Абрамова Таисия Ивановна, учитель начальных классов КГОБУ школа-интернат, с. Покровка
Конспект урока
по математике
1 класс УМК «Школа России»
Тема урока: Килограмм
Цель: познакомить с новой величиной – массой и единицей ее измерения – килограммом; развивать умение решать задачи и примеры изученных видов, прививать интерес к математике.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: системно-деятельностный подход, проблемного обучения, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающие.
Личностные результаты:
- формировать способность оценивать собственные математические знания и умения
- формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения
- использовать полученные знания при решении жизненных ситуаций
- развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят
Предметные результаты:
- научить сравнивать одинаковые внешне предметы по массе
- научить взвешивать предметы на чашечных весах и записывать их массу
- развивать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи
- грамотно использовать в речи математические термины и понятия
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
- осознавать и принимать учебную задачу
- оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самоконтроля
- совместно с учителем составлять план решения задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
- строить осознанно высказывание в устной форме
Оборудование: учебник «Математика 1 класс» М.И. Моро и др., компьютер, проектор, рычажные весы, гири, карточки для составления кластера «Величины». предметы для взвешивания (коробка сахара 1 кг, пачка соли 2 кг, яблоки и др.).
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
1. Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Сейчас начнем урок.
II. Мотивация к учебной деятельности.
1. Какое сегодня число?
- Назовите предыдущее, последующее.
- Какой сегодня день недели?
- Какой будет завтра, послезавтра?
- Какой день недели был вчера, позавчера?
2.Запись числа, классной работы.
3. Каллиграфическая минутка.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Работа в паре.
Карточка. Вычислить значение выражения и проверить друг у друга
13 – 3 16 - 10
5 + 5 6 + 4
7 + 2 2 + 5
17 – 1 4 + 2
9 – 6 8 - 3
8 + 2 12 - 1
2. На экране запись:
9 … 8
7 … 13
1 дес. … 1 ед.
4 … 1дес.
3 + 7 … 8
6 – 4 … 7 – 4
3 + 7 … 10 + 3
19 – 10 … 19 - 1
Показать, какой знак вы поставите: <, >, =.
3.Работа с задачами.
- Ребята, у вас на столе лежат карточки 8 + 2, 8 - 2.
Я прочитаю вам задачи. Вам необходимо выбрать нужную карточку с решением задачи.
а) Вчера температура воздуха на улице была 8 градусов, а сегодня на 2 градуса теплее. Какая температура воздуха сегодня?
- О чём задача? (о температуре)
- В чём измеряли температуру? (В градусах)
(Учитель на доске выставляет карточки: температура, градус)
б) Длина ручки 8 см, а длина ластика 2см. На сколько см ручка длиннее ластика?
- О чём задача?
- В чём измеряли длину ручки и ластика? (В сантиметрах)
(Карточки: длина, см)
в) Мама собрала 8 стаканов ягод, а дочь – на 2 стакана меньше. Сколько стаканов ягод собрала дочь?
- О чём задача?
- В чем измеряли количество ягод? (В стаканах)
III. Самоопределение у деятельности.
- Как ещё можно определить количество ягод? Яблок? Муки? ….
- Прогнозирование.
На столе две одинаковые коробки, одна из которых пустая, а другая чем-либо наполнена)
- Рассмотрите коробки. Опишите их.
- Какие свойства предметов вы знаете?
- Чем одна коробка отличается от другой?
(Учащиеся не могут обнаружить внешних отличий. Учитель предлагает одному ученику взять коробки в руки.)
- Что ты заметил? (одна коробка легче, чем другая)
- Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое свойство предметов как масса. (На доске карточка со словом «масса»)
- Вместо слов «предмет легче» в математике принято говорить «масса предмета меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» – «масса предмета больше».
- О чем пойдет речь сегодня на уроке? (Карточка: масса)
IV. Открытие новых знаний.
1. Практическая работа.
- Возьмите в одну руку учебник, в другую – тетрадь. Что тяжелее?
– Что легче? Как же узнать, какой предмет легче, какой тяжелее?
– Может ли нам в этом помочь линейка? Почему?
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
- Да, правильно, мы сравниваем массы предметов.
- И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника)
- Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки).
- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников?
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами.
- Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?
- Весы бывают разные: ….. (рассматривание слайдов).
2. Знакомство с единицей массы – килограмм.
- Раньше люди пользовались различными мерками, например: камнями, яблоками. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали ее – килограмм.
(Карточка: килограмм)
- Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Какие особенности в написании этого слова вы заметили?
- Сокращенно это слово записывают «кг».
3. Знакомство с чашечными весами, с гирями. Демонстрация.
Практическая работа по взвешиванию предметов.
Сначала – прогнозирование – определяют на «глаз» массу, потом проверяют на демонстрационных весах (соль, сахар, яблоки и др.).
VI. Физминутка.
Видеоклип «Пингвины»
V. Первичное закрепление нового материала.
Работа с интерактивной доской. ( Электронное приложение к учебнику)
- Ребята, чему учились, выполняя данные задания?
VII. Закрепление изученного материала.
Работа в парах.
Работа по учебнику.
1. № 1 стр.36
– Узнайте, что легче: арбуз или гиря?
– Узнай массу пакета с мукой.
Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?
2. № 2 стр.36
3. Устная работа по табличкам (Приложение )
1) Чему равна масса 1 ананаса?
2) Чему равна масса щенка?
3) Чему равна котёнка?
IX. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Внимание на таблички на доске. Температура, длина, масса – это что? Назвать одним словом (величины)
- С какой величиной познакомились? Кто понял тему урока?
- Где в реальной жизни пригодятся данные знания?
- Какое задание оказалось самым интересным?
- Оцените работу на уроке «светофором»
Приложение.
1.
2 кг
2.
1 кг 5 кг
3.
3 кг 4 кг
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.