Тема: Задачи на части, в условии которых дается масса всей смеси.
Цель урока: знакомство обучающихся с новым типом задач, методами решения задач на части.
Задачи урока:
Личностные:
· содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
· развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.
Метапредметные:
регулятивные:
коммуникативные:
· выражать свои мысли, обосновывая суждения;
· расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умению общаться, общей культуры;
· работать самостоятельно;
· развивать навыки взаимоконтроля;
познавательные:
· выполнять учебные действия в письменной и устной форме;
· осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;
· осуществлять анализ объекта, делать выводы;
Предметные:
· изучить основные приемы решения задач на части;
· расширить знания о видах текстовых задач решаемых арифметическим способом
Ход урока:
1. Мотивационно - ориентировочный этап. (словесный метод)
Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.
Добрый день, ребята, мне приятно видеть вас и я очень хочу начать наш урок. Желаю вам позитивных эмоций на уроке, радости общения, интересной и плодотворной работы. Чтобы процесс познания был захватывающим, мысли умными.
Марк Иванович Башмаков, математик, ученый-педагог, как-то заметил: «Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть».
Ребята, а как короче можно выразить эту мысль, что здесь главное? (Решая конкретную задачу мы учимся решать разные задачи).
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О задачах, решении задач).
Верно. А вот о каких задачах, узнаем далее. Давайте мы с вами сегодня в процессе решения математических задач постараемся открыть новые идеи, приемы и разобраться, как нам добытые знания смогут пригодиться в жизни.
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
2. Проверка домашнего задания.
(методы: наглядный, метод контроля; формы организации: взаимопроверка, взаимооценка)
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, выявить и откорректировать пробелы
1. Проверить решение задачи № 343
3. Устная работа. Актуализация опорных знаний. (методы: частично-поисковый)
Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения.
Ребята, а какие самые главные умения мы развиваем на уроках математики? Что мы обязательно должны уметь делать? (Вычислять, считать).
Нужны нам эти умения при решении задач? (Да)
Тогда давайте проведем вычислительную работу.
1) 1. 52 х 234 + 48 х 234; 2. 445 х 90 – 345 х 90;
3. 50 х 76 – 49 х 76; 4. 6 х 62; 5. 198 х 5.
2) Повторим:
Дополните утверждения: а) число 200 уменьшили в 2 раза, получился ответ…
б) чтобы число 15 увеличить в 3 раза, необходимо…
в) у Вали 25 орех, а у Саши в 5 раз меньше. Сколько орех у Саши?
г) Сколько конфет у Ани, если у Коли 12 конфет и это в 3 раза больше, чем у Ани?
Д) вычислите удвоенное значение разности чисел 59 и 36.
Если у вас получились ответы: 100 ; 45; 5;4;46, то вы справились с задание
4. Подготовка к восприятию нового материала
Постановка проблемы
Выполните задания: 1) прочитайте задачи и сравните условия задач
№1. В первой пачке 40 тетрадей, а во второй - в 2 раза меньше. Сколько всего тетрадей? |
№2. В двух пачках 60 тетрадей. Во второй пачке тетрадей в 2 раза меньше, чем в первой. Сколько тетрадей в каждой пачке?
|
Чем они похожи и чем отличаются?
Сходство: речь о тетрадях, всего 2 пачки.
Отличия: в первой задаче известно количество тетрадей в одной из пачек, но неизвестно, сколько всего тетрадей; во второй задаче известно количество тетрадей в двух пачках, но неизвестно, сколько в каждой.
б) составьте устно план решения каждой задачи;
Возникли у вас трудности с составлением плана решения какой-либо задачи? Как вы думаете, почему они возникли? (Потому, что мы пока не умеем решать такие задачи).
Как мы можем выйти из затруднения? (научиться решать такие задачи)
Для чего нам это нужно?
Ребята, а что нам очень помогает при решении задач? Дает наглядное представление об условии? (Схематический рисунок). Я предлагаю выполнить вам небольшую лабораторную работу.
Перед вами на столе листок №1. На нем представлены схематические рисунки. Выберите рисунок, который может соответствовать условию задачи № 2 и ответьте письменно на поставленные вопросы.
?
тетр. 60 тетр.
1 пачка
1пачка
60
тетр.
?тетр.
2 пачка 2
пачка
? тетр.
Рис.1 Рис.2
1) Какой рисунок соответствует условию задачи? (1 рисунок)
2) Что мы видим по рисунку? На что, на какие элементы можно разделить условно все тетради? (все тетради можно условно разделить на равные части).
3) Сколько частей приходится на 60 тетрадей? (три части)
4) Что мы можем узнать из этого? (Сколько тетрадей приходится на одну часть, а значит и количество тетрадей во второй пачке).
5) Какое действие будет следующим? (Узнаем, сколько тетрадей в первой пачке).
6) Ответив на все поставленные вопросы, смогли мы решить задачу? (Да).
А теперь давайте послушаем, какие же ответы вы записали на поставленные вопросы.
(Дети читают свои ответы, а учитель в это время последовательно записывает решение на доске)
1)1+2=3 (части) - приходится на все тетради
2) 60:3=20 (тетр.) – приходится на одну часть (количество тетрадей во второй пачке)
3) 20·2=40 (тетр.) – приходится на две части (количество тетрадей в первой пачке)
Ответ: 20 и 40 тетрадей.
Давайте запишем решение данной задачи в тетрадь.
Итак, ребята, смогли мы с вами решить задачу, с решением которой возникли вначале затруднения? (Да)
Это новая была для вас задача? (Да)
5. Объявление темы урока, постановка цели и задач урока
Что нового встретилось вам при решении задач? (Понятие части, распределение всех объектов на части).
Как же мы можем сформулировать тему урока? (Задачи на части)
Запишем в тетради «Задачи на части».Какие цели и задачи мы с вами поставим к уроку?
Возможные вопросы:
Условия задач на части отличаются от других типов задач? (Да)
- научиться распознавать по условию задачи данный тип задач;
Как вы думаете, задачи на части все одинаковые или могут отличаться друг от друга? (Отличаются)
- познакомиться с видами задач на части;
А для чего мы рассматриваем новый тип задач? (Чтобы научиться их решать)
-научиться решать задачи на части.
На слайде:
- научиться распознавать задачи на части;
- познакомиться с видами задач на части;
- научиться решать задачи на части.
6. Закрепление
Работа с учебником
№ 348
Итог урока: С какими задачами мы продолжили знакомство на уроке?
Задача на логику
Пете и Коле купили по коробке
конфет. В каждой коробке находится 12 конфет. Петя из своей коробки съел
несколько конфет, а Коля из своей коробки съел столько конфет, сколько осталось
в коробке у Пети.
Сколько конфет осталось на двоих у Пети и Коли?
Ответ? 12 конфет
Рефлексия: Оценить свою работу на уроке, работу одноклассников
Устная работа Эстафета по рядам
Перед вами на партах лежат заготовки-таблички.
Задание:
- вычислите значение двух числовых выражений и запишите полученный результат;
- найдите полученное число в таблице;
- впишите букву, соответствующую данному числу в таблицу;
- передайте листок следующей парте.
(Работа выполняется в парах. Каждая парта выполняет вычисления двух примеров, затем передает по цепочке следующей парте ряда. Первая парта вычисляет и называет конечный результат).
Г. 15·2+14= |
Н. 3+9·7= |
М. 17·3-18= |
И. 51+12·4= |
А. 17+4·5= |
Ц. 8+8·10= |
К. 9+39:3= |
И. 36:4+2= |
Й. 11·9-44= |
|
33 |
37 |
44 |
66 |
11 |
88 |
22 |
99 |
55 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какой же ряд справился первый? Что же у вас получилось?Ответ: Магницкий.
А кто это? Чем он знаменит?Автор первого учебника по арифметике, который содержал много интересных задач.
Ну, что же с заданием на вычисление вы успешно справились, а теперь я предлагаю нам с вами также обратиться к решению задач.
Эпиграфом нашего урока сегодня станут следующие слова: «Прежде чем решать задачу – прочитай условие». (Жак Адамар)
?
тетр. 60 тетр.
1 пачка
1пачка
60
тетр.
?тетр.
2 пачка 2
пачка
? тетр.
Рис.1 Рис.2
?
тетр. 60 тетр.
1 пачка
1пачка
60
тетр.
?тетр.
2 пачка 2
пачка
? тетр.
Рис.1 Рис.2
?
тетр. 60 тетр.
1 пачка
1пачка
60
тетр.
?тетр.
2 пачка 2
пачка
? тетр.
Рис.1 Рис.2
?
тетр. 60 тетр.
1 пачка
1пачка
60
тетр.
?тетр.
2 пачка 2
пачка
? тетр.
Рис.1 Рис.2
?
тетр. 60 тетр.
1 пачка
1пачка
60
тетр.
?тетр.
2 пачка 2
пачка
? тетр.
Рис.1 Рис.2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.