Конспект урока по литературному чтению Тема: "Сказка о рыбаке и рыбке"
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению Тема: "Сказка о рыбаке и рыбке"

Оценка 4.6
docx
14.11.2021
Конспект урока по литературному чтению Тема: "Сказка о рыбаке и рыбке"
00013ca3-cc3303e6.docx

 

КОНСПЕКТ УРОКА,

 

ТЕМА УРОКА: "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цель: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Задачи:

·         Развитие навыка беглого чтения.

·         Развитие первичного навыка анализа художественного произведения посредствам определения значения некоторых слов.

·         Развитие памяти, внимания, самоконтроля при чтении.

·         Воспитание положительных качеств человека путём выявления положительных и отрицательных качеств героев произведения.

Структура урока

Содержание урока

Примечания

1. Орг. Момент.

 

 

 

 -Здравствуйте, ребята!

 

 

 Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

 

 -Садитесь.

- Начнём нашу работу с проверки домашнего задания: что было вам задано к уроку?

- А теперь прочитает нам стихотворение…

( дети читают стихотворение, спросить человека 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Введение в тему.

 

 

 

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество

Александра Сергеевича Пушкина.

 

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки.

С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. 

Так написал в своих «Заметках о сказках Пушкина» Самуил Яковлевич Маршак.

 

Спросите у любого человека, знает ли он сказки Пушкина, и он ответит вам – конечно знаю!

 

Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысше­го расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение.

Сказки А.С. Пушкина — сюжетные произве-дения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром.

Создавая свои сказки, он собирал и обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного творчества.

 

- А кто из вас уже знаком со сказками Пушкина?

- Назовите их…

Всего 5 сказок. ( "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучен богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о попе и о работнике его Балде")

 

 

3.Основная часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь перейдем к нашей сказке.

- Посмотрим с вами её фрагмент    ( 3:25-5:40)

- Вот мы с вами посмотрели начало сказки.

- Как называется эта сказка?

("Сказка о рыбаке и рыбке")

 

Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пуш­кину собирателем фольклора, писателем Владимиром Ивановичем Далем. 

 

Физкультминутка

 

- Вот мы отдохнули, у нас теперь есть много сил.

- Давайте перейдем к чтению нашей сказки (читаем первую часть)

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

- Нам встретилось здесь слово «землянка», что оно обозначает?

Земля́нка — углублённое в землю жилище.

«Ветхая землянка»?...

Ветхий - старый, близкий к разрушению.

Невод - Большая рыболовная сеть.

Прясть - Скручивая (волокна), делать нити. 

Пря́жа — скрученная нить.


Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной.

 

Тина — скопление живущих в воде растений в основном водорослей.


Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь".

 

Откуп – откупиться, заплатить.


Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".

 

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
"Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море".


Старика старуха забранила:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось".

Простофи́ля. глупый, несообразительный человек.

Коры́то — открытая продолговатая ёмкость. Изначально изготавливалась из дерева.

(картинка)

http://larec.kiev.ua/images/gift/4862.jpg

- Ребята, а для чего служило корыто?

спользовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и тд., 

для заготовки солений, для стирки, 

купания, в них месят хлеб и из них кормят скот 

и птицу. В перевёрнутом виде использовали как 

большую крышку - корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое 

разнообразное назначение, а зимой крестьянские 

дети катались в них с горок, как в санках.)

 (Вопросы по первой части)

- Сейчас я узнаю, внимательно ли вы читали сказку:

- Где жил старик со старухой? (У самого синего моря)

-Сколько лет они жили вместе? (тридцать лет и три года.)

- Что случилось со стариком? (Удивился старик, испугался)

- Почему старик отпустил золотую рыбку? (жаль стало)

 

Физкультминутка.

 

- Приступим ко второй части.

Вот пошёл он к синему морю;
Видит - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;
"Чего тебе надобно, старче?"

 

Кликать – звать.


Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".

 

Смилуйся – пожалей.

Разбранила – заругала.


Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто".

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.


Ещё пуще старуха бранится:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу".

 

Пуще- больше.

Бранится- ругается.

 

(Вопросы по второй части)

- Как старуха отреагировала на рассказ старика?(начала ругать: Дурачина ты, простофиля!....)

-Как вы думаете, почему у нее было совсем другое отношение к произошедшему чуду? (ей хотелось большего, она была жадная)

-Как вела себя рыбка по отношению к старику? Почему? (ей было жалко старика, она ему пыталась помочь, отплатить добром за то, что он её отпустил)

 

- Приступим к чтению четвертой части.

Вот пошёл он к синему морю
(Помутилося синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей старик с поклоном отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Ещё пуще старуха бранится,
Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".

 

Изба́ — деревянный (бревенчатый) жилой дом.

 

Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
"Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой".

 

Светёлка - светлая, чистая комната в доме. Корысть- выгода(польза).

Тесовые ворота- ворота, сделанные из тонких досок.

Столбовая дворянка - это почетное звание говорило и о наличии земельных владений, и об особой милости государя.

 

(Вопросы по второй части)

- Чего захотелось старухе после того, как она получила корыто? (старухе захотелось избу)

- Как вы понимаете слова "На чем свет стоит мужа ругает"? (очень сильно  ругает)

 

 

- Приступаем к чтению 6 части.

Пошёл старик к синему морю
(Неспокойно синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не даёт старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой
Хочет быть столбовою дворянкой".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом".

 

Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.

 

Те́рем в древней Руси — жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни. 

Душегрейка - женская теплая кофта, без рукавов.

Кичка  Старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями.

Маковка – здесь – макушка головы.


Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
"Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна".
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

 

Усердные – горячо преданные, очень старательные.

Чупрун - Старинная женская крестьянская одежда из белого сукна в виде кафтана с перехватом в талии.

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
"Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей".
Испугался старик, взмолился:
"Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство".


Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
"Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдёшь, поведут поневоле".

 

(Вопросы по второй части)

- Какое новое желание появилось у старухи? (захотела она столбовою дворянкой)

- Что увидел старик, вернувшись домой? (Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха.....)

- Как старуха отнеслась к старику? Почему?          ( послала служить на конюшне, она считала себя выше его)

 

 

 

 

 

 

4. Рефлексия.

 

 

- Ребята, на этом наш урок подошел к концу.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Как вы думаете, все ли у вас получилось?

- Вам понравился урок?

- С какой сказкой вы познакомились на уроке?

- А как бы вы поступили на месте старика? Почему?

- Ваше домашнее задание, дочитать сказку до конца.

 

 -Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

    

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

КОНСПЕКТ УРОКА, ТЕМА УРОКА: "

КОНСПЕКТ УРОКА, ТЕМА УРОКА: "

Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысше­го расцвета его творчества

Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысше­го расцвета его творчества

Ветхая землянка»?... Ветхий - старый, близкий к разрушению

Ветхая землянка»?... Ветхий - старый, близкий к разрушению

Старика старуха забранила: "Дурачина ты, простофиля!

Старика старуха забранила: "Дурачина ты, простофиля!

Чего тебе надобно, старче?"

Чего тебе надобно, старче?"

Приступим к чтению четвертой части

Приступим к чтению четвертой части

Стал он кликать золотую рыбку.

Стал он кликать золотую рыбку.

Основная часть. -

Основная часть. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2021