции и граничащие с ней государства)

- Какое отношение имеет карта к нашей сказке?

- Какие города проезжал Ашик-Кериб? (Халаф,Арзинган,Тифлиз, Арзиньян, Арзерум)

- Найди в тексте доказательство своим словам, прочитай.

- А икона является историческим источником? Почему? ( на доске появляется икона Георгий Победоносец)

- Ребята, икона православная. А какое отношение она имеет к турецкой сказке? ( доказывают свои версии, зачитывая отрывки из текста)

- А фотографии являются историческим источником? Почему? ( на доске появляется фотография Магуль-Мегери)

- Как вы думаете, кто это?( свои высказывания ребята доказывают словами из текста)

 

 

 

 

 

 

 

3.      Формулирование учащимися  темы и цели урока

             Работа в парах

На карточках записаны пословицы. Выберите пословицы, которые подходят к этому тексту.

1.      « Не ищи красоты, а ищи доброты»

2.      « Чьим умом живёшь, того и песенку поёшь»

3.      «Совесть без зубов, а загрызёт»

4.      «Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее»

- Объясните, почему вы выбрали эти пословицы?

- Какую  бы пословицу вы выбрали, как девиз урока? Почему?

( Девиз урока крепим на доске).

 

4.      Работа над текстом

- К какому виду текстов относится этот текст?

- Есть ли в этом тексте элементы описания?

- Понравился ли вам этот текст? Чем? Почему?

Работа в парах

- Перед вами план текста. Проверьте, правильно ли составлен этот план? Если нет, исправьте.(план заведомо составлен неверно)

 

1. Знакомство с пашой.

2. Обман Куршуд-Бека.

3. Поски Ашик-Кериба.

4.Зарок Ашик-Кериба.

5. Трудный разговор с матерью.

6. Счастливая встреча влюблённых.

7. Возвращение Ашик-Кериба домой.

 

Дети выполняют работу. Потом  исправленный план проверяется по плану, который составлен верно( план на доске).

- Оцените свою работу ( лист самооценки у каждой пары).

 

5.      Проверка знания содержания текста

 

Работа с иллюстрациями.

- К какому фрагменту текста соответствует эта иллюстрация?

( Доказать словами из текста. Несколько иллюстраций к этому тексту не относятся. Уч. должны это заметить и сделать замечание).

- Кого искал царевич Елисей?

- Кого искала Магуль-Мегери?

- Как она искала своего любимого?

 

Проблема

 

- Если бы вы были братом ( родственником ) Магуль Мегери, как бы вы повели себя в этой ситуации?

Ваш совет( рекомендация). Чтобы быстрее шли поиски, что можно предпринять? ( дать объявление)

- Дайте объявление от имени Магуль-Мегери( работа в парах).

- Сколько женихов было у Магуль-Мегери? (два)

- Зачем ей два жениха? Может она не любила Ашик-Кериба?

 

 

 

 

Выборочное чтение

 

- Найдите отрывки в тексте, которые доказывают чувства Магуль-Мегери к Ашик-Керибу.

- Кого вы считаете отрицательным героем сказки?

Работа в парах.

- Вот мы сейчас заговорили о всех героях этой сказки. А что вы можете сказать об их внутренних качествах? Какие они?

Работем на карточках.

 

Малуль-Мегери                                        Ашик-Кериб                                    Куршуд-Бек

 

Богатый

Завистливый

Приветливый

Красивый

Талантливый

Преданный

Дружелюбный

Коварный

Жестокий

Добрый

 

6.      Рефлексия

 

- Найдите окончание этой сказки. Как поступил Куршуд-Бек? Почему?

-  Почему он не разрешил своему брату убить Ашик-Кериба

 Значит, какой он человек?

- Что могло бы произойти?

- Закончите фразу « Если бы …, то …»( работа в парах)

 

- Когда вы выбирали пословицы к этой сказке, то пословицу « Совесть без зубов, а грызёт»- не взяли.

- Как вы думаете, а кого из героев могла грызть совесть? Почему?

 

- Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали, но несколько раз я видела в ваших глазах удивление. Что вас больше всего удивило на уроке?

 

7.      Домашнее задание

            По выбору учащихся

 

- составить тест или кроссворд по тексту,

- составить продолжение текста « Двадцать лет спустя »

- составить пять вопросов « Из-за чего….»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок литературного чтения по произведению

Урок литературного чтения по произведению

Учебный предмет: литературное чтение

Учебный предмет: литературное чтение

Подготовительная работа Отработка навыков беглого, осознанного, выразительного чтения

Подготовительная работа Отработка навыков беглого, осознанного, выразительного чтения

Формулирование учащимися темы и цели урока

Формулирование учащимися темы и цели урока

Выборочное чтение - Найдите отрывки в тексте, которые доказывают чувства

Выборочное чтение - Найдите отрывки в тексте, которые доказывают чувства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020