Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»
Описание материала: Данная работа представляет литературно-методический анализ и конспект урока. Данный материал будет полезен в работе учителям начальных классов. Разработки уроков были апробированы с учащимися 3 класса.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.
2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
3. Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким.
Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать границы своего знания и «незнания»; управлять учебной деятельностью; выполнять логические операции; слушать и слышать.
1. Организация начала урока
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, садитесь, и приступим к работе. ( Проверить готовность учащихся: дневник, учебник, тетрадь и пенал лежат на краю стола)
2. Актуализация знаний.
- С каким писателем мы работали на прошлом уроке? (Ответы учащихся)
- Что интересного о его жизни вы запомнили? (Ответы учащихся)
3. Самоопределение к деятельности.
Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н.Толстого.
- Рассказать учащимся об основных темах и жанрах в творчестве писателя.
- Познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого, применив загадку:
Гроза всех рыб из всех морей.
Никто не точит зуб острей.
Вся челюсть – острые ножи.
Ты не боишься? Зря… дрожи!!!
Её боится даже кит,
А безопасна, если спит.
Потрогать можно, раз заснула.
Кто
эта рыбина? (АКУЛА)
-А что интересного вы знаете об этой рыбе? (Ответы учащихся)
4. Изучение нового материала
· Анализ названия ,прогнозирование содержания.
·
Дать
понятия следующим словам:
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки,
миномёты).
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на
расстояние при производстве взрывов.
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими
голосами.
· Чтение учащимися произведение. Проверка первичного восприятия:
- Понравился ли вам рассказ? Кто главные герои? (Ответы учащихся)
–Какой это рассказ? (Ответы учащихся)
-Что особенно запомнилось? (Ответы учащихся)
· Повторное чтение. Литературные приемы : сравнение ,описание, противопоставление.
Устное задание: Дать несколько минут для того чтобы просмотреть текст ещё раз и вспомнить ход событий. Попросить учащихся ответить на вопрос:
Почему рассказ называется Акула?
· Составление характеристики героев.
· Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана этого текста.
I часть:
- Где стоял корабль?
- Как Толстой описывает погоду в этот день
- С чем автор сравнивает погоду?
Как бы вы озаглавили эту первую часть?
- «Корабль у берегов Африки».
II часть:
- Где матросы устроили купальню?
- Как бы мы озаглавили эту часть?
- «Купание в парусе».
III часть:
- Кто же был с матросами на корабле?
- Почему дети решили сплавать в открытое море
- Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
- Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул
- Что выражает лицо артиллериста
-Как мы озаглавим эту часть?
- «Плавание наперегонки в открытом море»
IVчасть:
- С какого слова автор начинает эту часть? Почему?
- Какими словами автор называет акулу?
Почему? (Автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за
мальчиков. Над ними нависла беда.)
-Как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал?
Прочитайте его реплику. (Дети читают эпизод текста)
- Как отреагировали дети на его слова?
- С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?
- Какие слова говорят о пережитых им чувствах?
- Как матросы решили помочь мальчикам?
- Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?
- На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?
V часть:
- Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?
VI часть:
- Как подействовал визг мальчика на отца? Как он все делал?
- Какое решение принимает артиллерист?
- Какой будет темп чтения? Какое чувство?
- Как действует команда? Почему все замерли от страха?
-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?
Чтение рассказа до конца:
- Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?
- Какое он сейчас он испытывает чувство?
- Что его успокоило?
- Как бы мы озаглавили эту часть?
- Как вы думаете, почему свой рассказ Л.Н.Толстой назвал Акула?
5.Рефлексия.
6.Итоги урока.
- Ребята, кто главный герой этого рассказ?
Какой урок хотел нам преподнести? ( Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести)
- Ради чего написан рассказ?
7. Творческая работа
- Попробуйте пересказать рассказ, используя наш план.
8. Домашнее задание
- Дома подготовить пересказ рассказа Л.Н.Толстого.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.