конспект урока по математике 4 класс

  • docx
  • 16.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала математика.docx

МАТЕМАТИКА 4 класс

№ 115   ТЕМА : Конспект урока по теме "Пространственные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, их различение, называние"

 

 

Цель

Продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел; развивать пространственные представления; развитие эмоционально-положительного отношения к изучению математики, пространственного воображения; развивать познавательного интереса через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения по данным, полученным в результате исследования; способствовать углублению межпредметных связей (математика, технология).

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
результаты
(предметные)

Познакомить учащихся с элементами паралелепипеда; ввести понятие модели тела, развёртки, научить применять их на практике

 

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

регулятивные: формулируют учебную задачу урока; контролируют в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, при необходимости вносят корректировки; оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров; способны к мобилизации волевых усилий;

познавательные: формулируют познавательную цель, создают алгоритм деятельности; анализируют объекты с целью выделения существенных признаков, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи;

коммуникативные: правильно выражают свои мысли в речи; уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя; аргументируют свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций.

Методы и формы работы

Индивидуальная, фронтальная. Практический, наглядный, словесный, частично-поисковый.

Основные понятия

Куб, пирамида, развертка, цилиндр, конус,параллелепипед.

Образовательные
ресурсы

Учебник, тетрадь, компьютер ,телевизор, наглядный материал

 

Этапы урока

Содержание взаимодействия

 с учащимися.

Деятельность

 учителя

Деятельность

учащихся

1.Организационный момент

Математика пришла!

Занимай свои места.

Математика сложна, но скажу с почтением:

Математика нужна, всем без исключения!

Сегодня мы  работаем только на 4 и 5. В конце урока подведём итоги.

Желаю вам удачи.

 

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место к уроку.

2.Актуализация знаний

- Сколько будет 2+2*2? (6)

 - В каком месяце болтливая Светочка говорит меньше всего?

(В феврале — самом коротком месяце)

 - Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?

(Ваше имя... )

Вспомним  всё, что мы учили

 Ничего ведь не забыли?

Рисуем, чертим, вычисляем

Науку эту мы знаем!- Что это за наука, скажите, когда разгадаете кроссворд   

 Вопросы  кроссворда.

1.  Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник- одним словом…  Многоугольник.

2. Как называется точка, из которой выходят 2 луча и образуют угол? Вершина.

3. Граница круга.  Окружность

4. Сумма длин сторон фигуры.  Периметр.

5. Если 2 точки соединить линией, то получится … Отрезок.

6. Не овал я и не круг

Треугольнику не друг

Прямоугольнику я брат

А зовут меня …                Квадрат.

7. В чем измеряется угол?   Градус.

 8. Сговорились две ноги

    Делать дуги и круги.         Циркуль.

 9. Линия, не имеющая ни начала, ни конца.        Прямая )

- Какую же науку мы познаем? (Геометрия)

 

Задаёт учащимся задачи на логическое мышление, вопросы, заполняя ответами кроссворд на доске.

Выполняют данные учителем задания. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

3. Постановка темы и определение целей урока

 

Ребята, как выдумаете, какая тема нашего урока?

«Пространственные фигуры: шар. Куб, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, их различение, называние»

А какие цели урока стоят перед нами?

(Продолжим изучать пространственные фигуры, будем учиться их называть и различать, познакомимся ещё с одной пространственной фигурой)

Подводит к теме урока. Мотивирует к деятельности

Участвуют в определении темы и целей урока.

4. Работа по теме урока

 

Послушайте небольшую справку.

Возникновением геометрии мы обязаны Древнему Египту. Древние египтяне были замечательными математиками и инженерами, и свои знания они применяли при строительстве храмов и других сооружений. Но, несмотря на это геометрия- это греческое слово («гео»- земля, «метрия» - измерение.) В переводе на русский язык означает землемерие. Геометрия широко применяется на практике. Её надо знать и рабочему, и инженеру, и архитектору, т.е. надо знать всем. Поэтому мы начинаем изучать геометрию ещё с младших  классов.

 

Игра «Выбери фигуру» - вы выбираете по1 карточке по очереди: находите эту фигуру, а на оборотной стороне читаете сведения об этой фигуре.

Слово «цилиндр»  произошло от греческого слова «кюлиндрос», что означает «валик», «каток». На рубеже 18 -19 веков мужчины многих стран носили твёрдые шляпы с небольшими полями, которые так и назывались цилиндрами из-за небольшого сходства с геометрической фигурой цилиндром.

 

Слово «конус» произошло от греческого слова «конос», означающего сосновую шишку.

 

Шар – это пространственная фигура. Поверхность шара называют сферой. Слово «сфера» произошло от греческого слова «сфайра», которое переводится на русский язык как «мяч». Не нужно путать понятия «шар» и «сфера».  Сфера- это, можно сказать, оболочка или граница шара.

Это слово пришло в русский язык из французского, куда оно, в свою очередь, попало из греческого. Древнегреческое – pyramis (пирамида). В Древней Греции этим словом называли поминальный пирог конической формы. В Древнем Египте пирамиды строились из камня и служили гробницами для фараонов. Как геометрический термин слово «пирамида» стало использоваться с середины 18 в.

Куб. «Кю́бос» — так древние греки называли шестигранные косточки для игры: грани у них были квадратными. Перейдя в латинский язык, «кю́бос», превратившись в «ку́бус», приобрело уже значение «правильный шестигранник» и с ним проникло в математические труды на всех языках Европы.

Параллелепипед – слово греческого происхождения. Образовано путем слияния двух слов “параллелос”– параллельный, идущие рядом, “эпидос”-плоскость.

 

Рассказывает учащимся сведения о геометрии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаёт учащимся карточки, с обратной стороны которых написаны сведения об изучаемых фигурах.

Учащиеся слушают сообщение учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают карточку, ищут и показывают данную фигуру, читают на оборотной стороне сведения об  этой фигуре.

5.Физминутка

 

 

Учащиеся проводят физминутку

 

Презентация (слайды 1 – 7)

Более подробно рассмотрим параллелепипед. На что он похож? (коробка,…..)

 - Где у него грани? Вершины? Рёбра? Что лежит в основании?

Задаёт учащимся вопросы

Рассматривают фигуру, определяют количество граней, рёбер, вершин.

6. Закрепление изученного материала.

 

Рассмотрим сведения об этой фигуре в учебнике (с. 111    )

А теперь из имеющейся у вас развёртки склеим фигуру. Клеить надо аккуратно, используя клей-карандаш.

Итак, сравним квадрат и куб, параллелепипед и прямоугольник, круг и конус. Назовите черты сходства и различия.

 А теперь побудем исследователями

(Слайд 8) У вас есть таблицы, которые надо заполнить, рассматривая параллелепипед.

А сейчас сравним ваши результаты с имеющимися в презентации.

(Слайд 9)

Объясняет как склеить фигуру из развёртки.

Предлагает учащимся сравнить плоские фигуры с объёмными.

Учитель раздаёт учащимся таблицы для заполнения

Рассматривают сведения о параллелепипеде в учебнике, склеивают фигуру.

Наблюдают, делают выводы.

 

 

Учащиеся в ходе наблюдения заполняют таблицу, сравнивают результаты с имеющимися.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

 

 

8 .Д.З.

С какими фигурами мы с вами познакомились?

Что вы о них узнали нового?

Каким одним словом мы можем назвать эти фигуры?

 

Рефлексия (Слайд 10) Выставление отметок.

 

 

С.111 № 2 выполнить по заданию.

Формулирует вопросы по изученной теме урока

Обобщают полученные знания на уроке, подводят итоги.