Конспект урока по математике 4 класс "Нахождение нескольких долей целого"

  • rtf
  • 12.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 41. Нахождение нескольких долей целого.rtf

Урок 41
Нахождение нескольких долей целого

(учебник, с. 64–65)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://www.proshkolu.ru/club/rebys/file2/3413706

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Доли


организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопре-
деление) к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Ребусы.

Слушают учителя.
Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

 

 

 

 

– Минус, плюс

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдение учи-теля за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели
урока

 

Озвучивает тему, цель урока

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи

 

III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

 

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символи-

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

2. Устный счет:

1) Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными.

 

 

24 : 56 – 8 · 4 = 1

73 – 18 : 5 + 17 = 28

 

 

Выполняют задания.

 

ческие средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие; владеют базовыми предметными понятиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей для ее решения.

К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме; умеют слушать собеседника.

 

 

2) Выполнение задания.

Задание на странице 64 внизу.

Выполняют задание.

Фронтальная.

 

3) Решение уравнений

– Подберите числа так, чтобы можно было решить уравнения (вынести на доску).

47 + х =       х · 9 =        х ·  = 72

65 – х =       х : 8 = 

Выполняют задание

Фронтальная

Решение уравнений

IV. Изучение нового материала

1. Практическая работа
(под руковод-ством учителя).

– Начертите в тетради отрезок длиной 12 см.

Нам надо узнать, сколько сантиметров
в 3/4 отрезка. Сначала разделите отрезок
на 4 равные части. Как назвать каждую часть?

– Сколько сантиметров в 1/4 отрезка?

 

– Как узнали?

– Покажите на чертеже 1/4 отрезка.

 

 

– Как показать 3/4 отрезка?

 

 

 

– Одна четвертая часть.

– В 1/4 отрезка 3 сантиметра.

12 : 4 = 3.

Проводят сверху дугу
и подписывают: .

Подчеркивают дугой снизу 3/4 отрезка и делают запись.

 

Фронтальная, индивидуальная.

Нахождение доли числа и числа по его доле, выполнение соответствующего чертежа.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

– Как узнать, сколько сантиметров в 3/4 отрезка?

Делает запись на доске, а учащиеся в тетрадях.

1) 12 : 4 = 3 (см) – 1/4 отрезка.

2) 3 · 3 = 9 (см).

Ответ: 9 см в 3/4 отрезка.

3 · 3 = 9 (см).

 

Л – осознают свои возможности в учении, важность и необходимость изучения предмета; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

 

 

2. Работа со статьей учебника (с. 64)

№ 296 (с. 65)

Читают объяснение
по учебнику

Индивидуальная

Работа
с учебной статьей

V. Первич-

ное закрепление

Работа
по учебнику.

№ 291.

– Как получили 5/6 отрезка?

– Сколько миллиметров в 5/6 отрезка?

 

1) 60 : 6 = 10 (мм) – 1/6 отрезка.

2) 10 ·5 = 50 (мм).

Ответ: 50 мм в 5/6 отрезка.

№ 297 (с. 65).

 

Выполняют устно.

Выполняют чертеж,
показывают 5/6 отрезка.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельно с последующей проверкой.

Фронтальная, индивидуальная.

Решение текстовой арифметической задачи.

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение дви-жений
соглас-
но инст-рукции


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

№ 293 (под руководством учителя).

В 1 день

Количество
дней

Всего кг

одинаковое

7 д.

21 кг

? д.

36 кг

? на 1 кг б.

? д.

36 кг

1) 21 : 7 = 3 (кг) – за 1 день.

2) 36 : 3 = 12 (д.) – хватит 36 кг.

3) 3 + 1 = 4 (кг) – стали расходовать за 1 день.

4) 36 : 4 = 9 (д.).

Ответ: 12 дней, 9 дней.

№ 299 (с. 65) (под руководством учителя).

Осталось – ? м.

1) 56 · 5 = 280 (м) – купили.

2) 280 : 7 · 2 = 80 (м) – истратили.

3) 280 – 80 = 200 (м).

Ответ: 200 м осталось.

 

Записывают таблицу
и решение в тетрадь,
один ученик у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают краткое условие, затем составляют план решения
и записывают решение отдельными действиями.

Фронтальная, индивидуальная

П – устанавливают математические отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения,
координируют в сотрудничестве разные позиции.

Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета

Устные ответы, записи в тетради

 

2. Решение примеров

№ 294

Решают самостоятельно


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке?

– Вам удалось достичь цели?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VIII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С. 65, № 300, 301

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения