Математика. Тема: Проверка деления с остатком.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: формирование знаний о проверке деления с остатком.
Задачи:
1. Образовательная: закреплять приемы внетабличного умножения и деления, умение решать примеры и задачи на деление с остатком, умения выполнять проверку. Создать условия для развития аналитических способностей обучающихся (умение анализировать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы).
2. Коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление; способствовать развитию умения делать выводы на основе сравнения, обобщения, использования личного опыта;
3. Воспитательная: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими.
Метапредметные:
- познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; владеть общими приёмами выполнения заданий и вычислений; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений
- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке; корректировать произносительные навыки, вносить изменения с учётом ошибок и трудностей, возникающих при произношении, осуществлять пошаговый контроль своих действий.
- коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве, диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, товарищей; осуществлять работу в группе.
Предметные: научатся выполнять проверку при решении примеров и задач на деление с остатком.
Методическое обеспечение урока, оборудование, ТСО: учебник, ТПО, электронная физминутка, демонстрационный материал – тучки с примерами, солнышко.
Формируемые понятия: деление, делитель, остаток, проверка.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1 этап. Организационный. |
(За экраном). Здравствуйте, ребята! Кто сегодня дежурный? Какое сегодня число? Кого сегодня нет на уроке? Фонетическая разминка. Какой у нас дежурный звук? Назовите слова с этим звуком. На уроке будем следить за правильным произношением звуков «ж-ш». |
Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Повторяют элементы фонетической разминки. |
Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве. Регулятивные: корректировать произносительные навыки, вносить изменения с учётом ошибок и трудностей, возникающих при произношении, осуществлять пошаговый контроль своих действий. |
2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности. |
- Чтобы хорошо работать на уроке, нужна ясная погода, тучи закрыли солнышко, освободим его. Для этого решим задания на смекалку. - Что легче: 1кг железа или 1 кг бумаги? Индюк на 1ноге весит 8 кг, сколько весит на 2х ногах? 1 яйцо сварится в течение 5 минут, за сколько сварятся 10 яиц? - Логические задачи вы умеете решать. Молодцы. А теперь проверим, как вы знаете внетабличные случаи умножения и деления. 25:3=8 (ост.2), 25:3=7 (ост.4), 25:3=8 (ост.1) - Посмотрите на доску. Что вы заметили? - Какой совет вы хотели бы дать тому, кто допустил подобные ошибки? (Нужно быть внимательным, не торопиться.) - Ребята, а что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения? (Нужно выполнить проверку.) - Проверку какого вида примеров мы должны выполнить? (На деление с остатком.) - Итак, какая сегодня тема урока? - Чему же мы научимся сегодня на уроке? - Правильно, сегодня мы научимся проверять решение примеров на деление с остатком. |
Отвечают на вопросы учителя.
По очереди комментируют полученный ответ.
Формулируют тему и цель урока. |
Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве, диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя. Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять тему урока. |
3 этап. Актуализация знаний. |
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Не забывайте, что в тетрадях нужно писать красиво и аккуратно. - Рассмотрите группы выражений. 5 * 7 45 : 9 8 * 6 35 : 7 5 * 9 48 : 8 - Как называются выражения первого столбика? - Как называются выражения второго столбика? - Составьте из выражений пары. - Найдите значения выражений первой пары. - Как взаимосвязаны эти пары? - Вспомните, как найти неизвестное делимое? |
Работают в тетради.
Отвечают на вопросы учителя.
Умножение проверяется делением и наоборот. Нужно делитель умножить на частное. |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве. |
Физкультминутка |
Игра «Вот так!» - Как живёшь? - Вот так! (Поднимают скрещенные ладони) - Как идёшь? - Вот так! (Прошагать под счет 1,2,3,4) - А бежишь? - Вот так! (Согнуть руки в локтях и сделать движения при беге) - Ночью спишь? - Вот так! (Руки под щёку, нагнуть голову). Проснулись, а теперь потянулись. |
Повторяют действия за учителем. |
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий. |
4 этап. Первичное усвоение новых знаний. |
- Запишите пример 25:3 и решите его. Кто же догадался, как выполнить проверку? - В чем нужно сначала убедиться? (Что остаток меньше делителя.) Это и будет первым шагом. Шаги алгоритма появляются на доске - Как найти делимое? (Нужно делитель умножить на частное.) Это второй наш шаг. - Что у нас еще осталось? (Остаток.) Что будем с ним делать? (Прибавим.) Это третий шаг. - Если мы получаем в ответе наше делимое, то какой вывод можем сделать? (Значит, деление выполнено правильно.) - Запишите, как выполнить проверку нашего примера. (3*8+1=25) - Как выполнить проверку деления с остатком? - Ребята, алгоритм проверки нужно запомнить. |
Отвечают на вопросы учителя.
Совместно с учителем составляют пошаговый алгоритм.
Формулируют вывод.
|
|
5 этап. Первичная проверка понимания. |
Работа по учебнику. - Посмотрите, как выполнили проверку деления с остатком, на с.32. - Подтвердились ли ваши предположения? Задание №1. Верхнюю строку решаем у доски с комментированием, остальные примеры - самостоятельно. Первый пример 50:15. (Подбираем частное. 50:15=3 (ост.5) Делаем проверку. Для этого сравним остаток и делитель. Остаток меньше, значит умножаем делитель на частное, получается 3*15=45. К 45 прибавляем остаток 5, получается 50. Делаем вывод, что деление выполнено правильно. Вы умеете решать примеры. Как вы умеете решать задачи? - Прочитайте задачу №3. За сколько минут мальчик прошел половину пути от дома до школы? (За 15 минут.) - А известно, сколько он затратил на остальной путь? ( Нет.) - Но что нам сказано в задаче? (Что мальчик затратил на 6 минут больше.) - Прочитай вопрос задачи снова. Что надо найти? (Нужно узнать, сколько времени мальчик затратил на весь путь.) - Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.) - Что найдем сначала? (Сначала найдем, сколько времени мальчик затратил на вторую половину пути.) - Какое первое действие запишем? (15+6=21 (мин.)) Какое пояснение? (Затратил на вторую половину пути.) Запишите. - Что найдём вторым действием? (Сколько времени затратил мальчик на весь путь.) - Как узнаем? (15+21=36 (мин.)) Какое пояснение? (Затратил на весь путь.) Запишите. - Самостоятельно запишите ответ. |
Работают с текстом учебника. Рассматривают решение заданий. Высказывают свое мнение.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают у доски. Комментируют примеры.
Оценивают работу друг друга.
|
|
6 этап. Первичное закрепление. |
|
Выполняют задание с объяснением на доске.
|
Познавательные: владеть общими приёмами выполнения заданий и вычислений; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. |
7. Информация о дом. задании, инструктаж по его выполнению. |
С.31 № 5(2), № 6. При выполнении задания № 6 необходимо сначала начертить таблицу, данные буквенных выражений занести в таблицу, потом выполнять действия. |
Слушают объяснение учителя. |
Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение. |
8 этап. Рефлексия урока. |
Вам понравился урок? Что нового узнали сегодня на уроке? Что было трудно? Как вы сегодня работали? Выставление оценок. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работе на уроке. Личностные: умение анализировать свои действия и управлять ими. Коммуникативные: уметь участвовать в учебном сотрудничестве, |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.