Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Коврова
«Основная общеобразовательная школа № 2 имени В.А. Дегтярёва»
Конспект урока по литературному чтению
«М. Пришвин «Выскочка»
Разработал учитель высшей квалификационной категории
Гусева Марина Евгеньевна
М.М. Пришвин «Выскочка»
Цель урока |
создание условий для формирования нравственных качеств личности. |
Задачи урока |
|
Формируем УУД: |
|
|
Познавательные УУД 1. умение извлекать информацию из текста 2. умение на основе анализа объектов делать выводы 3. умение обобщать и классифицировать по признакам 4. умение делать выводы в результате совместной работы 5. умение находить ответы на вопросы по иллюстрации
|
|
Коммуникативные УУД 1. умение слушать и понимать других 2. умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами 3. умение оформлять свои мысли в устной форме
|
|
Регулятивные УУД 1. умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами 2. умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию 3. умение определять цель деятельности на уроке 4. умение принимать и сохранять учебную цель и задачу 5. умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
|
|
Личностные УУД 1. формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией |
1.Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
2.Эмоциональный настрой на урок.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Какое у вас настроение? (солнце, тучка)
3.Актуализация знаний учащихся.
-Мы с вами читаем произведения из раздела «Природа и мы».
-Что объединяет произведения этого раздела? (Каждый из рассказов связан с природой, везде присутствуют животные)
- Давайте вспомним авторов, с чьими произведениями мы уже познакомились в этом разделе. (Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш», А.И. Куприн «Барбос и Жулька»).
-Что объединяет произведения этого раздела? (Каждый из рассказов связан с природой, везде присутствуют животные)
4. Проверка домашнего задания.
- Дома вы работали с произведением А. И. Куприна « Барбос и Жулька».
- Давайте проверим, как вы подготовились к уроку (Тест-взаимопроверка с экрана)
-Какой вывод мы можем сделать о внешнем виде собак и их поступках. (Большая собака может быть трусливой, а маленькая смелой и отважной)
-Чему учит рассказ? (Умению дружить, сочувствовать, быть верными и самоотверженными)
4. «Открытие» темы урока
-Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений из раздела «Природа и мы». И отправимся в мир замечательного писателя.
- Некоторые его произведения мы уже читали, и сейчас проведём небольшую викторину. Я прочитаю отрывки из произведений, а вы ответьте, как они называются.
· Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из лесу, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. (Ребята и утята)
· Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле её носа, она отвертывалась.
(Глоток молока)
· « Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни...
Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять родину» (Моя Родина)
-Назовите автора этих произведений. (М.М. Пришвин)
-Внимание на экран. Прочитайте ещё раз обращение писателя.
- К кому Пришвин обращается?
- Как он нас называет?
- Кем мы являемся по отношению к нашей природе?
- К чему Пришвин нас призывает? ( Беречь природу)
Эту цитату из его книги мы возьмем эпиграфом к нашему уроку.
- Что объединяет произведения писателя? О чем он в них повествует?
(Они написаны о красоте русской природы и о животном мире нашей страны).
- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом этого автора.
- Но сначала я предоставлю слово нашим ребятам, которые подготовили небольшое сообщение о М. М. Пришвине.
1 ученик: Есть писатели, чьи книги становятся друзьями с ранних лет. К ним относится М.М. Пришвин.
Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.
2 ученик: Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.
3 ученик: Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.
4 ученик: Пришвин был влюблён в свою Родину. Все его произведения проникнуты большой любовью к природе. Вместе с ним мы радуемся звону весенней капели, шелесту тающего льда, первому зову кукушки, доброму стуку о кору дерева лесного доктора – дятла.
Учитель: Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу.
Природа станет твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.
Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. В нашей школьной библиотеке вас ждут книги.
«Ребята и утята», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Медведь», «Вася Веселкин», «Золотой луг».
- Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».
- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?
Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.
- Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
(Из «Толкового словаря» Ожегова).
-Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? (Почему рассказ так называется? Кого автор называет выскочкой? На какие качества человека обращает наше внимание автор)?
-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе? (о выскочке, о человеке, который постоянно привлекает к себе внимание, о животных, которые хотят незаслуженно выделиться)
-Заполнение дерева предсказаний.
-Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.
-А вот главных героев я предлагаю вам узнать сейчас.
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
Трещала с самого утра:
«Пор – р – ра! Пор – р - ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…. (сорока)
Перед чтением проведём словарно-лексическую работу. Работа в парах.
Соедините слова и выражения с их значением: |
|
ü Выводок
ü Сородичи
ü Улучила
ü Поскакала дуром
ü С заскоком и с пыльцой в голове
|
- нашла подходящее время (Словарь С.И.Ожегова ) – родственники.
– птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.
– не умная, глуповатая - не попорядку, как попало, не думая. (Словарь В.И. Даля) |
Подберите синонимы к словам: |
|
срам - разноцветный. бдительность - стыд, позор радужный – зоркость, настороженность |
Проверка с доской.
5.Основная часть. (Осмысление)
-Давайте познакомимся с новым рассказом. Читать будем до остановок.
Первичное восприятие
Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали называть Вьюшкой.
Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.
Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
1 остановка
-Кто является героем рассказа? - Какой породы была Вьюшка?
- Как могут дальше развиваться события?
-Как можно озаглавить эту часть? (Вьюшка получила подарок)
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! — и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной — хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! — и унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.
2 остановка
-Назовите героев рассказа?
-Как вы думаете, смогли сороки отнять вторую косточку у собаки?
-Как можно озаглавить эту часть? (Украденная косточка)
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
— Тра-та-та-та-та! — застрекотали все сороки.
Это у них значило:
— Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
— Тра-ля-ля-ля-ля! — ответила Выскочка.
Это у нее значило:
— Скачите как надо, а я — как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.
3 остановка
-С каким героем рассказа ещё познакомились?
-Как вы думаете, смогла сорока перехитрить Вьюшку?
-Как можно озаглавить эту часть? (Выскочка)
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя — скок и подумают — наступали шесть умных сорок.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.
4 остановка
-Как вы думаете, какое чувство испытала Выскочка, оставшись без хвоста?
(чувство стыда)
-Как можно озаглавить эту часть? (Хитрость Вьюшки)
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.
Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, — гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут — сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.
Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.
5 остановка
-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?
-Что думали о бесхвостой выскочке остальные сороки? (нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.)
-Как можно озаглавить эту часть? (Выскочка осталась без хвоста)
-Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали рассказ. Для этого используем приём «Ромашка вопросов»
Сейчас вам предстоит ответить на 6 разных по типу вопросов и задавать вы их будете самостоятельно. А поможет вам в этом ромашка Блума.
Капитанам команды необходимо выбрать лепесток и подготовить вопрос, заданного вида.
На доске: ромашка с 6 лепестками.
1.Простые вопросы. ?
2.Уточняющие вопросы. «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?»
3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. «Почему?».
4.Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы».
5.Оценочные вопросы. Оценка каких-либо событий, поступков
6.Практические вопросы. ?
У каждой команды все 6 вопросов. Учащиеся выбирают свой вопрос.
Вопросы:
1.Простые |
Чем хотели завладеть сороки? Как они держались? |
Сороки хотели завладеть косточкой. Они держались всем выводком, т.е. все вместе |
|
2.Объясняющие |
Почему сорока не послушала своих товарищей?
|
Сорока хотела выделиться, хотела показать, что умнее всех |
|
3.Уточняющие |
Если я правильно понял(а), то вы считаете, что автор назвал сороку Выскочкой за её поведение |
Сорока не уважала старших, не прислушива-лась к мнению других, считала себя умнее и подвела своих товарищей. Автор назвал её выскочкой. |
|
4.Творческие |
Что бы могло произойти, если бы, Выскочка держалась со всеми вместе?
|
Если бы, Выскочка держалась со всеми вместе, то затея сорок закончилась успехом и Вьюшка осталась бы без косточки, а сорока с хвостом. |
|
5.Оценочные |
Как вы относитесь к Вьюшке, а к сороке |
Собака Вьюшка верный друг и надежный товарищ, который и дом будет сторожить и на охоте поможет. Мы восхищаемся действиями собаки и досадуем на ловких сорок. Сорока посчитала себя, наверно, умнее, хотя оказалось глупой и недальновидной. Она не стала действовать сообща со своими сородичами, а решила поступить по-своему. Мы её поступок не одобряем.
|
|
6.Практические |
Как бы вы поступили на месте сороки
|
-постарались бы не замечать насмешек окружающих и вовремя остановиться, чтобы не случилось несчастья. |
|
- Итак, мы не просто прочитали рассказ «Выскочка», а работая с текстом рассказа, отразили все самое важное.
На доске пословицы:
«Поспешишь – людей насмешишь»,
«Богатством ума не купишь»,
«Смелость города берет»,
«Сытый голодному не товарищ».
-Внимательно прочитайте их и выберите ту, которая
подходит к нашему рассказу.
-Можно ли это считать главной мыслью рассказа?
-А в жизни людей такое встречается?
Вы заметили, что в этом рассказе нет ни одного человека. Характерная особенность творчества Пришвина через забавные истории, связанные с животными, с их поведением, отношением, показать, как близок мир человека и животных. При чтении рассказа мы познакомились с такой ситуацией, когда герой-животное ведет себя как человек-выскочка, и увидели что из этого получается.
- Чему учит нас это произведение? (Быть вместе, не
делать необдуманных поступков, держаться
друг за друга, а не быть выскочкой).
-Что было в произведении познавательного?
(Раскрыл собачьи повадки, птичью тактику).
VI. Итог.
- Рефлексия
- Хотелось ли вам продолжить чтение рассказов М.
Пришвина?
- Почему? (Рассказы М.М. Пришвина учат любить и
понимать природу, помогают познавать мир)
Д/з: подготовить пересказ
1 вариант от лица Вьюшки
2 вариант от лица подруг Выскочки
Оценка
своей работы.
-Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.