Конспект урока по литературному чтению в 3А классе
В. Ю. Драгунский «Друг детства»
Цель урока: познакомить обучающийся с рассказом В.Ю. Драгунского «Друг детства»
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства уважения и сострадания к другим;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- создание условий для возникновения желаний проявлять свои хорошие качества через добрые поступки.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
- уметь определять цель деятельности урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- прогнозировать события в предложенном тексте;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.
Познавательные:
- самостоятельно находить нужную информацию в тексте, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.
Личностные:
- воспринимать речь учителя (одноклассников);
- сравнивать разные точки зрения;
- считаться с мнением другого человека;
- проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии);
- эмоционально «проживать» текст, уметь выражать свои эмоции;
- контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
1. Организационный
этап.
Ребята, давайте сейчас
посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, подарим свои улыбки. А теперь
соединим наши ладошки и подумаем, что бы вы хотели подарить своему соседу по парте
на этом уроке. И тихо, шепотом, чтоб только услышал он, подарим, открыв
ладошки, то, что ему сегодня очень понадобится на уроке.
А теперь снова соединим
ладошки и откроем –
наши ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать»
- Начнем урок литературного чтения вот с такого
ДЕВИЗА: «Мало уметь читать, надо уметь думать»
II. Я хочу начать урок с Проверки д/з. Прочитайте понравившуюся пословицу о дружбе и объясните ее смысл. Ребята, к этим пословицам мы обратимся ещё в конце урока.
– Что значит слово
«друг»? Второе д/з было найти лексическое значение слова друг или в толковом словаре, или
в интернете. «Друг – тот, кто
связан с кем-нибудь дружбой»
«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов».
Как вы думаете, почему я дала именно это задание к сегодняшнему уроку?
Сформулируйте тему урока.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе, о друзьях.
- Чем мы будем заниматься на уроке? (читать, анализировать текст, говорить о главных героях)
III. Постановка учебной задачи
Продолжить мысль: Друг – это тот, кто…
(высказывание детей)
- Ребята, а у вас есть друзья? Скажите несколько слов о своем друге.
- Сегодня мы с вами будем
читать рассказ, который называется «Друг детства». Давайте предположим, о ком
может быть этот рассказ? Кого можно назвать
другом? Кто для вас является другом?
Ответы детей:
– Девочка или мальчик, с которыми можно посекретничать;
– Мама, которая поможет в трудную минуту;
– Книга, которую ты читаешь и тебе с ней интересно. - ЖИВОТНОЕ
С автором этого рассказа вы знакомы, в этом году мы читали его
произведения, про его биографию я уже вам рассказывала. Кто из вас помнит какое
произведение мы у него читали. Кому посвящал свои рассказы Виктор Драгунский?
Кто главный герой в его рассказах? Виктор
Драгунский написал много рассказов для детей, своему сыну он посвятил 80
рассказов, которые вошли в сборник «Денискины рассказы"
4.Знакомство с рассказом.
Сейчас мы познакомимся с произведением.
Перед вами стоят две задачи: 1. Подчеркнуть непонятные слова. (карандашом)
2. Определить жанр этого произведения (сказка, рассказ или басня) И ОБЪЯСНИТЬ ПОЧЕМУ?
5. Словарная работа.
6. Определение жанра. (Это небольшой текст по объему, в нем мало героев и описывается один случай, который произошел с мальчиком)
- От чего имени ведется рассказ? (от имени мальчика)
- Назовите героев произведения? (мама, папа, мишка, мальчик Дениска)
- Что ты испытал при чтении рассказа?
7.Работа над содержанием. Работа в парах.
1.Найди и подчеркни в тексте профессии, которые нравились Дениске.
- Кем хотелось стать Дениске? (зачитать)
- Почему он так часто менял свои будущие профессии?
2.Подчеркни в тексте слова, объясняющие выбор Дениски стать боксером.
-Почему он решил стать боксером?
- Что ему для этого понадобилось?
- С какой просьбой обратился мальчик к папе?
Зачитай.
Какое значение может иметь это слово?
(Груша – фрукт, груша – спортивный снаряд.)
— Прочитаем значение этого слова.
— Как называются подобные слова?
(Они называются омонимами.)
— Благодаря использованию омонимов создаётся комическая ситуация.
- Как папа отнесся к просьбе сына?
(с усмешкой, насмешливо)
- Какие чувства испытывал Дениска при ответе папы?
(неприятное ощущение, обиду, досаду, разочарование)
ГРУША
Какое значение может иметь это слово?
(Груша – фрукт, груша – спортивный снаряд.)
— Прочитаем значение этого слова.
— Как называются подобные слова?
(Они называются омонимами.)
— Благодаря использованию омонимов создаётся комическая ситуация.
Быть боксером хорошо (движение)
А штангистом лучше,
В волейбол играть легко
Но учиться нужно.
Спину прямо ты держи,
Руки вверх всегда тяни.
3.Найди абзац, в котором перечислены игрушки из корзинки.
- Какой выход нашла мама из этой ситуации?
(она вытащила из-под дивана большую плетеную корзину)
- Что лежало в этой корзине? Найди подтверждение словами из текста
- Почему она решила, что именно Мишка может заменить Дениске боксерскую грушу?
4.Найди описание мишки.
Прочитайте используя слова текста
(«Живот какой толстый. Ишь как выкатил»)
- Как отреагировал Дениска на мамину идею? обрадовался
Давайте составим словесный портрет Мишки, используя слова текста
Найдите слова в тексте, которыми автор описывает игрушку. Зачитайте.
ЗДОРОВУЩИЙ ПЛЮШЕВЫЙ ШОКОЛАДНОГО ЦВЕТА
РАЗНЫЕ ГЛАЗА ЗАБАВНАЯ МОРДОЧКА
БАРХАТНЫЕ ТВЕРДЫЕ УШКИ
ЗДОРОВО ОБЛЕЗЛЫЙ
- Как вы понимаете слово облезлый?
(старый, не пушистый, возможно не новый с дырочками, изменился цвет)
-Найдите в тексте причину Мишкиной облезлости («повсюду таскал за собой»)
5.Найди в тексте строки рассказа которые говорят о том, что мальчику был дорог Мишка?
-Что вспомнил Дениска, когда разглядывал мишку? Зачитайте, какие воспоминания нахлынули на мальчика?
-Как Дениска относился к мишке, как называл его? Найдите и прочитайте строчки, которые говорят о том, что мишка мальчику был дорог?
-Почему Дениска не стал использовать свою игрушку вместо боксёрской груши?
Дети: ему стало жаль игрушку.
- Денис рассказывает о медведе как о простой игрушке?
Дети: он представляет, что мишка живой.
- Какие слова нам помогают представить мишку как живого?
Дети: весело смотрит, забавная мордочка. Денис сажал его за стол, кормил кашей, вареньем, укладывал спать, таскал везде с собой и др.
-Какие слова из текста подчёркивают большую любовь мальчика к мишке?
Дети: «Я за него тогда жизнь бы отдал»
-Почему Дениска чуть не заплакал?
Дети: ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего самого лучшего друга, друга детства.
-Можно ли мальчика самого назвать хорошим другом? Почему?
Дети: можно, мальчик принимает серьёзное решение- пожалеть старого мишку.
-Какова главная мысль этого произведения, что нам хотел сказать автор? Главная мысль текста - это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.
Дети: даже плюшевая игрушка может быть другом. А к друзьям надо бережно относиться.
-Какие из пословиц, прочитанных в начале урока, больше подходят к этому рассказу?
Ответы детей.
У художницы
Татьяны Гладковой есть картина, которая называется так же, как изучаемое нами
произведение - «Друг детства». Рассмотрим её. Что вы можете сказать о мальчике?
Дети: он улыбается, он очень рад , общение с медведем доставляет ему
удовольствие, глаза мальчика светятся.
- Может ли данная картина явиться
иллюстрацией к нашему рассказу?
Почему?
Дети: нет, не может, потому что...
- медведь в рассказе был уже старый, потрёпанный, с пришитой пуговицей
вместо одного глаза, а на картине мишка новый;
- на картине мальчик улыбается, он радостный, а в конце рассказа
Драгунского наш герой грустный, чуть не плачет.
8. Рефлексия. Самооценка.
Для того, чтобы
сделать итог урока вам необходимо выбрать фразу и продолжить ее.
Давайте на память и в знак благодарности за то, что мишка помог понять, что такое дружба, подарим ему воздушные шарики. Посмотрите на палитру настроений и раскрасьте свой шарик в такой цвет, какое настроение было у вас на уроке.
-Д\задание: подготовить рассказ историю о любимой игрушке. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.