Тема урока: Число 0. Цифра 0.
Разработала: учитель начальных классов
МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское
Азизова Альфия Рустямовна
Цели: В ходе практической работы и наблюдений познакомить с числом 0 и его местом в числовом ряду; научить писать цифру 0.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом)
Познавательные УУД: строить рассуждения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом)
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать взаимопомощь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу, сядьте правильно. А я напомню вам правила поведения на уроке: Глазки смотрят и видят,
Ушки слушают и слышат;
Сначала думаю, а потом говорю;
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других.
2. Актуализация знаний.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Какой по счету день недели четверг? А суббота?
- Что бывает раньше четверг или понедельник?
- Какие знакомые цифры есть в числе 24?
- Назовите соседей числа 2.
- Назовите состав числа 4.
- Назовите число, которое стоит за числом 4.
- Назовите число, которое стоит перед числом 2.
- Какое число стоит между числами 2 и 4.
- Найдите сумму чисел 2 и 4.
- Найдите разность чисел 4 и 2.
3. Постановка темы урока.
- Росли 2 березы, на каждой березе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш.
- Правильно, нисколько, потому что на березе груши не растут.
- Подумайте, как можно нисколько сказать по-другому? (ни одной)
- Догадались, какова у нас тема урока?
-Итак, сегодня мы познакомимся… с числом 0 и цифрой 0.
-Слово «ноль» пришло к нам из латинского языка. Означает «ничто».
4. Введение числа и цифры 0. Соотнесение числа с количеством предметов.
- Давайте, посмотрим на нашу ель. Сколько снегирей сидит на ели? (3)
- Один улетел, как это записать? (3 - 1 = 2)
- Еще один улетел, 2-1, остался 1 снегирь.
- Стало ему скучно, и он вслед за другими снегирями полетел. Сколько снегирей осталось на ели?
- Что же обозначает число 0? (пустоту, ни одного)
- Какой цифрой будем записывать число 0? (выставляю цифру)
- На что похожа цифра 0?
Цифра вроде буквы о –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
5. Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок,
Ну а вместе – кулачок.
6. Написание цифры в тетради по образцу.
- Вспоминаем, как мы с вами сидим при письме, как лежит тетрадь, как держим ручку.
- Цифра 0 состоит из одного элемента – овала.
- Начинаем писать чуть ниже вершины правой стороны клеточки в левую сторону, округляем, касаемся верхней линии клеточки, округляем вниз, округляем вправо, касаемся нижней линии клеточки, округляем вверх и соединяем.
- Взяли ручку, нарисовали цифру 0 в воздухе. Хорошо, а теперь в тетради. До конца строки. Молодцы. Выбрали самую красивую цифру.
7. Определение места 0 на числовом отрезке.
- В народе часто говорят: «Начнем с нуля…». Когда так говорят? (когда начинают сначала)
- Подумайте и скажите, в какой службе работает число 0?
- пожарная – 01
- полиция – 02
- скорая помощь - 03
- Число 0 не знает, где его место.
- Какое место ему занять на отрезке?
- Почему вы так думаете?
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
- Почему 0 раньше, чем 1 (т.к. пустое место)
- Сравните 0 с другими числами отрезка.
-Составьте неравенства:
0 1 2 3 < >= 0<1
0<2
0<3 Вывод: 0 меньше любого другого числа.
8. Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны - пошире,
Развернули – на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
9. Работа по учебнику.
- Кто из вас любит клубнику?
- Посмотрите на тарелки с клубникой в учебнике.
- На какой тарелке больше ягод? Почему?
- Как записать неравенство? 3>0
- Как записать, что на второй тарелке ягод нет? – 0
-Рассмотрите картинки ниже.
-Что на них изображено?
-Что находится справа от этих рисунков?
-Как вы догадались, что это равенства?
-Какое из равенств, приведенных справа, подходит к этим картинкам? (5-5=0)
ВЫВОД: Если из числа вычесть то же самое число, получится 0.
-Составьте рассказ и запись по рисунку на с.71.
Сколько лет в яйце цыпленку,
Сколько крыльев у котенка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль
Знает только цифра …
10. Итог урока.
- С каким новым интересным числом мы познакомились?
- Что вы можете о нем рассказать?
Эмоциональная рефлексия: Нолики-смайлики
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.