Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: «А. П. Гайдар "Горячий камень"»
Цель: ознакомление с жизнью и творчеством А.П.Гайдара; на примере сказки «Горячий камень» учиться ценить каждый момент своей жизни.
Задачи:
Дидактические: расширить знания о жизни и творчестве А. П. Гайдара; познакомиться с произведением «Горячий камень».
Развивающие: развивать умения и навыки в процессе учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы учащихся (, устную речь, мышление, восприятие, внимание).
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению литературы; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Формируемые УУД:
Познавательные: развивать умение применять полученные знания на практике; формулировать проблему и находить пути её решения.
Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; развивать умение высказывать свою точку зрения; осуществлять рефлексию.
Коммуникативные: развивать умение слушать собеседника и вести диалог; развивать умение работать в паре, группе.
Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование и материалы: презентация, раздаточный материал.
Средства обучения: Учебник – Литературное чтение, Ефросинина Л.А, 3 класс, 2 часть.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичное закрепление.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7. Рефлексия.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап |
Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно. - Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня урок литературы проведу у вас я.
|
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний |
- Посмотрите на портрет, который показан на доске. Вы знаете, кто это? - Это Аркадий Петрович Гайдар. А вы уже знакомы с каким-то из его произведений? - Он написал такие рассказы, как «Чук и Гек», «Ёлка в тайге». Возможно, вы с ними уже знакомы. - Аркадий Петрович Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове. Настоящее имя писателя - Голиков Аркадий Петрович. Аркадий был отважным мальчиком с самого детства. Когда в первую мировую войну его отца забрали на фронт, мальчик сбежал из дома, чтобы тоже отправиться воевать. Однако по дороге его задержали. В 14-ть лет Аркадий вступил в ряды большевиков и вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни. Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» и многие другие. Со многими из них вы познакомитесь позже. Когда же началась Великая Отечественная война, Гайдар снова не смог остаться в стороне от боевых действий: он стал служить военным корреспондентом (от «Комсомольской правды»). Затем Гайдар был пулеметчиком. 26 октября 1941 года Гайдар погиб. |
Ответы детей.
Ответы детей. |
Постановка цели и задач урока |
- Итак, с произведением какого автора мы сегодня познакомимся? - Перед тем, как мы начнём читать произведение, скажите, что по-вашему значит «счастье»? - Я задам вам этот же вопрос после прочтения произведения, и мы посмотрим, изменилось ваше мнение или нет. - Какие задачи мы можем сегодня поставить перед собой? |
- Мы познакомимся с произведением Аркадия Петровича Гайдара.
Ответы детей.
- Прочитать произведение Аркадия Петровича Гайдара; исходя из содержания произведения, узнать, что такое счастье. |
Первичное усвоение новых знаний |
- Откройте учебник на 120-й странице. Прочитайте, как называется произведение. - Как вы думаете, почему автор так называл своё произведение? - По названию произведения мы можем догадаться, о чём будет произведение? - Тогда начнём читать. Но перед этим откройте учебник на 127-й странице. Здесь даны слова, значение которых вам может быть не понятно. Прочитаем эти слова и их значение по цепочке. - Эти слова будут даны на доске. Если вы забудете их значение, то можете посмотреть. Начнём читать произведение.
- Чем зарабатывал старик?
- Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя?
- Прочитаем вторую часть.
- Как звали мальчика, который полез в колхозный сад? - Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад?
- Что с ним произошло в саду?
- Почему старик отпустил Ивашку?
- Хорошо. Читаем третью часть.
- Как Ивашка набрел на камень?
- Почему Ивашка решил, что камень волшебный?
- О чём прочитал Ивашка на камне?
- Почему надпись огорчила Ивашку?
- Читаем четвёртую часть.
- Как решил поступить Ивашка?
- Как на это отреагировал старик?
- Читаем пятую часть.
- О чем думал Ивашка, когда тянул камень на гору?
- Когда Ивашка видел счастливую жизнь.
Физкульминутка Если весело живется, Хлопай так: хлоп, хлоп. (Хлопки.) Если весело живется, Щелкай так: щелк, щелк. (Щелчки пальцам) Если весело живется, Делай так: (Хлопки ладонями по коленям.) Если весело живется, Топай так: топ, топ. Если весело живется, Делай все: хлоп – хлоп, Щелк – щелк, топ – топ. Хорошо! Если весело живется, Мы друг другу улыбнемся. Если весело живется. Хорошо! Хорошо! - Прочитаем шестую часть.
- Почему старик не стал разбивать камень?
- Для чего старик приказал Ивашке вытащить камень на гору?
- Давайте прочитаем эту часть по ролям. Выберем, кто будет Ивашкой, кто стариком, а кто автором. - Молодцы. Прочитаем заключительную часть.
- Почему долгие годы камень оставался неразбитым? |
- Горячий камень.
Ответы детей.
- Нет.
Читают слова из учебника по цепочке.
Читают по цепочке 1-ю часть. - Старик плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад.
- Он был хром, не по годам сед, от его щеки через губы пролёг кривой рваный шрам.
Читают по цепочке 2-ю часть. - Ивашка Кудряшкин.
- Он полез в сад, чтобы набрать яблок и насытиться ими до отвала. - Он зацепился штаниной за гвоздь ограды, свалился в колючий крыжовник и оцарапался. - Он над ним сжалился, потому что Ивашка был весь в ссадинах, с порванной штаниной и по его щекам текли слёзы.
Читают по цепочке 3-ю часть.
- Ивашка заблудился в лесу и попал на болото. Он сел на торчащий из мха камень, но сразу встал с него, потому что ему показалось, что он сел на лесную пчелу, и она его ужалила. - Потому что камень был очень горячий и на его поверхности проступали закрытые глиной буквы. - О том, что тот, кто отнесёт это камень на гору и там его разобьёт, вернёт свою молодость и начнёт жить сначала. - Потому что ему было всего восемь лет и ему бы пришлось оставаться на второй год в первом классе.
Читают по цепочке 4-ю часть. - Он решил вернуть молодость старику, который его пожалел. - Он отказался идти на болото за камнем, потому что больше некому было сторожить сад, и приказал Ивашке, чтобы тот сам отнёс камень на гору, а старик потом придёт туда и быстро чем-нибудь стукнет по камню. Читают по цепочке 5-ю часть. - О том, что старик сможет прожить счастливую жизнь, как все люди, когда разобьёт камень. О том, что он сам три раза видел счастливую жизнь. - Когда он опаздывал в школу и его подвёз шофёр на блестящей легковой машине. Когда он голыми руками поймал щуку в канаве. И когда дядя Митрофан взял его на праздник Первое мая.
Читают 6–ю часть по цепочке. - Потому что он прожил счастливую жизнь и не хотел бы пережить её как-то по-другому.
- Чтобы камень лежал у всех на виду.
Читают 6–ю часть по ролям.
Читают по цепочке 7-ю часть.
- Потому что людям незачем переживать свою жизнь второй раз. Они посчитали, что прожили счастливую жизнь и не хотят что-то менять. |
Первичное закрепление |
- Сколько частей в рассказе «Горячий камень»? - Кто является главными героями в этом произведении? - О чём это произведение? |
- В этом рассказе семь частей.
- Ивашка Кудряшкин и старик.
Ответы детей. |
Домашнее задание |
- Дома вам нужно перечитать эту сказку. На следующем уроке несколько человек её перескажут. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Рефлексия |
- Я раздам вам карточки, на них даны вопросы. Вы должны ответить на них в парах. На их заполнение я вам даю 3-и минуты. Чему учит рассказ "Горячий камень”? Что в рассказе похоже на сказку? Почему рассказ называется "Горячий камень”? Что такое «счастье»? - Пусть каждая пара представит нам свои ответы на вопросы. - Вы сегодня отлично поработали. Спасибо за урок! |
Выполняют задание в парах.
Ответы детей. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.