12.03.2020 Урок 92. Татарская народная сказка «Три сестры».
русская народная сказка «Белая уточка» (дополнительное
чтение)
Тип урока: изучение нового материала, урок-слушание |
||
Педагогические задачи: познакомить с татарской народной сказкой «Три сестры»; создать условия для формирования умений находить в тексте и осмысливать значения слов и выражений, ярко характеризующих события и героев; способствовать формированию навыков выразительного чтения и связной речи; содействовать воспитанию совестливости, любви и уважения к матери |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: выделяют национальные особенности сказок и их героев; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей |
Метапредметные: познавательные: осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы; строят рассуждения; осуществляют сравнение сказок, выделяя особенности; регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; коммуникативные: осуществляют взаимодействие с окружающими |
Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают точку зрения и уважают мнение собеседника |
Образовательные ресурсы: модели обложек |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание
деятельности обучаю- |
Формируемые
способы |
||
I. Организация начала урока |
Мы сегодня будем исследовать и наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок наш пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок |
Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Дети настроились на работу |
Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
||
II. Проверка домашнего задания |
– Какое было домашнее задание? |
Читают стихотворение |
Ориентируются в своей системе знаний |
||
III. Актуализация знаний обучающихся |
– Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведениями о семье. – Какую цель поставите перед собой? – Назовите жанры, которые изучали в этом разделе. – Какой жанр в этом разделе не изучали?
– Какие бывают сказки? (См. ресурсный материал.) |
– Постараемся узнать больше о семье из новых произведений. Будем учиться вчитываться в текст произведения, выразительно и вдумчиво читать произведение. – Сказки бывают авторские (литературные) и народные |
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
||
IV. Постановка учебной |
– Сегодня нас ждет встреча с новой сказкой. Все вы, конечно, любите их читать, и вот на нашей выставке вы видите книги с самыми разными сказками. Но сначала угадайте, из какой это сказки? Летела стрела и попала в болото. А в том болоте поймал ее кто-то, Кто, простясь с зеленой кожей? Сделался мигом красивой, пригожей? Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, Очень вкусная вода в ямке от копытца. Отворили дверь козлята И пропали все куда-то. – Много рассказов, сказок и стихов написано о маме. Татары – народ, составляющий основное население |
– Царевна лягушка. – Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
– Волк и семеро козлят. Слушают учителя
|
Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым Формулируют ответы Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблем |
||
V. Работа 1. Словарная работа |
– В соответствии с целью начнем знакомство с новым произведением. В нем вам встретятся малознакомые слова и выражения. Давайте поработаем с ними. Тяжко (заболела) – тяжело. Поспешили – быстро пришли. Печальная (весть) – грустная, горестная. Вовек – всегда, навечно. Ярмарка – большой торг с увеселениями, устраиваемый регулярно. Холст – льняная ткань из толстой пряжи. Кустарный – относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способом |
Работают со словарными словами |
|||
2. Первичное знакомство |
– Ребята, прослушайте сказку, а затем дайте ответ Читает сказку |
Внимательно слушают |
|||
3. Беседа. |
– Понравилась ли вам сказка? – Кто понравился больше и почему? – Прочитайте еще раз название. Назовите персонажей сказки. – О ком это произведение? – Какая же это сказка – народная или литературная? – Волшебная, бытовая или о животных? |
– Мать, белочка, три сестры.
– Народная сказка. – Волшебная |
|||
4. Моделирование обложки |
|
Один ученик работает у доски |
|||
Физкультминутка |
|
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
||
5. Работа над содержанием |
– Какими были дочери? Зачитайте. – За что были наказаны старшие дочери? – Почему люди любили младшую дочь? Найдите ответ в тексте |
|
Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
||
1) Обсуждение образов |
– Какой была белочка? – Какой вы представляете мать? Подтвердите свой выбор словами из текста. – О какой из дочерей можно сказать: «Всем хороша, |
– Справедливой. – Мать была трудолюбивой, заботливой, любящей |
|||
2) Работа над иллюстрацией |
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 78. Что изображено на ней?
– Прочитайте отрывок из сказки, который проиллюстрировал художник. – Назовите особенности татарского народа, его быта. – Деревянная посуда применялась при выпечке хлеба: корыто-ночевка, лопатка, с помощью которой хлеб сажали в печь, маслобойка. Вывод. – Подумайте, о чем эта сказка?
– Какова ее основная мысль? Найдите ответ в тексте. – Чему учит эта сказка?
– Какие пословицы о маме вы знаете? – Эти и другие пословицы вы можете найти в книге «Русские пословицы и поговорки».
– А для чего нужны пословицы? – Всякая пословица ко времени молвится. Растите добрыми,
отзывчивыми, трудолюбивыми, такими как младшая дочь в татарской сказке «Три
дочери». Любите свою маму, помогайте ей во всем |
– Гончарная посуда: горшки, корчаги для замешивания теста, кринки и кувшины для хранения и переноски молочных продуктов и напитков. Деревянная посуда.
– Нужно любить людей, приносить им радость. – Отзывчивости, доброте, милосердию к самому близкому на свете человеку – маме. • Нет лучше дружка, чем родная матушка. • При солнышке тепло, при матери добро. • Всякой матери свое дитя мило. • Материнская ласка конца не знает. • Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадает, да скоро тает. • Мать кормит детей, как земля – Они отражают народную мудрость, украшают нашу речь |
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
||
VI. Итог |
– Что делали на уроке? – Что понравилось? – Какие сделали выводы? – Какие чувства испытывали во время чтения? – Чему научила вас татарская сказка? – В заключение урока поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете: • Интересная, поучительная, народная … • Неблагодарные, злые, легкомысленные … • Справедливая, благоразумная … – Закончите предложения: • Сегодня мне больше всего понравилось … • Сегодня у меня получилось … |
Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников. Приводят примеры жизненных |
Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Адекватно реагируют |
||
Домашнее задание |
Прочитать и пересказать от имени белочки сказку |
Записывают задание на дом, задают вопросы |
Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество |
Ресурсный материал
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.