Конспект урока по литературному чтению УМК 21 век 2 класс Тема ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ТРИ СЕСТРЫ». РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БЕЛАЯ УТОЧКА» (дополнительное чтение)

Конспект урока по литературному чтению УМК 21 век 2 класс Тема ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ТРИ СЕСТРЫ». РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «БЕЛАЯ УТОЧКА» (дополнительное чтение)

docx
11.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Татарская народная сказка Три сестры.docx

12.03.2020  Урок 92. Татарская народная сказка «Три сестры».
русская народная сказка «Белая уточка»
(дополнительное чтение)

Тип урока: изучение нового материала, урок-слушание

Педагогические задачи: познакомить с татарской народной сказкой «Три сестры»; создать условия для формирования умений находить в тексте и осмысливать значения слов и выражений, ярко характеризующих события и героев; способствовать формированию навыков выразительного чтения и связной речи; содействовать воспитанию совестливости, любви и уважения к матери

Планируемые результаты

Предметные: выделяют национальные особенности сказок и их героев; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей

Метапредметные:

познавательные: осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы; строят рассуждения; осуществляют сравнение сказок, выделяя особенности;

регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;

коммуникативные: осуществляют взаимодействие с окружающими

Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают точку зрения и уважают мнение собеседника

Образовательные ресурсы: модели обложек

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок наш пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Дети настроились на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Проверка домашнего

задания

– Какое было домашнее задание?

Читают стихотворение

Ориентируются в своей системе знаний

III. Актуализация знаний обучающихся

– Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведениями о семье.

– Какую цель поставите перед собой?

– Назовите жанры, которые изучали в этом разделе.

– Какой жанр в этом разделе не изучали?

 

 

– Какие бывают сказки?

(См. ресурсный материал.)

 

 

– Постараемся узнать больше о семье из новых произведений. Будем учиться вчитываться в текст произведения, выразительно и вдумчиво читать произведение.

– Сказки бывают авторские (литературные) и народные

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний

IV. Постановка учебной
задачи

– Сегодня нас ждет встреча с новой сказкой. Все вы, конечно, любите их читать, и вот на нашей выставке вы видите книги с самыми разными сказками. Но сначала угадайте, из какой это сказки?

Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то, 

Кто, простясь с зеленой кожей? 

Сделался мигом красивой, пригожей?

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, 

Очень вкусная вода в ямке от копытца.

Отворили дверь козлята 

И пропали все куда-то.

– Много рассказов, сказок и стихов написано о маме.
Сегодня мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три сестры».

Татары – народ, составляющий основное население
Татарии. Образовали свое государство «Золотая Орда» в XIII–XV вв. Чингисхан был правителем. Татары имели свою письменность и школы, где обучали чтению священного писания. Интересно и богато устное народное творчество. В этом вы сегодня убедитесь

 

 

 

 

 

 

 

– Царевна лягушка.

– Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

 

– Волк и семеро козлят.

Слушают учителя

 

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблем

V. Работа
по теме
урока.

1. Словарная работа

– В соответствии с целью начнем знакомство с новым произведением. В нем вам встретятся малознакомые слова и выражения. Давайте поработаем с ними.

Тяжко (заболела) – тяжело.

Поспешили – быстро пришли.

Печальная (весть) – грустная, горестная.

Вовек – всегда, навечно.

Ярмарка – большой торг с увеселениями, устраиваемый регулярно.

Холст – льняная ткань из толстой пряжи.

Кустарный – относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способом

 

 

 

Работают со словарными словами

2. Первичное знакомство
с произведе-нием

– Ребята, прослушайте сказку, а затем дайте ответ
на вопрос: «Почему у сказки такое название?»

Читает сказку

Внимательно слушают

3. Беседа.

– Понравилась ли вам сказка?

– Кто понравился больше и почему?

– Прочитайте еще раз название. Назовите персонажей сказки.

– О ком это произведение?

– Какая же это сказка – народная или литературная?

– Волшебная, бытовая или о животных?

 

 

– Мать, белочка, три сестры.

 

 

– Народная сказка.

– Волшебная

4. Моделирование обложки

 

Один ученик работает у доски

Физкультминутка

Лебеди летели, 

Лебеди летели 

И на воду сели. 

Сели, посидели,

Дальше полетели. 

Лебеди летят,

Крыльями машут, 

Прогнулись над водой, 

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Работа над содержанием

– Какими были дочери? Зачитайте.

– За что были наказаны старшие дочери?

– Почему люди любили младшую дочь? Найдите ответ в тексте

 

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

1) Обсуждение образов
героев

– Какой была белочка?

– Какой вы представляете мать? Подтвердите свой выбор словами из текста.

– О какой из дочерей можно сказать: «Всем хороша,
да слепа душа»?

– Справедливой.

– Мать была трудолюбивой, заботливой, любящей

2) Работа над иллюстрацией

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 78. Что изображено на ней?

 

 

 

– Прочитайте отрывок из сказки, который проиллюстрировал художник.

– Назовите особенности татарского народа, его быта.

– Деревянная посуда применялась при выпечке хлеба: корыто-ночевка, лопатка, с помощью которой хлеб сажали в печь, маслобойка.

Вывод.

– Подумайте, о чем эта сказка?

 

– Какова ее основная мысль? Найдите ответ в тексте.

– Чему учит эта сказка?

 

– Какие пословицы о маме вы знаете?

– Эти и другие пословицы вы можете найти в книге «Русские пословицы и поговорки».

 

 

 

 

 

 

 

 

– А для чего нужны пословицы?

– Всякая пословица ко времени молвится. Растите добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, такими как младшая дочь в татарской сказке «Три дочери». Любите свою маму, помогайте ей во всем
и всегда

– Гончарная посуда: горшки, корчаги для замешивания теста, кринки и кувшины для хранения и переноски молочных продуктов и напитков. Деревянная посуда.

 

 

 

 

 

 

 

– Нужно любить людей, приносить им радость.

– Отзывчивости, доброте, милосердию к самому близкому на свете человеку – маме.

•  Нет лучше дружка, чем родная матушка.

•  При солнышке тепло, при матери добро.

•  Всякой матери свое дитя мило.

•  Материнская ласка конца не знает.

•  Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадает, да скоро тает.

•  Мать кормит детей, как земля
людей.

– Они отражают народную мудрость, украшают нашу речь

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

VI. Итог
урока. Рефлексия

– Что делали на уроке?

– Что понравилось?

– Какие сделали выводы?

– Какие чувства испытывали во время чтения?

– Чему научила вас татарская сказка?

– В заключение урока поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете:

•  Интересная, поучительная, народная …

•  Неблагодарные, злые, легкомысленные …

•  Справедливая, благоразумная …

– Закончите предложения:

•  Сегодня мне больше всего понравилось …

•  Сегодня у меня получилось …

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

Приводят примеры жизненных
ситуаций

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Адекватно реагируют
на трудности

Домашнее

задание

Прочитать и пересказать от имени белочки сказку
«Три сестры» (учебник с. 71–72); выполнить задание 6
(РТ, с. 48)

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации)

 

Ресурсный материал


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)