Паспорт урока
Тема: И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Тип учебного занятия: урок умения и развития навыков
Форма проведения урока: индивидуальная работа, в парах
Участники: ученики 3 класса
Цель: раскрыть идейный смысл басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся различать в басне изображенные события и замаскированный скрытый смысл, определять тему и главную мысль, будут участвовать в обсуждении прочитанного произведения.
Личностные: будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; эмоциональный отклик на прочитанное произведение. Учащиеся научатся оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные: Учащиеся научатся: понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение, определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.
Регулятивные: Учащиеся научатся: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Коммуникативные: Научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; интерактивная доска; карточки с заданиями; презентация; учебник литературного чтения, 3 класс, 1 часть, Л. Ф.Климановой, В. Г.Горецкого.; видеозапись физкультминутки, толковые словари.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация). |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Психологический настрой на урок Мотивация к работе |
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку пять! |
Настраиваются на урок. Сообщают о готовности к уроку. |
Создание благоприятного для обучения климата. Поднятие жизненного тонуса. (Л) |
Мобилизирующий этап Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством логического упражнения |
У- Начнем урок с логического упражнения. К уроку чтения ученики III класса Аня, Юля и Катя прочитали басни Эзопа «Ворон и Лисица», И А. Крылова «Зеркало и Обезьяна» и Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». Аня прочитала басню Эзопа «Ворон и Лисица», а Юля не читала произведение Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». Какие произведения читали Юля и Катя? Д. - Так как Юля не читала произведение Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», то она читала басню И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна», а Катя — Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». |
Выполнение логического упражнения |
Способность выполнять логические операции (П) |
Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. Проверка знаний о других произведениях |
У- Вы справились с заданием успешно. Сегодня на уроке мы будем читать новое произведение. Фамилия автора прозвучала в логическом упражнении. Ему принадлежат следующие строки: Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет... Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Д- Первые строки из басни «Лебедь, Щука и Рак», следующие — из басни «Зеркало и Обезьяна». Эти басни написал Иван Андреевич Крылов, значит, мы будем знакомиться с произведением И. А. Крылова. |
Рассуждение детей |
Обобщение классификации произведений (П) |
Самоопределение к деятельности Открытие нового |
У - Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением И. А. Крылова. А вот с каким, вы узнаете, прочитав следующую запись. Найдите в ней несоответствие. Устраните его и назовите произведение И. А. Крылова. Э. Успенский «Весенняя гроза». А. С. Пушкин «Ворона и Лисица». И. А. Крылов «Сказка о попе и о работнике его Балде». Ф. И. Тютчев «Дядя Федор, пес и кот». (Д. Э. Успенский написал произведение «Дядя Федор, пес и кот», А. С. Пушкин «Сказку о попе и о работнике его Балде», Ф. И. Тютчев «Весеннюю грозу», И. А. Крылов басню «Ворона и Лисица»). У - Кто сможет сформулировать тему нашего урока? Д. Тема урока — произведение Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица». У. Зная тему, поставим цель урока. Д. Познакомиться с произведением И. А. Крылова «Ворона и Лисица», учиться правильно и выразительно его читать, определить идейный смысл. У. Прежде чем познакомиться с новым произведением, побеседуем о его авторе. Что интересного вы знаете о писателе? Д. Семья, в которой родился И. А. Крылов, была бедной. С одиннадцати лет писателю пришлось работать, так как его отец рано умер. С детства мечтал стать литератором. Знал французский, итальянский и выучил в позднем возрасте греческий язык. Это был очень умный человек, с хорошим чувством юмора. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. В баснях действуют петухи, соловьи, волки и прочие звери, но всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами. У. Продолжим нашу работу. Вспомните, какую басню читала Юля из логического упражнения? Д. Юля читала басню «Зеркало и Обезьяна». У. Послушаем выразительное чтение басни наизусть. |
Формулирование учащимися темы и цели урока. Ответы учеников. Участие в беседе. Рассказ детей о творчестве И. А. Крылова. Закрепляют знания о творчестве И. А.Крылова с помощью теста «верные и неверные утверждения» Чтение басни «Зеркало и Обезьяна» учащимися. |
Умение обосновывать свои суждения. (П) Умение определять цели задачи усвоения новых знаний в сотрудничестве с учителем. (Р) Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата (П) Умение слушать собеседника.. (К) |
Словарная работа |
У. Подготовимся к чтению нового произведения, но прежде выясним значения некоторых слов, которые встретятся при чтении. Лесть — лицемерное, угодливое восхваление; льстец — льстивый человек; гнусный — внушающий отвращение, омерзительный; взгромоздиться — взобраться с усилием на что-то высокое; пленил — привлек внимание, привел в восторг; вещуньина — принадлежащая вещунье; зоб — у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. |
Работают с информацией, представленной учителем. Определение значения слов с помощью толкового словаря. |
Поиск информации, работа с различными источниками (П). |
Физкультминутка |
|||
Работа по теме урока Первичное восприятие текста |
У. Внимательно послушайте произведение, представьте действие, развивающееся в нем, и определите жанр произведения. Выразительное чтение басни учителем. У. Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? Д. Поразила хитрость и беспринципность Лисы и глупость Вороны. Стало немного жаль Ворону, ведь Лисица ее обманула. У. Ответьте на вопрос, поставленный перед прослушиванием произведения. Д. Это небольшое произведение, написанное стихами. Действующие лица — животные (Ворона и Лисица). В этом произведении высмеиваются льстивые люди. Это басня. У. Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? Д. Аллегория (иносказание). У. Как начинается басня? Д. Моралью. У. Что такое мораль басни? Д. Мораль басни — основная мысль произведения, вывод, поучение. |
Слушание. Ответы на вопросы учителя после прослушивания басни. Работают с учебником (стр. 136-138) |
Правильно доносить свою мысль. Оценивать прослушанное (К) Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний (Р) |
Проблемно-поисковая работа. Чтение басни Анализ произведения Определение основной мысли произведения |
У. Прочитайте басню самостоятельно и подумайте, почему Лисица принялась расхваливать Ворону? Д. У Вороны был сыр, который Лисица хотела получить. У. Как сыр попал к Вороне? Д. Случайно. «Вороне где-то бог послал кусочек сыру...» У. Как вы думаете, почему И. А. Крылов выбрал именно сыр? (Ученики затрудняются ответить.) Оказывается, в прошлые времена сыр был редкостью и считался «заморским лакомством». Перечитайте первые четыре строчки. Есть ли здесь что-то исключительное, вызывающее у читателя тревогу? Д. Ничего необычного нет. У. С какой интонацией необходимо читать эти строки? Д. Спокойно, ничто не предвещает опасности.(Ученики пробуют прочитать.) У. С какого предложения начинается развитие действия. Д. «На ту беду Лиса близехонько бежала; вдруг сырный дух Лису остановил...» У. Как мы себя чувствуем, когда слышим слововдруг? Д. Неспокойно, тревожно, беспокойно. Это слово предвещает неожиданное событие. У. Прочитайте текст. Голосом покажите свои чувства. (Ученики читают.) Какие слова главные, по вашему мнению? Д. Остановил, видит, пленил. У. Одно предложение рисует читателю целую картину. Что подсказывает читателю словопленил? Д. Оно подсказывает нам дальнейшее развитие событий. Пленил — значит привел в восторг, завладел всеми мыслями Лисицы. Теперь Лисица приложит все силы, чтобы отобрать сыр у Вороны. У. Прочтите, как Лисица льстила Вороне? Каким голосом надо читать эти строки? Попробуйте. Д. Ласковым, хитрым голосочком. Лисица хочет обмануть Ворону и завладеть сыром. У. Каким метким словом Крылов назвал Лисицу? Зачем употребил это слово? Д. Плутовка. Это значит, что она очень хитрая и, скорее всего, добьется своего. У. Как же Ворона отреагировала на льстивые слова Лисицы? Подготовьтесь к выразительному чтению. Д. «Вещуньина с похвал вскружилась голова...» У. Итак, Лиса добилась своего, обманула Ворону. Какие же человеческие черты осуждает автор? Д. И. А. Крылов осуждает льстивых людей, которые говорят «сладкие» речи ради собственной выгоды. |
Самостоятельное чтение басни. Работа по тексту басни. Беседа по вопросам учителя Доказательные высказывания с элементами выборочного чтения. Выразительно чтение басни Выдвижение версии |
Поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственной связи.(П) Выражения собственного мнения. Культура поведения в учебном диалоге. (К) Контролирова-ние своей деятельности. (Р) Эмоцианальный отклик (Л) Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. (Р) Умение правильно высказывать свои мысли в диалоговой форме (К) |
Творческая работа. |
У. Из набора разных слов, которые вы видите на карточке перед собой, в парах составьте три пословицы. Поспешишь не Других на себя У лести людей нет насмешишь погляди чести суди |
Составление пословиц, работа с карточками |
Сохранение заданной цели. Умение видеть ошибку и исправлять ее. Умение полно и точно выражать свои мысли.(Р) |
Рефлексия. Подведение итога урока |
У. Назовите составленные пословицы. Д. Поспешишь, людей насмешишь. Других не суди, на себя погляди. У лести нет чести. У. Какая из них, на ваш взгляд, подходит по смыслу к прочитанной басне? Д. По смыслу к прочитанной басне подходит пословица «У лести нет чести». |
Высказывание учащихся. Оценивают свою работу на уроке. |
Построение собственных рассуждений на тему высказывания. (П) Умение выделить нравственный аспект поведения. Объективная оценка результатов деятельности. (Л) |
Рекомендации для занятий дома Задание по выбору |
Выразительно читать басню по ролям или выучить наизусть. |
КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В 3 КЛАССЕ
Изучение басни
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.