Конспект урока по математике "Число 0. Цифра 0"

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Число 0. Цифра 0.docx

Тема урока: Число 0. Цифра 0.

 

Разработала: учитель начальных классов

МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское

Азизова Альфия Рустямовна

 

Цели: В ходе практической работы и наблюдений познакомить с числом 0 и его местом в числовом ряду; научить писать цифру 0.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом)

Познавательные УУД: строить рассуждения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом)

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать взаимопомощь.

ХОД УРОКА

1.   Организационный момент.

- Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу, сядьте правильно. А я напомню вам правила поведения на уроке:                Глазки смотрят и видят,

Ушки слушают и слышат;

      Сначала думаю, а потом говорю;

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнение других.

 

2.   Актуализация знаний.

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Какой по счету день недели четверг? А суббота?

- Что бывает раньше четверг или понедельник?

- Какие знакомые цифры есть в числе 24?

- Назовите соседей числа 2.

- Назовите состав числа 4.

- Назовите число, которое стоит за числом 4.

- Назовите число, которое стоит перед числом 2.

- Какое число стоит между числами 2 и 4.

- Найдите сумму чисел 2 и 4.

- Найдите разность чисел 4 и 2.

 

3.   Постановка темы урока.

- Росли 2 березы, на каждой березе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш.

- Правильно, нисколько, потому что на березе груши не растут.

- Подумайте, как можно нисколько сказать по-другому? (ни одной)

- Догадались, какова у нас тема урока?

-Итак, сегодня мы познакомимся… с числом 0 и цифрой 0.

-Слово «ноль» пришло к нам из латинского языка. Означает «ничто».

 

4.   Введение числа и цифры 0. Соотнесение числа с количеством предметов.

- Давайте, посмотрим на нашу ель. Сколько снегирей сидит на ели? (3)

- Один улетел, как это записать? (3 - 1 = 2)

- Еще один улетел, 2-1, остался 1 снегирь.

- Стало ему скучно, и он вслед за другими снегирями полетел. Сколько снегирей осталось на ели?

- Что же обозначает число 0? (пустоту, ни одного)

- Какой цифрой будем записывать число 0? (выставляю цифру)

- На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы о –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

 

5.   Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик - слабенький,

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – толстячок,

Ну а вместе – кулачок.

 

6.   Написание цифры в тетради по образцу.

- Вспоминаем, как мы с вами сидим при письме, как лежит тетрадь, как держим ручку.

- Цифра 0 состоит из одного элемента –  овала.

- Начинаем писать чуть ниже вершины правой стороны клеточки в левую сторону, округляем, касаемся верхней линии клеточки, округляем вниз, округляем вправо, касаемся нижней линии клеточки, округляем вверх и соединяем.

- Взяли ручку, нарисовали цифру 0 в воздухе. Хорошо, а теперь в тетради. До конца строки. Молодцы. Выбрали самую красивую цифру.

 

7.   Определение места 0 на числовом отрезке.

- В народе часто говорят: «Начнем с нуля…». Когда так говорят? (когда начинают сначала)

- Подумайте и скажите, в какой службе работает число 0?

        - пожарная – 01

        - полиция – 02

        - скорая помощь - 03

- Число 0 не знает, где его место.

- Какое место ему занять на отрезке?

- Почему вы так думаете?

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

- Почему 0 раньше, чем 1 (т.к. пустое место)

- Сравните 0 с другими числами отрезка.

-Составьте неравенства:

 

0 1 2 3 < >=          0<1

                              0<2

                              0<3      Вывод: 0 меньше любого  другого числа. 

 

8.   Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны  - пошире,

Развернули – на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

 

9.   Работа по учебнику.

- Кто из вас любит клубнику?

- Посмотрите на тарелки  с клубникой в учебнике.

- На какой тарелке больше ягод? Почему?

- Как записать неравенство? 3>0

- Как записать, что на второй тарелке ягод нет? – 0

 

-Рассмотрите картинки ниже.

-Что на них изображено?

-Что находится справа от этих рисунков?

-Как вы догадались, что это равенства?

-Какое из равенств, приведенных справа, подходит к этим картинкам?  (5-5=0)

ВЫВОД: Если из числа вычесть то же самое число, получится 0.

-Составьте рассказ и запись по рисунку на с.71.

 

Сколько лет в яйце цыпленку,

Сколько крыльев у котенка,

Сколько в алфавите цифр,

Сколько гор проглотит тигр,

Сколько мышка весит тонн,

 сколько в стае рыб ворон,

Сколько зайцев съела моль

Знает только цифра …

 

10. Итог урока.

- С каким новым интересным числом мы познакомились?

    - Что вы можете о нем рассказать?

 

Эмоциональная рефлексия: Нолики-смайлики