Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Оценка 5
docx
20.11.2019
Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"
М. Пришвин Выскочка.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Коврова

«Основная общеобразовательная школа № 2 имени В.А. Дегтярёва»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературному чтению

«М. Пришвин «Выскочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал учитель высшей квалификационной категории

Гусева Марина Евгеньевна

 

М.М. Пришвин «Выскочка»

Цель урока

создание условий для формирования нравственных качеств личности.

Задачи урока   

  • воспитательная – воспитывать уважение во взаимоотношениях с окружающими;
  • развивающая – развивать навыки смыслового чтения средствами технологии РКМЧП;
  • образовательная - формировать навык работы с текстом

 

Формируем УУД:

 

Познавательные УУД

1.     умение извлекать информацию из текста

2.    умение на основе анализа объектов делать выводы

3.    умение обобщать и классифицировать по признакам

4.    умение делать выводы в результате совместной работы

5.    умение находить ответы на вопросы по иллюстрации

 

 

Коммуникативные УУД

1.      умение слушать и понимать других

2.     умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

3.     умение оформлять свои мысли в устной форме

 

 

Регулятивные УУД

1.     умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами

2.     умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

3.     умение определять цель деятельности на уроке

4.     умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

5.     умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

 

 

Личностные УУД

1.     формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.     формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

 

 

1.Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

2.Эмоциональный настрой на урок.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Какое у вас настроение? (солнце, тучка)

3.Актуализация знаний учащихся.

 -Мы с вами читаем произведения из раздела «Природа и мы».

-Что объединяет произведения этого раздела? (Каждый из рассказов связан с природой, везде присутствуют животные)

- Давайте   вспомним    авторов,   с  чьими  произведениями  мы   уже  познакомились  в  этом  разделе.  (Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш», А.И. Куприн «Барбос и Жулька»).

-Что объединяет произведения этого раздела? (Каждый из рассказов связан с природой, везде присутствуют животные)

4. Проверка домашнего задания.

- Дома вы работали с произведением   А. И. Куприна  « Барбос  и  Жулька».

- Давайте проверим, как вы подготовились к уроку (Тест-взаимопроверка с экрана) 

-Какой вывод мы можем сделать о внешнем виде собак и их поступках. (Большая собака может быть трусливой, а маленькая смелой и отважной)

-Чему  учит  рассказ? (Умению  дружить, сочувствовать, быть верными и самоотверженными)

4. «Открытие» темы урока

 -Сегодня  на  уроке  мы  продолжим  чтение  произведений  из  раздела  «Природа  и  мы».  И  отправимся  в  мир  замечательного  писателя.

 - Некоторые  его  произведения  мы уже читали, и сейчас проведём небольшую викторину. Я прочитаю отрывки из произведений, а вы ответьте, как они   называются.

·   Маленькая дикая  уточка  чирок-свистунок решилась наконец-то  перевести   своих утят из лесу,  в обход деревни,  в озеро на свободу.  Весной это озеро    далеко разливалось,  и  прочное место  для  гнезда можно  было  найти только   версты за три,  на кочке,  в болотном лесу.                                                                (Ребята  и  утята)
 

·        Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она  отвертывалась.  

(Глоток молока)                                                                                                         

·        « Мои молодые друзья!  Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни...

Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы.  А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять родину»                                                                                                                 (Моя Родина)

-Назовите автора этих произведений. (М.М. Пришвин)

-Внимание на экран. Прочитайте ещё раз обращение писателя.

- К кому Пришвин обращается?

- Как он нас называет?

- Кем   мы   являемся   по отношению к нашей природе?

- К чему Пришвин нас призывает?  ( Беречь  природу)

Эту  цитату  из  его  книги  мы  возьмем  эпиграфом  к  нашему  уроку.

Что  объединяет   произведения  писателя? О  чем  он  в  них  повествует?

   (Они  написаны  о  красоте  русской  природы  и  о  животном  мире  нашей  страны).

- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом этого автора.

  - Но сначала я предоставлю слово нашим ребятам, которые подготовили небольшое сообщение о М. М. Пришвине.

1 ученик:   Есть писатели, чьи книги становятся друзьями с ранних лет. К ним относится М.М. Пришвин.

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

2 ученик:   Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.

3 ученик:   Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.

 4 ученик:   Пришвин был влюблён в свою Родину. Все его произведения проникнуты большой любовью к природе. Вместе с ним мы радуемся звону весенней капели, шелесту тающего льда, первому зову кукушки, доброму стуку о кору дерева лесного доктора – дятла.

Учитель: Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу.

Природа станет  твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.

 Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. В нашей школьной библиотеке вас ждут книги.

«Ребята и утята», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Медведь», «Вася Веселкин», «Золотой луг».

- Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». 

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди,   привлекает     к себе внимание.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное  общественное положение не по заслугам.

                                          (Из «Толкового словаря» Ожегова).

-Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?  (Почему рассказ так называется?  Кого автор называет выскочкой?   На какие качества человека обращает наше внимание автор)?

-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе? (о выскочке, о человеке, который постоянно привлекает к себе  внимание, о животных, которые хотят незаслуженно выделиться)

-Заполнение дерева предсказаний.

 

-Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

-А вот главных героев  я предлагаю вам узнать сейчас.

С хозяином дружит,                                   

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.                (собака)

 

Трещала с самого   утра:

«Пор – р – ра! Пор – р - ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит….                      (сорока)

 

Перед чтением проведём словарно-лексическую работу. Работа в парах.

 

Соедините слова и выражения с их значением:

ü Выводок

 

ü Сородичи

 

ü Улучила

 

ü Поскакала дуром

 

 

ü С заскоком и с пыльцой в голове

 

- нашла подходящее время (Словарь С.И.Ожегова )

родственники.

 

– птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.

 

– не умная, глуповатая

- не попорядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля)

Подберите синонимы к словам:

срам                                                                  - разноцветный.

бдительность                                                  - стыд, позор

радужный                                                        – зоркость, настороженность                                             

Проверка с доской.

5.Основная часть. (Осмысление)

-Давайте познакомимся с новым рассказом. Читать будем до остановок.

Первичное восприятие

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали называть Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

1 остановка

 -Кто является героем рассказа? - Какой породы была Вьюшка?

- Как могут дальше развиваться события?

-Как можно озаглавить эту часть? (Вьюшка получила подарок)

 

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! — и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной — хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! — и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.

2 остановка

-Назовите героев рассказа?

-Как вы думаете, смогли сороки отнять вторую косточку у собаки?

-Как можно озаглавить эту часть? (Украденная косточка)

 

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

— Тра-та-та-та-та! — застрекотали все сороки.

Это у них значило:

— Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

— Тра-ля-ля-ля-ля! — ответила Выскочка.

Это у нее значило:

— Скачите как надо, а я — как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

3 остановка

-С каким героем рассказа ещё познакомились?

-Как вы думаете, смогла сорока перехитрить Вьюшку?

 -Как можно озаглавить эту часть? (Выскочка)

 

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя — скок и подумают — наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.

4 остановка

-Как вы думаете, какое чувство испытала Выскочка, оставшись без хвоста?

(чувство стыда)

-Как можно озаглавить эту часть? (Хитрость Вьюшки)

 

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.

Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, — гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут — сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

5        остановка

-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

-Что думали о бесхвостой выскочке остальные сороки? (нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.)

-Как можно озаглавить эту часть? (Выскочка осталась без хвоста)

 

-Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали рассказ. Для этого используем приём  «Ромашка вопросов» 

Сейчас вам предстоит ответить на 6  разных по типу вопросов и  задавать вы их будете самостоятельно. А поможет вам в этом ромашка Блума.

Капитанам команды необходимо выбрать лепесток и подготовить  вопрос, заданного вида.

  На доске: ромашка с 6 лепестками.

1.Простые вопросы. ?

2.Уточняющие вопросы.  «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?»

3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы.  «Почему?».

4.Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы».

5.Оценочные вопросы. Оценка каких-либо событий, поступков

6.Практические вопросы. ?

У каждой команды все 6 вопросов. Учащиеся выбирают свой вопрос.

Вопросы:

1.Простые

Чем хотели завладеть сороки? Как они держались?

Сороки хотели завладеть косточкой. Они держались всем выводком, т.е. все вместе

 

2.Объясняющие

Почему сорока не послушала своих товарищей?

 

Сорока хотела выделиться, хотела показать, что умнее всех 

 

3.Уточняющие

Если я правильно понял(а), то вы считаете, что автор назвал сороку Выскочкой за её поведение

Сорока не уважала старших, не прислушива-лась к мнению других, считала себя умнее и подвела своих товарищей. Автор назвал её выскочкой.

 

4.Творческие

Что бы могло произойти, если бы, Выскочка держалась со всеми вместе?

 

Если бы, Выскочка держалась со всеми вместе, то затея сорок закончилась успехом и Вьюшка осталась бы без косточки, а сорока с хвостом.

 

5.Оценочные

Как вы относитесь

к Вьюшке,

а к сороке

 Собака Вьюшка  верный друг и надежный товарищ, который и дом будет сторожить и на охоте поможет. Мы восхищаемся действиями собаки и досадуем на ловких сорок.

Сорока посчитала себя, наверно, умнее, хотя оказалось глупой и недальновидной. Она не стала действовать сообща со своими сородичами, а решила поступить по-своему. Мы её поступок не одобряем.

 

 

6.Практические

Как бы вы поступили на месте сороки

 

-постарались бы не замечать насмешек окружающих и вовремя остановиться, чтобы не случилось несчастья.

 

 

- Итак, мы не просто прочитали рассказ «Выскочка», а работая с текстом рассказа, отразили все самое важное.

На доске пословицы:

«Поспешишь – людей насмешишь»,

«Богатством ума не купишь»,

«Смелость города берет»,

«Сытый голодному не товарищ».

-Внимательно прочитайте их и выберите ту, которая подходит к нашему рассказу.
-Можно ли это считать главной мыслью рассказа?
-А в жизни людей такое встречается?

Вы заметили, что в этом рассказе нет ни одного человека. Характерная особенность творчества Пришвина через забавные истории, связанные  с животными, с их поведением, отношением, показать, как близок мир человека и животных.  При чтении рассказа мы познакомились с такой ситуацией, когда герой-животное ведет себя как человек-выскочка, и увидели что из этого получается.                                                                     

- Чему учит нас это произведение? (Быть вместе, не делать необдуманных поступков, держаться друг за друга, а не быть выскочкой).
-Что было в произведении познавательного? (Раскрыл собачьи повадки, птичью тактику).
VI. Итог.

- Рефлексия

- Хотелось ли вам продолжить чтение рассказов М. Пришвина?
- Почему? 
(Рассказы М.М. Пришвина  учат любить и понимать природу, помогают познавать мир)

Д/з:  подготовить пересказ

1 вариант от лица Вьюшки

2 вариант от лица подруг Выскочки
Оценка своей работы.

-Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Выскочка"

Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин  "Выскочка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2019