1 класс математика
Тема : «Действие вычитания. Компоненты действия, запись равенства»
Цели урока:
образовательные:
-познакомить учащихся с названиями компонентов при вычитании;
-научить читать выражения, используя данные термины.
- закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
- формировать навыки самостоятельной работы;
развивающие:
- развивать математическую речь, вычислительные навыки;
- развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
воспитывающие:
- воспитание познавательного интереса к предмету;
Планируемые результаты:
Предметные:
Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
Выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
Называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента (подбором);
Решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
Составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов.
Личностные:
Понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
Проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика».
Метапредметные:
Познавательные:
Иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
Находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
Выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
Регулятивные:
Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
Понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.
Коммуникативные:
Задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
Воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
Применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий.
Вид урока: Урок – игра .
Ход урока:
1. Организационный этап.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Куда сегодня с вами попадем-
Увидите вы скоро.
В известный мультике мы пойдем
К помощникам веселым.
Вы лучше всех
Вас на уроке ждет успех.
- А как вы думаете, от кого зависит успех нашего урока? (Успех урока зависит от успеха каждого из нас.)
- Сегодня у нас урок-игра и вы будете работать в группах. Давайте с вами вспомним правила работы в группе. В ходе работы внимательно слушайте друг друга, уважайте мнения одноклассников, командиры групп следите за работой, помогайте ребятам, если будет трудно.
2.Актуализация знаний
Ребята, к нам пришло письмо с просьбой помочь героям мультфильма, но оно разорвано на части. Чтобы его собрать и соединить надо решить примеры и разместить ответы (числа) в порядке возрастания.
(Дети получают 3 фрагмента числа, на обратной стороне даны примеры на сложение)
3 + 2 + 4 = 9 5+2=7 4+2=5
Молодцы, вы справились, прочитаем что же нам пришло:
«ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
МОЙ БРАТ, НОЛИК ПОПАЛ В БЕДУ.ОН ЗАСТРЯЛ В МЕХАНИЗМАХ ЧАСОВ И ЧТОБЫ ЕГО СПАСТИ НАДО ЗНАТЬ НА СКОЛЬКО ЧАСОВ НАЗАД НАДО ПЕРЕВЕСТИ СТРЕЛКИ.
ПОМОГИТЕ, ВАША СИМКА»
Итак, поможем, Симке ?
Устный счёт:
1) Хором повторим все числа от 0 до10 в прямом и обратном порядке.
2) Игра «Молчанка». Вспомним главное правило игры.
- Покажите число, следующее за числом 3? 7?
- Покажите число, которое при счёте стоит перед числами 6 ? 9?
- Покажите число, которое стоит между числами 4 и 6, 8 и 10?
3) Работа над формированием вычислительных навыков с помощь карточек с примерами.
(В это время у доски заполняют числовые домики самостоятельно 3 учащихся.) Идёт работа с составом чисел 5, 6,7
- Проверка выполненного задания у доски с помощью сигнальной карточки «Светофорчик» в форме игры «Верно-неверно».
4) Решение задач
- На центральной площади к Новому году сначала установили 5 ледяных фигур, а затем ещё 3 фигуры. Сколько ледяных фигур стало на площади? (8)
- Как получили? Какое числовое выражение я должна записать, как решение этой задачи? (5+3=8)
- Какое действие выполняли? (Сложение).
-Как называются числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма).
Это – компоненты действия ( сложения).
А сейчас мы решим задачу с помощью счетного материала, будьте очень внимательны:
- Приготовьте квадраты. (Что вы знаете о квадрате? Какие стороны? Сколько углов?) Какие предметы из нашей жизни имеют тоже форму квадрата?( Стул, тумба, стороны кубика, часы, дорожные знаки, сумка, подушка, блокнот и т.д.)
Решаем задачу с помощью геометрической фигуры – квадрат. Запомните условие этой задачи и решение! (Один ученик у доски работает)
На базе стояло 6 снегоуборочных машин. На уборку снега выехало 4 машины. Сколько машин не выехало на уборку снега? (Дети решают задачу практическим путём).
- Сколько машин не выехало на уборку снега? Как получили?
- Какое действие выполняли при решении этой задачи? Какое числовое выражение я должна записать с помощью цифр, как решение этой задачи?
(6-4=2).
- Прочитайте эту запись разными способами.
- Ребята, назовите компоненты действия вычитания. Призадумались... Мы сможем это сделать? Нет, мы не знаем названия чисел при вычитании.
Итак, есть проблема. Озвучьте ее, ребята! (Как называются числа при вычитании»)
Значит, какая тема нашего урока? Как она будет звучать? Действие вычитания. Компоненты действия вычитания, запись равенства.
-Что нам необходимо узнать на уроке?
- Какая тема урока? Какие задачи?
Поиск решения учебной проблемы.
- Сегодня на уроке мы узнаем, как же называются числа при вычитании, и научимся читать такие равенства.
- Итак, начнем наше исследование. Вернемся к нашей задаче:
Мы записали решение задачи в виде равенства: 6-4=2
- Для начала вспомним, что значит «вычесть»? (отложить, убрать, взять, отнять…)
- Что означает первое число? (сколько было вначале)
- Что означает второе число? (сколько взяли)
- А что означает третье число? (сколько осталось)
- Какое число из трех самое большое? (первое)
- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).
- То, как может называться это число? (Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ).
- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают)
- Значит, как его называют? (По аналогии выясняется, что ВЫЧИТАЕМОЕ)
- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым. (РАЗНОСТЬ)
- Если результат вычитания называется “разность”, то равенство со знаком минус можно назвать так же.
- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании (дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).
- Итак, какое мы совершили открытие? (Узнали, как называются числа при вычитании).
Цель урока достигнута? Да, мы достигли цели урока через решение задач! Молодцы, ребята!
Учитель вешает на доску плакат с названиями компонентов действия вычитания.
Отгадайте ребус на слайде.
Верно - «Действие вычитания. Компоненты действия, запись равенства»
3. Открытие нового. Введение компонентов вычитания.
Итак, чтобы помочь нолику надо сделать открытие. У вас на портах лежат карточки с равенствами
Подумайте, на какие две группы их можно разделить?
1+4=5 5+3=8
2+7=8 9-4=6
7-1=4 10-7=3
(Неверные и верные равенства)
А теперь давайте превратим неверные равенства в верные. ( Ученик выходит к доске и решает данное задаие)
А теперь на какие группы можно разделить полученные равенства (сложение, вычитание)
И так как называются числа при сложении (ученики отвечают: слагаемые, сумма). Прочитайте данные равенства.
А можем ли мы прочитать равенства с минусом математическим способом?
Итак, давайте поставим цель на сегодняшний урок, какое же открытие просят сделать нас фиксики? (научиться читать равенства с минусом математическим способом)
Значит, сегодня на уроке мы узнаем, как же называются числа при вычитании, и научимся читать данные равенства.
Приступим к нашему исследованию.
9 - 4= 5
Вначале вспомним, что может означит слово «вычесть»? (убрать, отнять, …)
Что обозначает первое число в равенстве? (сколько было вначале)
А что обозначает второе число в равенстве? (сколько взяли)
А что обозначает третье число в равенстве? (сколько осталось в результате выполнения действия)
Итак, какое число из трех всех больше? (первое)
Что же с ним происходит при вычитании? (Оно становится меньше, уменьшается).
И как мы можем называть это число? (УМЕНЬШАЕМОЕ).
А что происходит со вторым числом? (Его вычитают)
Значит, как его называют? (ВЫЧИТАЕМОЕ)
А третье число изображает разницу между первым числом и вторым. (РАЗНОСТЬ)
Если результат вычитания называется “разность”, то равенство со знаком минус можно назвать так же.
Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании (дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).
Итак, какое мы совершили открытие? (узнали, как называются числа при вычитании)
Давайте сверим своё открытие с учебником. Откройте 29 № 1.
Назовите вычитаемое.
Назовите разность.
Как теперь можно прочитать выражение со знаком минус? (Разность чисел 9 и 4 равна 5).
Молодцы теперь мы готовы помочь фиксикам. Давайте отдохнем и продолжим наш путь.
4. Физкультминутка ( ролик «Фиксики»).
5. Повторение изученного материала.
Итак, мы готовы помочь нашим героям, но вот не задача. Опять сложности. Перед входом в комнату Дим Димыча . Нас хочет проверить Папус. Он не верит, что мы сможем им помочь. Докажем ?
Итак, на слайде показано, что нам необходимо сделать.
Вам показана таблица из уменьшаемых и вычитаемых. Надо составить выражение и найти разность. Прочтите равенства математическим способом.
уменьшаемое |
вычитаемое |
разность |
6 8 10 4 9 |
2 6 5 4 3 |
? ? ? ? ? |
(Ребята выполняют в парах, потом читают равенства по одному)
Хорошо, мы получили доступ в комнату Дим Димыча. Но где же у нас здесь часы? Какие виды часов вы знаете? (Ручные часы, электронные, напольные, будильник, часы с кукушкой настенные и другие) На слайде можно найти часы? ( Ребята не находят)
Да, не очень чисто у Дим Димыча. Давайте поможем ему убрать в комнате и заодно найдем часы. Чтобы разложить вещи по местам, надо решать примеры и распределять их в нужное место.
( Даны 4 конверта с цифрами. Надо решить примеры на обратной стороне предметов и положить их в нужный конверт –( Работа в группах)
10-7= 9 -6 = 8- 6 = 4-1= 6- 6 = 10- 9 = 7-2 =
Хорошо, справились. Посмотрите снова на слайд и укажите где часы. ( Ребята находят часы)
Отлично, теперь осталось совсем немного и мы спасем Фиксиков.
И последнее задание: Покажите, умеете ли вы решать задачи.
- Прежде, давайте вспомним, из каких частей состоит задача .
Часы отбивают каждый час столько ударов, сколько они показывают. С одного часа они отбили 6 раз. Сколько часов прошло?
Даю 2 минутки посовещаться и подумать.
Ответ: 1+2+3=6
6-1-2-3=0
6.Рефлексия
- Давайте вспомним, какова была тема урока?
- Какие цели мы ставили перед собой?
- Как вы думаете, мы достигли целей?
- Кто сам смог найти решение всех задач?
- Все ли вам было понятно?
- На столах у Вас лежат солнышко и тучка!
- Если во время урока вам было всё понятно, вы легко справлялись заданиями, то поднимите солнышко! Если же вам было трудно на уроке, то поднимите тучку.
Домашнее задание
- Откройте дневники, запишите домашнее задание.
- Спасибо за работу!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.