Конспект урока по литературному чтению, Тема: А. П. Чехов "Мальчики"
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению, Тема: А. П. Чехов "Мальчики"

Оценка 4.9
docx
01.02.2020
Конспект урока по литературному чтению, Тема: А. П. Чехов "Мальчики"
Чехов мальчики.docx

Тема: А.П. Чехов. «Мальчики»

Цели: ознакомить учащихся с творчеством А.П. Чехова; от­работать навыки правильного выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев про­изведения; воспитывать чувство ответственности перед окру­жающими людьми; развивать память, речь, мышление.

Ход урока 1

I.  Организационный момент

II.  Проверка домашнего задания

Выразительное чтение басен учащимися.

III.  Ознакомление с жизнью и творчеством А.П. Чехова

1. Рассказ учителя о писателе (выставляются портрет и книги).

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 г. в Таганро-1 с в семье хозяина мелочной лавки. Рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. После окончания гимназии приехал в Москву. Здесь стал студентом-медиком и начал сотрудничать с юмористическими журналами, публикуя под псевдонимом Антоша Чехонте короткие рассказы.

Сначала он писал только юмористические произведения Такие рассказы, как «Лошадиная фамилия»», «Хирургия», «На­лим», и сейчас заставляют нас смеяться. А иные — переживать Крестьянский мальчик, которого отдали в учение к сапожни­ку, пишет дедушке письмо с просьбой взять его обратно в де­ревню «Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня вс( колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу». (Из рассказа «Ванька Жуков».)

Позже Чехов стал писать кроме рассказов повести и серьез­ные пьесы Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учи­теля, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне нищие, полицейские и арестанты.

Все профессии, все возрасты — вся Россия!

Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедли­во: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие («Смерть чиновника»). Отвратительны ему и дер­жиморды, которые мнят себя опорой отечества («Унтер Пришибеев»), скандалисты, хулители, дебоширы, пьяницы («Мас­ка» и «В бане»). Писатель резко высмеял тех, кто идеализиро­вал мужика. В рассказе «Злоумышленник» у мужика своя логика, свои нужды, ничего другого он знать не хочет.

Много у Чехова рассказов о любви. Писал он их мастерски глубоко вникая в природу человеческих чувств, раскрывая у характеры: «Дама с собачкой», «Душечка», «Егерь», «Ведьма» «Агафья», «Скучная история». Необычные человеческие типы он показал в рассказах «Крыжовник», «Человек в футляре» «Студент», «Архиерей».

В своих произведениях Чехов умел обходиться без «указую­щего перста». Он предоставляет возможность самому читате­лю делать выводы. Выразителен язык произведений Чехова. Of умел писать кратко, скупо, «самыми близкими к жизни слова­ми», как подметил А. М. Горький.

Если вы прочитаете рассказы «Унтер Пришибеев», «Чело­век в футляре» и другие, вы почувствуете, какой тяжкой была тогда жизнь в России. Но Чехов верил в то, что она измените и все плохое уйдет в прошлое. Этой мечтой о прекрасном бу­дущем России живут герои его пьесы «Вишневый сад», «Tpи сестры», «Чайка», «Дядя Ваня».

Ныне Чехова читают от мала до велика. Пьесы его не схо­дят со сцен театров многих стран, произведения экранизиру­ются, а книги издаются почти на всех языках мира.

2. Работа с учебником.

— Откройте учебники на с. 124.

—   А сейчас прочитаем в учебнике статью М. Семановой о
семье А.П. Чехова.

(Дети читают текст.)

Что нового узнали о детстве Антона Павловича?

Что вас особенно удивило, взволновало?

Рассмотрите фотографии, данные на с. 122-123. Что вы по ним можете рассказать о писателе, пользуясь знания­ми, полученными сегодня на уроке. (Ответы детей.)

IV. Физкультминутка

V. Ознакомление с рассказом «Мальчики»

А сейчас мы прочитаем его рассказ «Мальчики».

Ваши впечатления от прочитанного?

VI. Итог урока

С жизнью и творчеством какого писателя ознакомились на уроке?

Что нового для себя узнали?

Домашнее задание: перечитать рассказ «Мальчики», найти объяснение непонятных слов.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Словарная работа. Проверка домашнего задания

—   Дома вы должны были поработать над словами, значение
которых вам было непонятно. Проверим, как вы с этим
справились. Объясните значение слов:

РОЗВАЛЬНИ — низкие и широкие сани с расходя­щимся по бокам облучком.

БАШЛЫК — суконный теплый головной убор — ост­роугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

СЮРТЮК — род длинного двубортного пиджака, обычно в талию.

САМОЕДЫ — старое название ненцев и некоторых других северных народов.

БИЗОН — крупное полорогое парнокопытное живот­ное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык. ПАМПАСЫ — южноамериканские степи. МУСТАНГ — одичавшая домашняя лошадь североа­мериканских прерий.

ИНДЕЙЦЫ — общее название коренных племен и на­родностей древнего происхождения, населявших до появления европейцев Южную и Северную Америку.

МОСКИТ — мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы. ТЕРМИТ1 — порошкообразная смесь, дающая при горении очень высокую температуру. ТЕРМИТ2 — общественное насекомое жарких стран, живущее большими колониями, вредитель древеси­ны, кожи, бумаги, сельскохозяйственных продуктов. ЧЕЧЕВИЦА — растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон выпуклые, зерна. ПЛАНТАЦИИ — большое хозяйство, в котором возделываются культуры.

ФЛИГЕЛЬ — постройка с боку главного здания или дом во дворе большого здания. ПРИКАЗЧИК — 1) наемный служащий в торговом за­ведении, продавец; 2) управляющий имением поме­щика.

УРЯДНИК — 1) в царской армии: казачий унтер-офи­цер; 2) в царской России: нижний чин уездной поли­ции.

—   Подберите синонимы к словам:

ИСПУГАННО — оробело, трусливо; ОЗЯБШИЙ — оледенелый, мерзлый; ЗАЧИНЩИК — запевала, заводила, затейщик.

—   Подберите антонимы к словам:

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ - скучный; НЕУСТРАШИМЫЙ - трусливый.

III. Работа над рассказом «Мальчики»

Что вы можете сказать о семье Королевых? Как родите­ли и дети относятся друг к другу? Приведите примеры из текста.

Изменилось ли отношение Володи к семье?

О чем мечтали мальчики? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться мечты? Почему?

Найдите на с. 136 учебника вопрос 5. Ответьте на него. (Детям дается время на подготовку этого вопроса. Затем они отвечают и объясняют свой ответ.)

IV.  Физкультминутка

V. Беседа по рассказу «Мальчики»

В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьей. Чем эти встречи отличаются и чем похожи?

Как вы считаете, это смешное или грустное произведе­ние?

—   Составьте план рассказа, по которому можно подготовить
пересказ текста.

(Примерный план текста:

1. Бурная встреча Володи.

2.      Маленький гость.

3.      Подготовка к Новому году.

4.      Странное поведение мальчиков.

5.      Сомнения Володи.

6.      Побег.

7. Возвращение детей.)

VI. Итог урока

Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?

В чем главная мысль рассказа? Чему он учит?

Домашнее задание: подготовить пересказ текста по составлен­ному плану.

 


 

Тема: А.П. Чехов. «Мальчики»

Тема: А.П. Чехов. «Мальчики»

Что нового узнали о детстве Антона

Что нового узнали о детстве Антона

Изменилось ли отношение Володи к семье? —

Изменилось ли отношение Володи к семье? —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020