Конспект урока по литературному чтению "А.П. Гайдар "Горячий камень""
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению "А.П. Гайдар "Горячий камень""

Оценка 5
docx
русская литература
3 кл
27.01.2023
Конспект урока по литературному чтению "А.П. Гайдар "Горячий камень""
Разработка конспекта для урока открытия новых знаний в 3 классе. Учащиеся знакомятся с биографией А.П. Гайдара, с его произведением. Читают произведение "Горячий камень". В ходе чтения проводится беседа (ответы детей в конспекте прописаны). По программе "Школа 21 века". Также к этому уроку есть готовая презентация.
Литературное чтение.docx

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: «А. П. Гайдар "Горячий камень"»

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством А.П.Гайдара; на примере сказки «Горячий камень» учиться ценить каждый момент своей жизни.

Задачи:

Дидактические: расширить знания о жизни и творчестве А. П. Гайдара; познакомиться с произведением «Горячий камень».

Развивающие: развивать умения и навыки в процессе учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы учащихся (, устную речь, мышление, восприятие, внимание).

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению литературы; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Формируемые УУД:

Познавательные: развивать умение применять полученные знания на практике; формулировать проблему и находить пути её решения.

Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; развивать умение высказывать свою точку зрения; осуществлять рефлексию.

Коммуникативные: развивать умение слушать собеседника и вести диалог; развивать умение работать в паре, группе.

Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование и материалы: презентация, раздаточный материал.

Средства обучения: Учебник – Литературное чтение, Ефросинина Л.А, 3 класс, 2 часть.

Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичное закрепление.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7. Рефлексия.


 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня урок литературы проведу у вас я.

 

 

 

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

- Посмотрите на портрет, который показан на доске. Вы знаете, кто это?

- Это Аркадий Петрович Гайдар. А вы уже знакомы с каким-то из его произведений?

- Он написал такие рассказы, как «Чук и Гек», «Ёлка в тайге». Возможно, вы с ними уже знакомы.

- Аркадий Петрович Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове. Настоящее имя писателя - Голиков Аркадий Петрович. Аркадий был отважным мальчиком с самого детства. Когда в первую мировую войну его отца забрали на фронт, мальчик сбежал из дома, чтобы тоже отправиться воевать. Однако по дороге его задержали. В 14-ть лет Аркадий вступил в ряды большевиков и вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни. Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» и многие другие. Со многими из них вы познакомитесь позже. Когда же началась Великая Отечественная война, Гайдар снова не смог остаться в стороне от боевых действий: он стал служить военным корреспондентом (от «Комсомольской правды»). Затем Гайдар был пулеметчиком.

26 октября 1941 года Гайдар погиб.

Ответы детей.

 

 

Ответы детей.

Постановка цели и задач урока

- Итак, с произведением какого автора мы сегодня познакомимся?

- Перед тем, как мы начнём читать произведение, скажите, что по-вашему значит «счастье»?

- Я задам вам этот же вопрос после прочтения произведения, и мы посмотрим, изменилось ваше мнение или нет.

- Какие задачи мы можем сегодня поставить перед собой?

- Мы познакомимся с произведением Аркадия Петровича Гайдара.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

- Прочитать произведение Аркадия Петровича Гайдара; исходя из содержания произведения, узнать, что такое счастье.

Первичное усвоение новых знаний

- Откройте учебник на 120-й странице. Прочитайте, как называется произведение.

- Как вы думаете, почему автор так называл своё произведение?

- По названию произведения мы можем догадаться, о чём будет произведение?

- Тогда начнём читать. Но перед этим откройте учебник на 127-й странице. Здесь даны слова, значение которых вам может быть не понятно. Прочитаем эти слова и их значение по цепочке.

- Эти слова будут даны на доске. Если вы забудете их значение, то можете посмотреть. Начнём читать произведение.

 

 

- Чем зарабатывал старик?

 

 

 

 

- Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя?

 

 

- Прочитаем вторую часть.

 

 

- Как звали мальчика, который полез в колхозный сад?

- Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад?

 

- Что с ним произошло в саду?

 

 

 

- Почему старик отпустил Ивашку?

 

 

 

- Хорошо. Читаем третью часть.

 

- Как Ивашка набрел на камень?

 

 

 

 

 

 

- Почему Ивашка решил, что камень волшебный?

 

 

- О чём прочитал Ивашка на камне?

 

 

 

- Почему надпись огорчила Ивашку?

 

 

- Читаем четвёртую часть.

 

 

 

- Как решил поступить Ивашка?

 

 

- Как на это отреагировал старик?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Читаем пятую часть.

 

- О чем думал Ивашка, когда тянул камень на гору?

 

 

 

 

- Когда Ивашка видел счастливую жизнь.

 

 

 

 

 

 

Физкульминутка

Если весело живется,

Хлопай так: хлоп, хлоп. (Хлопки.)

Если весело живется,

Щелкай так: щелк, щелк. (Щелчки пальцам)

Если весело живется, Делай так: (Хлопки ладонями по коленям.)

Если весело живется, Топай так: топ, топ.

Если весело живется,

Делай все: хлоп – хлоп,

Щелк – щелк, топ – топ. Хорошо!

Если весело живется,

Мы друг другу улыбнемся.

Если весело живется. Хорошо! Хорошо!

- Прочитаем шестую часть.

 

- Почему старик не стал разбивать камень?

 

 

- Для чего старик приказал Ивашке вытащить камень на гору?

 

- Давайте прочитаем эту часть по ролям. Выберем, кто будет Ивашкой, кто стариком, а кто автором.

- Молодцы. Прочитаем заключительную часть.

 

- Почему долгие годы камень оставался неразбитым?

- Горячий камень.

 

 

Ответы детей.

 

- Нет.

 

 

Читают слова из учебника по цепочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают по цепочке 1-ю часть.

- Старик плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад.

 

- Он был хром, не по годам сед, от его щеки через губы пролёг кривой рваный шрам.

 

Читают по цепочке 2-ю часть.

- Ивашка Кудряшкин.

 

- Он полез в сад, чтобы набрать яблок и насытиться ими до отвала.

- Он зацепился штаниной за гвоздь ограды, свалился в колючий крыжовник и оцарапался.

- Он над ним сжалился, потому что Ивашка был весь в ссадинах, с порванной штаниной и по его щекам текли слёзы.

 

Читают по цепочке 3-ю часть.

 

- Ивашка заблудился в лесу и попал на болото. Он сел на торчащий из мха камень, но сразу встал с него, потому что ему показалось, что он сел на лесную пчелу, и она его ужалила.

- Потому что камень был очень горячий и на его поверхности проступали закрытые глиной буквы.

- О том, что тот, кто отнесёт это камень на гору и там его разобьёт, вернёт свою молодость и начнёт жить сначала.

- Потому что ему было всего восемь лет и ему бы пришлось оставаться на второй год в первом классе.

 

Читают по цепочке 4-ю часть.

- Он решил вернуть молодость старику, который его пожалел.

- Он отказался идти на болото за камнем, потому что больше некому было сторожить сад, и приказал Ивашке, чтобы тот сам отнёс камень на гору, а старик потом придёт туда и быстро чем-нибудь стукнет по камню.

Читают по цепочке 5-ю часть.

- О том, что старик сможет прожить счастливую жизнь, как все люди, когда разобьёт камень. О том, что он сам три раза видел счастливую жизнь.

- Когда он опаздывал в школу и его подвёз шофёр на блестящей легковой машине. Когда он голыми руками поймал щуку в канаве. И когда дядя Митрофан взял его на праздник Первое мая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают 6–ю часть по цепочке.

- Потому что он прожил счастливую жизнь и не хотел бы пережить её как-то по-другому.

 

- Чтобы камень лежал у всех на виду.

 

 

Читают 6–ю часть по ролям.

 

 

Читают по цепочке 7-ю часть.

 

- Потому что людям незачем переживать свою жизнь второй раз. Они посчитали, что прожили счастливую жизнь и не хотят что-то менять.

Первичное закрепление

- Сколько частей в рассказе «Горячий камень»?

- Кто является главными героями в этом произведении?

- О чём это произведение?

- В этом рассказе семь частей.

 

- Ивашка Кудряшкин и старик.

 

Ответы детей.

Домашнее задание

- Дома вам нужно перечитать эту сказку. На следующем уроке несколько человек её перескажут.

Записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия

- Я раздам вам карточки, на них даны вопросы. Вы должны ответить на них в парах. На их заполнение я вам даю 3-и минуты.

Чему учит рассказ "Горячий камень”?

Что в рассказе похоже на сказку?

Почему рассказ называется "Горячий камень”?

Что такое «счастье»?

- Пусть каждая пара представит нам свои ответы на вопросы.

- Вы сегодня отлично поработали. Спасибо за урок!

Выполняют задание в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тип урока: открытие новых знаний

Тип урока: открытие новых знаний

Постановка цели и задач урока

Постановка цели и задач урока

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни

Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни

Первичное усвоение новых знаний-

Первичное усвоение новых знаний-

Как звали мальчика, который полез в колхозный сад? -

Как звали мальчика, который полез в колхозный сад? -

Читаем четвёртую часть. -

Читаем четвёртую часть. -

Хлопай так: хлоп, хлоп. (Хлопки

Хлопай так: хлоп, хлоп. (Хлопки

Первичное усвоение новых знаний -

Первичное усвоение новых знаний -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2023