Урок 83
ДЕЛИТЬ НА 0 НЕЛЬЗЯ!
Цели: доказать, что делить на 0 нельзя; совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умение решать уравнения; развивать умения анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Устный счет.
2. Замените звездочки цифрами.
а) 7*9*5 б) 68*43 в) 84*6 г) 71*28
54*76 *195* *59* 2*9**
**718* *0*0*0 *3*47 **1200
3. Рассмотрите рисунки.
– Какие фигуры здесь изображены?
– Каждую фигуру отрезком разделите на два треугольника.
4. Задача в стихах.
Кормушки повесили дети для птиц.
Туда прилетели 10 синиц,
4 вороны, 6 снегирей,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Кто же нам здесь побыстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети?
(10 + 4 + 6 + 1 + 1 = 12.)
II. Сообщение темы урока.
– Чем похожи данные выражения?
0 + 7 8 + 0
0 · 7 8 – 0
0 : 7 8 · 0
– Сегодня продолжим выполнять вычисления с 0.
III. Работа по теме урока.
1. Задание 109.
– Найдите значения данных произведений.
7 · 0 = 0 21 · 0 = 0 873 · 0 = 0
1526 · 0 = 0 25 649 · 0 = 0 365 742 · 0
– Чему равно значение произведения, если один из множителей равен 0? (Равно 0.)
2. Задание 110.
– Есть ли корень у уравнения х · 0 = 127? (Нет.)
– Какое значение будет иметь произведение х · 0, если вместо х поставить какое-либо число? (Равно 0.)
– Может ли это значение быть равным 127? (Нет.)
– А другому натуральному числу? (Не может.)
– Является ли множитель неизвестным в данном уравнении?
– Как можно найти неизвестный множитель?
– Если бы можно было разделить 127 на 0, то мы нашли бы корень этого уравнения. Но корня у этого уравнения нет, значит, разделить 127 на 0 нельзя.
– Сформулируйте правило. (Деление натурального числа на ноль невозможно.)
3. Задание 111.
– Объясните, почему у данного выражения нет числового значения. (Делить на ноль нельзя!)
– Приведите примеры выражений, которые не имеют числового значения.
(99 999 + 88 888 + 7777) : (298 – 298) и т. д.
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Задание 112.
– Выпишите выражения, значения которых можно вычислить.
– Вычислите значения выписанных выражений, выполнив вычитание столбиком.
2. Задание 113.
– Методом подбора найдите корень уравнения х · 0 = 0.
– Можно ли указать другой корень этого уравнения? (Можно.)
– Какие числа являются корнями этого уравнения? (Любое натуральное число.)
– Можно ли любое число считать корнем этого уравнения? (Можно.)
– Почему при решении этого уравнения нельзя применить правило нахождения неизвестного множителя?
– Существует ли одно определенное значение частного 0 : 0?
– Отсутствие определенного значения частного 0 : 0 и объясняет правило: деление числа 0 на число 0 невозможно.
3. Работа по карточкам.
а) Составьте из выражений равенства (соедините стрелочкой):
12 · 3 + 10 · 3 3 · 4 + 3 · 4 + 3 · 4
27 · 2 10 · 7
10 · 2 + 10 · 2 + 10 · 2 22 · 3
9 · 4 (15 + 12) · 2
10 · 6 + 10 (10 + 10) · 2 + 20
б) Заполните пустые клеточки таблицы:
• |
|
14 |
|
|
|
|
3 |
36 |
|
|
45 |
63 |
|
4 |
|
|
44 |
|
|
36 |
|
|
84 |
|
|
|
|
в) Выразите в единицах измерения:
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Сформулируйте правило деления на 0.
Я бываю разным:
Добрым и опасным.
С большим количеством нулей
Число выглядит важней.
Но сколько на меня ни умножите,
Изменить результат вы не сможете.
И запомните, друзья,
Что делить на ноль нельзя!
Домашнее задание. Составить и решить выражения с числом 0.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.