Конспект урока по литературному чтению, 4 класс по теме: "Определение главной мысли текста. Е.Шварц «Сказка о потерянном времени"
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс по теме: "Определение главной мысли текста. Е.Шварц «Сказка о потерянном времени"

Оценка 4.6
doc
математика
21.02.2020
Конспект  урока по литературному чтению, 4 класс по теме: "Определение главной мысли текста. Е.Шварц «Сказка о потерянном времени"
литература 17.01.20.doc

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Литературное чтение, 4 «Г» класс

Дата

17.01.20

УМК

«Школа России»

Учитель

Науменко Наталья Николаевна

Тема урока

Определение главной мысли текста. Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель урока

познакомить с новым разделом; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества лично­сти; учить читать текст выразительно, передавая настроение с по­мощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

 

 Развивать умение работы с текстом художественного характера.

 

 

Воспитывать умение работать в малой группе, парами, индивидуально.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

 

умения прогнози­ровать содержание раздела, читать вслух с постепенным пе­реходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, восприни­мать на слух художественное произведение

РУУД — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирова­ние вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, Поз.УУД — анализ художествен­ного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опор­ных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целе­направленный выбор книги, КУУД - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаи­модействия в паре и группе (распределение обязанностей, со­ставление плана совместных действий, умение договаривать­ся о совместных действиях);

 

осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».

Основные понятия, изучаемые на уроке

Сказка, анализ главного героя, анализ второстепенных героев

Оборудование урока:

- рабочая тетрадь,- учебник 4 класс,

- компьютер учителя

ИОС урока

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ

 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

 

-

презентация

-

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

 

Приветствие учителя. Подготовка к уроку

Мотивация к учебной деятельности

Итак, вы готовы работать? Тогда начинаем! Делу время - потехе час

Включение в учебную деятельность

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 

 

 

 

Проверка дом. задания

 

-Что было задано на дом?

 

Наизусть стихотворение

 

Самоопределение к деятельности

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

                         (Время)

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

                                  (Часы)

 

Ответы на вопросы по изученному ранее материалу

Выполнение освоенных ранее учебных действий.

Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке (пробное действие).

 

Постановка учебной задачи

 

Закрепить….

Научиться….

Узнать…….

IV.Физминутка.

Упражнение для пальчиков.
Большой пальчик мы потрём,
Указательный пожмём,
Средний с вами мы погладим,
Безымянный пощипаем,
А мизинчик разотрём.
Кистью дружно мы встряхнём
И писать сейчас начнём!

 

Выявление места и причины затруднения в индивидуальном выполнении пробного учебного действия

Формулирование цели и (или уточнение) темы урока

Освоение нового учебного материала

 

Краткий обзор биографии Е.Л. Шварца

Евгений Львович Шварц (1896—1958) вырос в маленьком провинци­альном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», — говорили о нем друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно-чеховское». И отец, и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в без­выходное положение, и говорила, чтобы я доедал, а то все утонут. И я доедал».

В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции. Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались с ним на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так ма­ленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи — «безобразные, похо­жие на ископаемых чудищ». Здесь пришла первая любовь. «Город моей души» — так назвал Майкоп Шварц. А в конце жизни в очерке «Детство» написал: «Все, что было потом, развивало или приглушало то, что заро­дилось в майкопские годы».

 

 

 

 

Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу

Закрепление учебного материала

 

Работа с текстом.

-Кто был героями сказки?  (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
-Какое несчастье их объединило?
Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми  стариками.

-Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
- Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? Всё произошло неожиданно
- Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с.5. Чтение по ролям (АВТОР, ПЕТЯ ЗУБОВ, ТЁТЯ НАТАША)
- Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается.
- Какие слова нам об этом говорят? Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.
- Сожалеет ли Петя о случившемся? С.6 чтение
-Одинаковым ли было поведение ребят?
- Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков. С. 11 Маруся Поспеловас.12-13 Наденька Соколовас. 13 Вася Зайцев.

- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
- Прочитайте, как просыпался город. С.10-11.чтение

- Почему люди так бояться  не успеть, опоздать, отстать? Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.
-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? Остановилась бы жизнь.

-Почему дети смогли победить волшебников? Нашли друг друга и научились ценить время.

4. Физкультминутка.

 

Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД 

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями

-Подберите синонимы к словам(доска)

хмурый – угрюмый, невесёлый

сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

 

-Подберите антонимы к словам:

состариться –помолодеть

трудиться – лениться, бездельничать.

Выполнение типовых заданий

с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе).

Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом).

Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности

 

Спасибо за старание

Ведь главное – желание,

А навыки и знание

С годами к вам придут.

Прозвенел звонок с урока –

Поиграть пришла пора.

Что узнали на уроке,

Не забывайте никогда

 

Закончите урок фразой

Я понял…

Я узнал….

Я хочу узнать…

Я похвалил бы себя за…..

 После урока мне захотелось….

– Что понравилось на уроке?

– Какая работа вызвала трудность?

 

Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия.

Осуществление самооценки

 

Информация о домашнем задании

Читать выразительно сказку

Осуществление выбора задания для самоподготовки 

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Основные понятия, изучаемые на уроке

Основные понятия, изучаемые на уроке

Упражнение для пальчиков. Большой пальчик мы потрём,

Упражнение для пальчиков. Большой пальчик мы потрём,

Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу

Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу

Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо

Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2020