Цели: познакомить с творчеством Ф.И Тютчева; развивать интерес к чтению лирических произведений, воспитывать художественный вкус, любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения, живопись.
Задачи:
1. Предметные:
- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к
каждому слову в лирическом произведении;
- формировать
умение осознанно, грамотно и выразительно читать лирическое произведение.
- раскрыть особенности
синтаксического строя языка стихотворения, лексических единиц;
2. Метапредметные:
- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.
3. Личностные:
- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских
писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- развивать творческие способности каждого ученика
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
1.Презентация к уроку.
2.Видеофрагмент стихотворения «Есть в осени первоначальной. Ф.И. Тютчева»
3.Репродукции картин художников на осеннюю тему.
4. Карточка со словами для словарной работы.
Ход урока.
1. Организационный момент
А) Настрой на урок.
Хоть за окошком уже осень,
Мы грусть, печаль свою уносим,
Друг другу мило улыбнёмся
И дружно за руки возьмёмся!
Тихо садитесь, за дело беритесь.
- Итак, отправляемся в мир литературы.
2. Введение в тему
- Просмотрите небольшой видеофрагмент. (просмотр видео с муз. сопровождением «Есть в осени первоначальной..» Ф.Тютчева)
- Чему посвящено видео, какому времени года? (осень)
- Что помогло нам окунуться в осень? (Музыка Чайковского, изображение осенней природы, стихотворение Ф.Тютчева)
3. Актуализация знаний.
- В музыке, изобразительном искусстве, поэзии есть выразительные средства, которые помогают воспринимать картины природы художников, поэтов, композиторов. Со многими выразительными средствами мы уже знакомились на уроках чтения, музыки, изобразительного искусства. Вспомним, к какой группе средств создания пейзажа относятся приведенные ниже слова: (с сайта lesson.edu)
Цвет? – средства изобразительного искусства;
Олицетворение? – средства художественного выразительности;
Мелодия ?– средства музыкальной выразительности;
Композиция? – средства изобразительного искусства;
Тон? – средства музыкальной выразительности;
Сравнение? – средства художественного выразительности;
Эпитет? – средства художественного выразительности;
Темп? – средства музыкальной выразительности.
Средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет (вывешиваю на доску)
4. Формулирование темы и цели урока.
- Ребята, как вы думаете со стихотворением на какую тему мы сегодня познакомимся? (про осень)
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева «Листья» (вывешиваю на доску).
- Чему мы будем учиться при работе со стихотворением? (читать выразительно, передавая настроение автора, анализировать стихотворение, находить средства выразительности)
5. Работа по теме урока.
А) Словарная работа.
- Ребята, откройте учебники на с.63, найдите стихотворение «Листья».
- Рассмотрите иллюстрации на странице, прочитайте название. Предположите, о чём будет стихотворение?
- В тексте стихотворения встретятся слова, значение которых может быть нам непонятно. Давайте уточним значения этих слов: (вывешиваю табличку со словами)
Тощая зелень – скудная, в малом количестве;
Краса – красота;
Докучные – надоедливые, назойливые;
Зефиры –
- А это слово выделено у нас в учебнике синим цветом. Где мы узнаем значение этого слова? (в словаре)
- Найдите слово зефиры и прочитайте его лексическое значение.
Зефиры – тёплые ветры.
- Ребята, слово зефиры появилось еще в Древней Греции, когда понадобилось одним словом описывать разные ветры. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер как бог Зефир. В разговоре достаточно было произнести одно слово — «борей» или «зефир», как всем было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.
Б) Чтение стихотворения учителем.
- Прослушайте стихотворение «Листья» Ф.И. Тютчева. (выразительное чтение учителя)
- Понравилось вам стихотворение?
- Какие чувства, эмоции вы испытали, слушая его? (немного жалко листья)
- От чьего имени написано это стихотворение? (от имени листьев)
- Как себя называют листья? (лёгкое племя)
- Кого и о чём просят листья? (просят ветры унести их)
- С какой интонацией мы будем читать строки, где листья говорят о себе? (немного с грустной, с сожалением)
- Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворении? Как листья относятся к соснам и елям? (пренебрежительно, с высока).
В) Чтение стихотворения учащимися.
- Ребята, прочитайте стихотворение, передавая настроение листьев и знаки препинания. Читать будем по предложению, все следим. Начинает Тамерлан, теперь Даша, Игорь продолжит, Имран, Ярослав, Магомед, Кира, Данил.
Г) Работа над средствами выразительности.
- Прочитайте 2 вопрос после стихотворения. Настя вслух.
- Почему листья живые?
- Как называют такой приём? (олицетворение)
- Найдите в тесте олицетворения. (мы лёгкое племя, на сучьях гостим, играли с лучами, купались в росе, мы ждать не хотим, мы с вами летим)
- Только ли листья здесь оживают? (Нет, еще лучи побледнели, зефиры ушли, сосны и ели спят)
- Использует ли Тютчев сравнение в стихотворении? Прочитайте. (зелень, как иглы ежа)
- А теперь поищем эпитеты, красочные, образные определения. (тощая зелень, лёгкое племя, краткое время, красное лето, с докучных ветвей)
- Название стихотворения «Листья» что отражает: тему или главную мысль? (тему)
- Ребята, а какая основная мысль стихотворения, что хотел донести до нас Тютчев? (листья хотят улететь, не хотят просто засохнуть).
Д) Работа с картинами художников.
- Перед вами 2 картины известных художников: Василия Поленова и Ивана Шишкина, которые изобразили осенний пейзаж.
- Как вы думаете, какая картина больше подходит к стихотворению «Листья» и почему?
Е) Работа над выразительностью.
- Ребята, а теперь вспомните с каким настроением, интонацией нужно прочитать стихотворение, вообразим себе подходящее изображение этого поэтического пейзажа. Попробуйте прочитать стихотворение целиком, выразительно.
6. Рефлексия.(на слайде)
- Ребята, выберите и продолжите любую фразу с экрана о нашем сегодняшнем уроке.
7. Подведение итогов
- С каким произведением мы познакомились сегодня? Кто автор? (Листья, Ф.Тютчев)
- При помощи чего поэту удалось нарисовать осенний пейзаж? (Средств выразительности)
8. Домашнее задание. (на слайде)
- Подготовить выразительное чтение стихотворения «Листья»;
- Задания по выбору:
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению
или
- Составить рассказ об осеннем листочке.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.