Урок 41
Нахождение нескольких долей целого
(учебник, с. 64–65)
Цель деятельности учителя |
Способствовать развитию умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий |
Тип урока |
Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя |
методы
и формы |
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные |
1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/club/rebys/file2/3413706 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины |
Доли |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы органи- зации действия на уроке |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Моти- (самоопре- ности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Ребусы.
|
Слушают
учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
– Минус, плюс |
Фронтальная, индивидуальная |
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Устные ответы, наблюдение учи-теля за организацией учащимися рабочего места |
II.
Сообщение темы, цели |
|
Озвучивает тему, цель урока |
Слушают учителя |
Фронтальная, индивидуальная |
Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
|
III. Актуализация знаний |
1.
Проверка |
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
|
Фронтальная, индивидуальная. |
П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символи- |
Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
2. Устный счет: 1) Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными. |
24 : 56 – 8 · 4 = 1 73 – 18 : 5 + 17 = 28 |
Выполняют задания. |
|
ческие средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие; владеют базовыми предметными понятиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей для ее решения. К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме; умеют слушать собеседника. |
|
|
2) Выполнение задания. |
Задание на странице 64 внизу. |
Выполняют задание. |
Фронтальная. |
||
|
3) Решение уравнений |
– Подберите числа так, чтобы можно было решить уравнения (вынести на доску). 47 + х = х · 9 = х · = 72 65 – х = х : 8 = |
Выполняют задание |
Фронтальная |
Решение уравнений |
|
IV. Изучение нового материала |
1.
Практическая работа |
– Начертите в тетради отрезок длиной 12 см. Нам надо узнать, сколько сантиметров – Сколько сантиметров в 1/4 отрезка?
– Как узнали? – Покажите на чертеже 1/4 отрезка.
– Как показать 3/4 отрезка?
|
– Одна четвертая часть. – В 1/4 отрезка 3 сантиметра. 12 : 4 = 3. Проводят
сверху дугу Подчеркивают дугой снизу 3/4 отрезка и делают запись.
|
Фронтальная, индивидуальная. |
Нахождение доли числа и числа по его доле, выполнение соответствующего чертежа. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– Как узнать, сколько сантиметров в 3/4 отрезка? Делает запись на доске, а учащиеся в тетрадях. 1) 12 : 4 = 3 (см) – 1/4 отрезка. 2) 3 · 3 = 9 (см). Ответ: 9 см в 3/4 отрезка. |
3 · 3 = 9 (см). |
|
Л
– осознают свои возможности в учении, важность и необходимость изучения предмета;
способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха |
|
|
2. Работа со статьей учебника (с. 64) |
№ 296 (с. 65) |
Читают
объяснение |
Индивидуальная |
Работа
|
|
V. Первич- ное закрепление |
Работа
|
№ 291. – Как получили 5/6 отрезка? – Сколько миллиметров в 5/6 отрезка?
1) 60 : 6 = 10 (мм) – 1/6 отрезка. 2) 10 ·5 = 50 (мм). Ответ: 50 мм в 5/6 отрезка. № 297 (с. 65). |
Выполняют устно. Выполняют
чертеж,
Выполняют самостоятельно с последующей проверкой. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Решение текстовой арифметической задачи. |
|
Физкультминутка |
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке |
Выполняют физкультминутку |
Фронтальная |
Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л
– имеют установку |
Выполнение
дви-жений |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||
VI. Практическая деятельность |
1.
Решение |
№ 293 (под руководством учителя).
1) 21 : 7 = 3 (кг) – за 1 день. 2) 36 : 3 = 12 (д.) – хватит 36 кг. 3) 3 + 1 = 4 (кг) – стали расходовать за 1 день. 4) 36 : 4 = 9 (д.). Ответ: 12 дней, 9 дней. № 299 (с. 65) (под руководством учителя).
Осталось – ? м. 1) 56 · 5 = 280 (м) – купили. 2) 280 : 7 · 2 = 80 (м) – истратили. 3) 280 – 80 = 200 (м). Ответ: 200 м осталось. |
Записывают
таблицу
Записывают
краткое условие, затем составляют план решения |
Фронтальная, индивидуальная |
П – устанавливают математические отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы. Р – принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К
– выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения,
Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета |
Устные ответы, записи в тетради |
|||||||||||
|
2. Решение примеров |
№ 294 |
Решают самостоятельно |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
VII. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение
Заключительная беседа. Выставление оценок |
– Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? – Вам удалось достичь цели? |
Отвечают на вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету |
Устные ответы |
VIII. Домашнее задание |
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
С. 65, № 300, 301 |
Задают уточняющие вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.