МАТЕМАТИКА 4 класс
№ 115 ТЕМА : Конспект урока по теме "Пространственные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, их различение, называние"
|
|
Цель |
Продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел; развивать пространственные представления; развитие эмоционально-положительного отношения к изучению математики, пространственного воображения; развивать познавательного интереса через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения по данным, полученным в результате исследования; способствовать углублению межпредметных связей (математика, технология). |
Тип урока |
Комбинированный |
Планируемые |
Познакомить учащихся с элементами паралелепипеда; ввести понятие модели тела, развёртки, научить применять их на практике
|
Личностные |
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность |
Универсальные |
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; контролируют в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, при необходимости вносят корректировки; оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель, создают алгоритм деятельности; анализируют объекты с целью выделения существенных признаков, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: правильно выражают свои мысли в речи; уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя; аргументируют свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций. |
Методы и формы работы |
Индивидуальная, фронтальная. Практический, наглядный, словесный, частично-поисковый. |
Основные понятия |
Куб, пирамида, развертка, цилиндр, конус,параллелепипед. |
Образовательные |
Учебник, тетрадь, компьютер ,телевизор, наглядный материал |
Этапы урока |
Содержание взаимодействия с учащимися. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
Математика пришла! Занимай свои места. Математика сложна, но скажу с почтением: Математика нужна, всем без исключения! Сегодня мы работаем только на 4 и 5. В конце урока подведём итоги. Желаю вам удачи.
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. |
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место к уроку. |
2.Актуализация знаний |
- Сколько будет 2+2*2? (6) - В каком месяце болтливая Светочка говорит меньше всего? (В феврале — самом коротком месяце) - Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Ваше имя... ) Вспомним всё, что мы учили Ничего ведь не забыли? Рисуем, чертим, вычисляем Науку эту мы знаем!- Что это за наука, скажите, когда разгадаете кроссворд Вопросы кроссворда. 1. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник- одним словом… Многоугольник. 2. Как называется точка, из которой выходят 2 луча и образуют угол? Вершина. 3. Граница круга. Окружность 4. Сумма длин сторон фигуры. Периметр. 5. Если 2 точки соединить линией, то получится … Отрезок. 6. Не овал я и не круг Треугольнику не друг Прямоугольнику я брат А зовут меня … Квадрат. 7. В чем измеряется угол? Градус. 8. Сговорились две ноги Делать дуги и круги. Циркуль. 9. Линия, не имеющая ни начала, ни конца. Прямая ) - Какую же науку мы познаем? (Геометрия)
|
Задаёт учащимся задачи на логическое мышление, вопросы, заполняя ответами кроссворд на доске. |
Выполняют данные учителем задания. Отвечают на вопросы. Делают выводы. |
3. Постановка темы и определение целей урока
|
Ребята, как выдумаете, какая тема нашего урока? «Пространственные фигуры: шар. Куб, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, их различение, называние» А какие цели урока стоят перед нами? (Продолжим изучать пространственные фигуры, будем учиться их называть и различать, познакомимся ещё с одной пространственной фигурой) |
Подводит к теме урока. Мотивирует к деятельности |
Участвуют в определении темы и целей урока. |
4. Работа по теме урока
|
Послушайте небольшую справку. Возникновением геометрии мы обязаны Древнему Египту. Древние египтяне были замечательными математиками и инженерами, и свои знания они применяли при строительстве храмов и других сооружений. Но, несмотря на это геометрия- это греческое слово («гео»- земля, «метрия» - измерение.) В переводе на русский язык означает землемерие. Геометрия широко применяется на практике. Её надо знать и рабочему, и инженеру, и архитектору, т.е. надо знать всем. Поэтому мы начинаем изучать геометрию ещё с младших классов.
Игра «Выбери фигуру» - вы выбираете по1 карточке по очереди: находите эту фигуру, а на оборотной стороне читаете сведения об этой фигуре. Слово «цилиндр» произошло от греческого слова «кюлиндрос», что означает «валик», «каток». На рубеже 18 -19 веков мужчины многих стран носили твёрдые шляпы с небольшими полями, которые так и назывались цилиндрами из-за небольшого сходства с геометрической фигурой цилиндром.
Слово «конус» произошло от греческого слова «конос», означающего сосновую шишку.
Шар – это пространственная фигура. Поверхность шара называют сферой. Слово «сфера» произошло от греческого слова «сфайра», которое переводится на русский язык как «мяч». Не нужно путать понятия «шар» и «сфера». Сфера- это, можно сказать, оболочка или граница шара. Это слово пришло в русский язык из французского, куда оно, в свою очередь, попало из греческого. Древнегреческое – pyramis (пирамида). В Древней Греции этим словом называли поминальный пирог конической формы. В Древнем Египте пирамиды строились из камня и служили гробницами для фараонов. Как геометрический термин слово «пирамида» стало использоваться с середины 18 в. Куб. «Кю́бос» — так древние греки называли шестигранные косточки для игры: грани у них были квадратными. Перейдя в латинский язык, «кю́бос», превратившись в «ку́бус», приобрело уже значение «правильный шестигранник» и с ним проникло в математические труды на всех языках Европы. Параллелепипед – слово греческого происхождения. Образовано путем слияния двух слов “параллелос”– параллельный, идущие рядом, “эпидос”-плоскость.
|
Рассказывает учащимся сведения о геометрии
Раздаёт учащимся карточки, с обратной стороны которых написаны сведения об изучаемых фигурах. |
Учащиеся слушают сообщение учителя
Учащиеся выбирают карточку, ищут и показывают данную фигуру, читают на оборотной стороне сведения об этой фигуре. |
5.Физминутка |
|
|
Учащиеся проводят физминутку |
|
Презентация (слайды 1 – 7) Более подробно рассмотрим параллелепипед. На что он похож? (коробка,…..) - Где у него грани? Вершины? Рёбра? Что лежит в основании? |
Задаёт учащимся вопросы |
Рассматривают фигуру, определяют количество граней, рёбер, вершин. |
6. Закрепление изученного материала.
|
Рассмотрим сведения об этой фигуре в учебнике (с. 111 ) А теперь из имеющейся у вас развёртки склеим фигуру. Клеить надо аккуратно, используя клей-карандаш. Итак, сравним квадрат и куб, параллелепипед и прямоугольник, круг и конус. Назовите черты сходства и различия. А теперь побудем исследователями (Слайд 8) У вас есть таблицы, которые надо заполнить, рассматривая параллелепипед. А сейчас сравним ваши результаты с имеющимися в презентации. (Слайд 9) |
Объясняет как склеить фигуру из развёртки. Предлагает учащимся сравнить плоские фигуры с объёмными. Учитель раздаёт учащимся таблицы для заполнения |
Рассматривают сведения о параллелепипеде в учебнике, склеивают фигуру. Наблюдают, делают выводы.
Учащиеся в ходе наблюдения заполняют таблицу, сравнивают результаты с имеющимися. |
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8 .Д.З. |
С какими фигурами мы с вами познакомились? Что вы о них узнали нового? Каким одним словом мы можем назвать эти фигуры?
Рефлексия (Слайд 10) Выставление отметок.
С.111 № 2 выполнить по заданию. |
Формулирует вопросы по изученной теме урока |
Обобщают полученные знания на уроке, подводят итоги. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.