Конспект урока по литературному чтению УМК 21 век 2 класс Тема ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ТРИ СЕСТРЫ». РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БЕЛАЯ УТОЧКА» (дополнительное чтение)
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению УМК 21 век 2 класс Тема ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ТРИ СЕСТРЫ». РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БЕЛАЯ УТОЧКА» (дополнительное чтение)

Оценка 4.7
docx
11.03.2020
Конспект урока по литературному чтению УМК 21 век 2 класс Тема ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ТРИ СЕСТРЫ».  РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БЕЛАЯ УТОЧКА» (дополнительное чтение)
Татарская народная сказка Три сестры.docx

12.03.2020  Урок 92. Татарская народная сказка «Три сестры».
русская народная сказка «Белая уточка»
(дополнительное чтение)

Тип урока: изучение нового материала, урок-слушание

Педагогические задачи: познакомить с татарской народной сказкой «Три сестры»; создать условия для формирования умений находить в тексте и осмысливать значения слов и выражений, ярко характеризующих события и героев; способствовать формированию навыков выразительного чтения и связной речи; содействовать воспитанию совестливости, любви и уважения к матери

Планируемые результаты

Предметные: выделяют национальные особенности сказок и их героев; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей

Метапредметные:

познавательные: осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы; строят рассуждения; осуществляют сравнение сказок, выделяя особенности;

регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;

коммуникативные: осуществляют взаимодействие с окружающими

Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают точку зрения и уважают мнение собеседника

Образовательные ресурсы: модели обложек

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок наш пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Дети настроились на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Проверка домашнего

задания

– Какое было домашнее задание?

Читают стихотворение

Ориентируются в своей системе знаний

III. Актуализация знаний обучающихся

– Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведениями о семье.

– Какую цель поставите перед собой?

– Назовите жанры, которые изучали в этом разделе.

– Какой жанр в этом разделе не изучали?

 

 

– Какие бывают сказки?

(См. ресурсный материал.)

 

 

– Постараемся узнать больше о семье из новых произведений. Будем учиться вчитываться в текст произведения, выразительно и вдумчиво читать произведение.

– Сказки бывают авторские (литературные) и народные

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

IV. Постановка учебной
задачи

– Сегодня нас ждет встреча с новой сказкой. Все вы, конечно, любите их читать, и вот на нашей выставке вы видите книги с самыми разными сказками. Но сначала угадайте, из какой это сказки?

Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то, 

Кто, простясь с зеленой кожей? 

Сделался мигом красивой, пригожей?

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, 

Очень вкусная вода в ямке от копытца.

Отворили дверь козлята 

И пропали все куда-то.

– Много рассказов, сказок и стихов написано о маме.
Сегодня мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три сестры».

Татары – народ, составляющий основное население
Татарии. Образовали свое государство «Золотая Орда» в XIII–XV вв. Чингисхан был правителем. Татары имели свою письменность и школы, где обучали чтению священного писания. Интересно и богато устное народное творчество. В этом вы сегодня убедитесь

 

 

 

 

 

 

 

– Царевна лягушка.

– Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

 

– Волк и семеро козлят.

Слушают учителя

 

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблем

V. Работа
по теме
урока.

1. Словарная работа

– В соответствии с целью начнем знакомство с новым произведением. В нем вам встретятся малознакомые слова и выражения. Давайте поработаем с ними.

Тяжко (заболела) – тяжело.

Поспешили – быстро пришли.

Печальная (весть) – грустная, горестная.

Вовек – всегда, навечно.

Ярмарка – большой торг с увеселениями, устраиваемый регулярно.

Холст – льняная ткань из толстой пряжи.

Кустарный – относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способом

 

 

 

Работают со словарными словами

2. Первичное знакомство
с произведе-нием

– Ребята, прослушайте сказку, а затем дайте ответ
на вопрос: «Почему у сказки такое название?»

Читает сказку

Внимательно слушают

3. Беседа.

– Понравилась ли вам сказка?

– Кто понравился больше и почему?

– Прочитайте еще раз название. Назовите персонажей сказки.

– О ком это произведение?

– Какая же это сказка – народная или литературная?

– Волшебная, бытовая или о животных?

 

 

– Мать, белочка, три сестры.

 

 

– Народная сказка.

– Волшебная

4. Моделирование обложки

 

Один ученик работает у доски

Физкультминутка

Лебеди летели, 

Лебеди летели 

И на воду сели. 

Сели, посидели,

Дальше полетели. 

Лебеди летят,

Крыльями машут, 

Прогнулись над водой, 

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Работа над содержанием

– Какими были дочери? Зачитайте.

– За что были наказаны старшие дочери?

– Почему люди любили младшую дочь? Найдите ответ в тексте

 

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

1) Обсуждение образов
героев

– Какой была белочка?

– Какой вы представляете мать? Подтвердите свой выбор словами из текста.

– О какой из дочерей можно сказать: «Всем хороша,
да слепа душа»?

– Справедливой.

– Мать была трудолюбивой, заботливой, любящей

2) Работа над иллюстрацией

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 78. Что изображено на ней?

 

 

 

– Прочитайте отрывок из сказки, который проиллюстрировал художник.

– Назовите особенности татарского народа, его быта.

– Деревянная посуда применялась при выпечке хлеба: корыто-ночевка, лопатка, с помощью которой хлеб сажали в печь, маслобойка.

Вывод.

– Подумайте, о чем эта сказка?

 

– Какова ее основная мысль? Найдите ответ в тексте.

– Чему учит эта сказка?

 

– Какие пословицы о маме вы знаете?

– Эти и другие пословицы вы можете найти в книге «Русские пословицы и поговорки».

 

 

 

 

 

 

 

 

– А для чего нужны пословицы?

– Всякая пословица ко времени молвится. Растите добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, такими как младшая дочь в татарской сказке «Три дочери». Любите свою маму, помогайте ей во всем
и всегда

– Гончарная посуда: горшки, корчаги для замешивания теста, кринки и кувшины для хранения и переноски молочных продуктов и напитков. Деревянная посуда.

 

 

 

 

 

 

 

– Нужно любить людей, приносить им радость.

– Отзывчивости, доброте, милосердию к самому близкому на свете человеку – маме.

•  Нет лучше дружка, чем родная матушка.

•  При солнышке тепло, при матери добро.

•  Всякой матери свое дитя мило.

•  Материнская ласка конца не знает.

•  Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадает, да скоро тает.

•  Мать кормит детей, как земля
людей.

– Они отражают народную мудрость, украшают нашу речь

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

VI. Итог
урока. Рефлексия

– Что делали на уроке?

– Что понравилось?

– Какие сделали выводы?

– Какие чувства испытывали во время чтения?

– Чему научила вас татарская сказка?

– В заключение урока поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете:

•  Интересная, поучительная, народная …

•  Неблагодарные, злые, легкомысленные …

•  Справедливая, благоразумная …

– Закончите предложения:

•  Сегодня мне больше всего понравилось …

•  Сегодня у меня получилось …

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

Приводят примеры жизненных
ситуаций

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Адекватно реагируют
на трудности

Домашнее

задание

Прочитать и пересказать от имени белочки сказку
«Три сестры» (учебник с. 71–72); выполнить задание 6
(РТ, с. 48)

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации)

 

Ресурсный материал


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 92. Татарская народная сказка «Три сестры»

Урок 92. Татарская народная сказка «Три сестры»

Летела стрела и попала в болото

Летела стрела и попала в болото

Моделирование обложкиОдин ученик работает у доски

Моделирование обложкиОдин ученик работает у доски

Работа над иллюстрацией –

Работа над иллюстрацией –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.