Конспект урока по математике "Проверка деления с остатком"

  • docx
  • 22.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект.docx

Математика. Тема: Проверка деления с остатком.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формирование знаний о проверке деления с остатком.

Задачи:

1. Образовательная: закреп­лять приемы внетабличного умножения и деления, умение решать примеры и задачи на деление с остатком, умения выполнять проверку. Создать условия для развития аналитических способностей обучающихся (умение анализировать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы).

2. Коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление; способствовать развитию умения делать выводы на основе сравнения, обобщения, использования личного опыта;

3. Воспитательная: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Планируемые результаты:

 Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные:

- познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; владеть общими приёмами выполнения заданий и вычислений; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений

- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке; корректировать произносительные навыки, вносить изменения с учётом ошибок и трудностей, возникающих при произношении, осуществлять пошаговый контроль своих действий.

- коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве, диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, товарищей; осуществлять работу в группе.

Предметные: научатся   выполнять проверку при решении примеров и задач на деле­ние с остатком.

Методическое обеспечение урока, оборудование, ТСО: учебник, ТПО, электронная физминутка, демонстрационный материал – тучки с примерами, солнышко.

Формируемые понятия: деление, делитель, остаток, проверка.

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1 этап. 

Организационный.

(За экраном). Здравствуйте, ребята! Кто сегодня дежурный? Какое сегодня число? Кого сегодня нет на уроке?

Фонетическая разминка. Какой у нас дежурный звук? Назовите слова с этим звуком. На уроке будем следить за правильным произношением звуков «ж-ш».

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Повторяют элементы фонетической разминки.

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве.

Регулятивные: корректировать произносительные навыки, вносить изменения с учётом ошибок и трудностей, возникающих при произношении, осуществлять пошаговый контроль своих действий.

2 этап.  Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.  

- Чтобы хорошо работать на уроке, нужна ясная погода, тучи закрыли солнышко, освободим его.  Для этого решим задания на смекалку.

- Что легче: 1кг железа или 1 кг бумаги?  Индюк на 1ноге весит 8 кг, сколько весит на 2х ногах? 1 яйцо сварится в течение 5 минут, за сколько сварятся 10 яиц?

- Логические задачи вы умеете решать. Молодцы. А теперь проверим, как вы знаете внетабличные случаи умножения и деления.

25:3=8 (ост.2), 25:3=7 (ост.4), 25:3=8 (ост.1)

- Посмотрите на доску.  Что вы заметили?

- Какой совет вы хотели бы дать тому, кто допустил подобные ошибки? (Нужно быть внимательным, не торопиться.)

- Ребята, а что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения? (Нужно выполнить проверку.)

- Проверку какого вида примеров мы должны выполнить? (На деление с остатком.)

- Итак, какая сегодня тема урока?

- Чему же мы научимся сегодня на уроке?

- Правильно, сегодня мы научимся проверять решение примеров на деление с остатком.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

По очереди комментируют полученный ответ.

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока.

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий;

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве, диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять тему урока.

3 этап.

Актуализация знаний.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Не забывайте, что в тетрадях нужно писать красиво и аккуратно.

 - Рассмотрите группы выражений.

5 * 7            45 : 9

8 * 6            35 : 7

5 * 9            48 : 8

-  Как называются выражения первого столбика?

- Как называются выражения второго столбика?

- Составьте из выражений пары.

- Найдите значения выражений первой пары.

- Как взаимосвязаны эти пары?

-  Вспомните, как найти неизвестное делимое?

Работают в тетради.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Умножение проверяется делением и наоборот.

Нужно делитель умножить на частное.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве.

Физкультминутка

Игра «Вот так!»

- Как живёшь?

- Вот так! (Поднимают скрещенные ладони)

- Как идёшь?

- Вот так! (Прошагать под счет 1,2,3,4)

- А бежишь?

- Вот так! (Согнуть руки в локтях и сделать движения при беге)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Руки под щёку, нагнуть голову). Проснулись, а теперь потянулись.

Повторяют действия за учителем.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

4 этап.

Первичное усвоение новых знаний.

- Запишите пример 25:3 и решите его. Кто же догадался, как выполнить проверку?

- В чем нужно сначала убедиться? (Что остаток меньше делителя.) Это и будет первым шагом.

Шаги алгоритма появляются на доске

- Как найти делимое? (Нужно делитель умножить на частное.) Это второй наш шаг.

- Что у нас еще осталось? (Остаток.) Что будем с ним делать? (Прибавим.) Это третий шаг.

- Если мы получаем в ответе наше делимое, то какой вывод можем сделать? (Значит, деление выполнено правильно.)

- Запишите, как выполнить проверку нашего примера. (3*8+1=25)

-  Как выполнить проверку деления с остатком?

- Ребята, алгоритм проверки нужно запомнить.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Совместно с учителем составляют пошаговый алгоритм.

 

 

Формулируют вывод.

 

 

 

 

5 этап.

Первичная проверка понимания.

 Работа по учебнику.

- Посмотрите, как выполнили проверку деления с остатком, на с.32.

- Подтвердились ли ваши предположения?

Задание №1. Верхнюю строку решаем у доски с комментированием, остальные примеры - самостоятельно. Первый пример 50:15. (Подбираем частное. 50:15=3 (ост.5) Делаем проверку. Для этого сравним остаток и делитель. Остаток меньше, значит умножаем делитель на частное, получается 3*15=45. К 45 прибавляем остаток 5, получается 50. Делаем вывод, что деление выполнено правильно.

Вы умеете решать примеры. Как вы умеете решать задачи?

- Прочитайте задачу №3. За сколько минут мальчик прошел половину пути от дома до школы? (За 15 минут.)

- А известно, сколько он затратил на остальной путь? ( Нет.)

- Но что нам сказано в задаче? (Что мальчик затратил на 6 минут больше.)

- Прочитай вопрос задачи снова. Что надо найти? (Нужно узнать, сколько времени мальчик затратил на весь путь.)

- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

- Что найдем сначала? (Сначала найдем, сколько времени мальчик затратил на вторую половину пути.)

- Какое первое действие запишем? (15+6=21 (мин.)) Какое пояснение? (Затратил на вторую половину пути.) Запишите.

- Что найдём вторым действием? (Сколько времени затратил мальчик на весь путь.)

- Как узнаем? (15+21=36 (мин.)) Какое пояснение? (Затратил на весь путь.) Запишите.

- Самостоятельно запишите ответ.

Работают с текстом учебника.

Рассматривают решение заданий.

Высказывают свое мнение.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Работают у доски.

Комментируют примеры.

 

Оценивают работу друг друга.

 

 

6 этап.

Первичное закрепление.

Выполняют задание с объяснением на доске.

 

Познавательные: владеть общими приёмами выполнения заданий и вычислений; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

7. Информация о дом. задании, инструктаж по его выполнению.

С.31 № 5(2), № 6. При выполнении задания № 6 необходимо сначала начертить таблицу, данные буквенных выражений занести в таблицу, потом выполнять действия.

Слушают объяснение учителя.

Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.

8 этап.

Рефлексия

урока.

Вам понравился урок?

Что нового узнали сегодня на уроке?

Что было трудно?

Как вы сегодня работали?  

Выставление оценок.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работе на уроке.

Личностные: умение анализировать свои действия и управлять ими.

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве,