Конспект урока по математике "Уравнение. Решение уравнений методом подбора"

  • docx
  • 04.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уравнение. Решение уравнений методом подбора.docx

Технологическая карта урока по окружающему миру

Дата: 25.11.2021

Класс:  2 класс

УМК:  «Школа России»

Тема урока:  Красная книга

Цель: - дать представление о живой и неживой природе

Задачи:

Познавательные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», презентация; картинки с изображением Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи, у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей, карточки для работы в группах.

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Организационный этап. Мотивация.

 

Физминутка

Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу, наладить контакт  в группе. Поможет нам упражнение «Локотки».

По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону).  5-6 раз. По условному сигналу – например, колокольчик -  ребята «здороваются локотками» со всеми участниками  своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества.

Установление эмоционального контакта

II. Этап повторения изученного.

Ребята,  вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. 

Блиц-опрос «Закончи предложения»:

На прошлом уроке мы изучали…

К ним относятся…

Отличительными признаками рыб являются…

 

Молодцы.

 

 

 

 

… рыб.

… акула, окунь, сом...

 

… чешуя, дышат с помощью жабр...

Умение отвечать на поставленные вопросы.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

 

 

 

 

Игра «Найди лишнее».  Посмотрите на фото. Определите, какое  животное «лишнее» и почему.

 

 Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать и продолжим заполнять таблицу  «Животные».

Пингвин – птица. Остальные – рыбы.

 

 

 

Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

IV. Этап актуализации знаний.

 

 

Физминутка

Птицы. Что вы о них знаете?

(Учитель записывает все предложения детей на облаках)

Дети называют  признаки птиц.

Актуализация знаний.

3.Первичное закрепление во внешней речи

 

-Но Красная книга содержит не только сведения о животных. Большое место в ней занимают растения: лотос, женьшень, венерин башмачок, даже всем знакомые нам ландыши ( слайд 1-5)

- Рассмотрите иллюстрации (с. 88-89) и попробуйте назвать эти растения и животных.

- Познакомимся с растениями, занесенными в Красную книгу. Дети вслух читают текст на с.88

Дети вслух читают текст на с.88 (Лотос, женьшень). 

Затем расскажите, что интересного узнали? 

- Пользуясь учебником, соедините иллюстрацию растения с его названием.

 

Рассматривают иллюстрации в учебнике, читают описание растений, занесённых в Красную книгу.

 

 

Отвечают на вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике

 

Работают у доски

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

определение цели, функций участников, способов взаимодействия

ПУУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

РУУД: сверять свои действия с целью и, при необходимости

 

5. Включение с в систему знаний и повторение

- Сейчас мы с вами оставим памятку по охране животных и растений.

 https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0f27/0002ce46-c9ffaa19/img25.jpg

 

 

Работают в группах, составляют памятку.

 

 

 

 

Выступают с памяткой у доски

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

- Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего сегодняшнего урока.

- На листочках у вас несколько утверждений, из которых вы должны выбрать только верные.

 

Выполняют взаимопроверку, а затем проверку по эталону.

 

Оценивают свою работу

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

7.  Рефлексия учебной деятельности

 

 

- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

- Какие задачи ставили на уроке?

Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я узнал...
- На этом уроке я похвалил бы себя за...

 

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность и деятельность учащихся

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

8. Домашнее задание

1) Р. т. на с. 60 (всем)
2) Найти и записать, какие растения и животные нашего края внесены в Красную книгу (по желанию)

Наш урок я бы хотела закончить стихотворением.

«Давайте вместе Землю украшать»
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться бережно, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

Спасибо за урок!

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

Читает ученик

РУУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 

 

 

Технологическая карта урока математики

Дата проведения:13.12.2021

 

Класс: 2 класс

 

УМК: «Школа России»

 

Тема урока: Уравнение. Решение уравнений методом подбора»

 

Цель: познакомить учащихся с новым математическим понятием «уравнение», с решением уравнения способом подбора значения неизвестного; сформировать умение правильно записывать уравнение и выполнять его проверку

 

Задачи:

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: добывать новые знания, найти и переработать необходимую информацию в учебнике, наблюдать и делать самостоятельные выводы, моделировать алгоритм решения уравнения способом подбора, учиться строить речевые высказывания и эффективно решать уравнения, выполнять рефлексию.

Метопредметные: определить цель деятельности на уроке с помощью учителя, совместно с ним обнаруживать и формулировать учебную проблему, выполнять самоанализ и самоконтроль результата учебной деятельности, оценивать свои знания и незнания, качество и уровень усвоения новых знаний.

Личностные: учиться сотрудничать с учителем и с одноклассниками, работать в группе: контролировать, корректировать действия одноклассников; формулировать с достаточной полнотой и точностью несложные выводы и находить аргументы, подтверждающие вывод.

 

Оборудование: учебник «Математика. 2 класс», компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями.

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационно-мотивационный.

(слайд1-3)

Любое дело надо начинать с улыбки. Ведь улыбка – это шаг к успеху.

Подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне.

 

Повернитесь  к гостям, подарите свою улыбку.

Сначала сядут девочки, а теперь мальчики.

Зарядка для пальчиков и настрой на урок.

Теперь повернитесь друг к другу и  пожелайте успешной работы вот таким образом:  Желаю (соприкасаются большими пальцами)

Успеха (указательными)

Большого (средними)

Во всём ( безымянными)

 и везде. ( мизинцами)

Здравствуй! (всей ладонью)

Удачи тебе! ( пальцы переплести в замок).

 

А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки.

Посмотрите внимательными глазками, всё ли готово к уроку. Учебники, тетради, ручки.

 

Лист настроения

А ещё на партах лежат разноцветные карточки. Возьмите зелёную карточку. Это лист настроения. Нарисуйте соответствующий смайлик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся настраиваются на учебную деятельность

 

 

 

Личностные: формирование устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности.

Регулятивные: адекватное восприятие предложения учителя.

 

2. Актуализация знаний:

 

(слайды 3-6)

Математика – царица наук.  Девизом нашего урока станут слова: Решай! Отгадывай! Смекай!

 Сейчас мы проверим ваши знания, но сначала выполним упражнение для хорошей работы нашего мозга.

Потереть носик ладошкой, подёргать левое ушко 5 раз, подёргать правое ушко 5 раз. Теперь мы готовы к работе.

 

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Эмоциональный фон (Звучит мелодия из м.ф. Трое из Простоквашино)

-Кто узнал эту мелодию? Что она вам напомнила?

-А вы любите мультфильмы?

- И я их очень люблю, особенно новогодние.

Давайте посмотрим, какой герой пришёл к нам на урок

 

В Простоквашино живет, 

Службу там свою несет, 

Почта-дом стоит у речки. 

Почтальон в ней — дядя ... 

 

- Что же нам принёс почтальон Печкин?

 

Минутка чистописания

Чтобы открыть письмо, нужно разгадать шифр

 

- Вспомним правильное написание чисел, запишите их к себе в тетрадь.

-Установите закономерность.

-сколько прибавили к 4 ,чтобы получить 7?

Что происходит дальше? Сколько прибавляют к 7?

Что происходит с числами, которые прибавляют? Продолжите ряд.

 

Актуализация опорных знаний

Читаю письмо: «Встретить Новый год в Простоквашино! Что может быть лучше… Вот и дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик так решили, и отправились в Простоквашино. Но вот беда! О чём-то они совсем забыли.

Разгадаем шифр и узнаем о чём?»

 

 

Работа в парах на жёлтых карточках

Задания на индивидуальных карточках

33 + □= 40

 

□+ 7 = 20

 

□– 2 = 10

 

61 –□= 60

 

 

Как называются эти выражения?

Какое действие выполняется в первом и втором выражениях?

Вспомним названия чисел при сложении

Какое действие выполняется в третьем и четвёртом выражениях?

Вспомним названия чисел при вычитании

Чему равно неизвестное слагаемое в первом выражении?

Чему равно неизвестное слагаемое во втором выражении?

Чему равно неизвестное уменьшаемое в третьем выражении?

Чему равно неизвестное вычитаемое в четвёртом выражении?

А теперь вспомните, в каком порядке стоят буквы в алфавите. Порядковый номер буквы  - это числа, полученные в окошках. Напишите в пустых клетках нужную букву. Какое слово у вас получилось?

 

Трое из Простоквашино забыли о ёлке. Нам нужно её отправить с Печкиным. (слайд 7)

 

Посмотрите на ёлочку. Она похожа на новогоднюю? (слайд 8)

Игрушки у меня есть, но они не простые, чтобы повесить их на ёлку, нужно выполнить задания, записанные на них.

 

Что записано на шариках?

Как решить буквенные выражения?

Ученики выходят к доске, устно находят значение выражения, украшают ёлку на доске.

А чтобы наша ёлочка была ещё наряднее, выполните следующее задание. На доске записи, распределите их на две группы. (слайд 9)

17 + □ = 25

в – 5

□ – 7 = 20

16 + с

х + 5 = 13

(Записи напечатаны на листах, дети распределяют их на группы “Примеры с окошком” и “Буквенные выражения”.)

Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь?

На что похожа запись х + 5 = 13 ?

Что вы можете о ней сказать?

Как мы можем ее назвать? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают число, классная работа

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Печкин

 

 

 

 

 

Письмо

 

 

 

4   7  11  16  22  …   …   … (29, 37, 45)

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

Выражения с окошками

 

сложение

 

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма

 

Вычитание

 

Уменьшаемое, вычитаемое, разность

 

7

 

 

 

13

 

 

12

 

 

 

1

 

 

Елка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хватает ёлочных игрушек

 

Буквенные выражения

 

 

Необходимо подставить вместо буквы число и вычислить значение выражения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись х + 5 = 13 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком.

 

Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.

 

Коммуникативные: сотрудничество с учителем, умение строить речевые высказывания, аргументировать свое мнение

3. Целеполагание.

 

– Кто нам назовет тему нашего урока математики? Кто знает, как называются такие равенства в математике?

– Тема нашего урока – уравнение. (вывешиваю на доску тему урока)

– Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока. (Ответы учеников.)
– А моя учительская задача научить вас правильно работать с уравнениями.

(слайды 10-12)

Ученики называют тему урока, учитель открывает тему на доске.

 

 

 

 

 

Ответы учеников

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

4.Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ёлочку мы отправляем в Простоквашино. А за то, что мы помогли дяде Фёдору и его друзьям, они нам помогут получить знания об уравнениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового материала, воспитание уважения к прошлому России.

Коммуникативные: организация учебного сотрудничества.

 

 

5.Первичное закрепление нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

х + 5 = 13 ( слайды 13-16)

Рассмотрите ещё раз эту запись. Как она называется?

Что же такое уравнение?

Уравнение – это равенство (показываю знак равно), содержащее неизвестное число (показываю х), которое необходимо найти.

А может ли кто-то из вас решить это уравнение?

А что значит решить уравнение? (Найти значение х, при котором равенство будет верным)

х + 5 = 13

Методом подбора найдите х.

Что вы сейчас сделали? (Решили уравнение)

Докажите правильность ответа

Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка. Сегодня мы комментируем проверку устно, неизвестное число находим методом подбора.

Итак, что такое уравнение?

Что значит решить уравнение?

 

 

 

Уравнение

 

Ответы учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

8+5=13

 

 

 

 

 

Ответы учеников

Личностные: формирование желания участвовать в творческом процессе.

Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации.

6. Обобщение и систематизация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка (Танец вмести с мамой)

Работа в группах

Теперь мы знаем, что такое уравнения, а вот Шарик с Матроскиным сомневаются в своих знаниях. Давайте им поможем. Перед вами разные записи, выпишите только уравнения.

Самостоятельная работа (слайд17)

28 + а

20 – х

14 – 9 = 5

х – 8 =12

х + 3 = 10

в ˃ 10

 

А теперь проверим, правильно ли сделали наши друзья. (слайд 18)

 

 

Определять уравнения вы научились, теперь потренируемся решать уравнения. Напомните мне, что значит решить уравнение?

Задания от дяди Фёдора

На доске примеры Девочки помогают решать Матроскину, мальчики – Шарику (слайд 19)

 

Физминутка (слайд 20)

 

Задание и Папы.(слайд 21)

Пока мы с вами решали уравнения, в Простоквашино приехали родители дяди Фёдора и не с пустыми руками. Они привезли нам задачу.

Читаем задачу.

Дяде Фёдору 8 лет, мама на 19 лет старше Фёдора, а папе столько лет, сколько дяде Фёдору и маме вместе. Сколько лет папе?

Ф. – 8 лет

М. – на 19 лет >

П. – ?

-Сколько лет дяде Фёдору?

- Знаем ли мы сколько лет маме?

- Что сказано о возрасте папы?

Что найдём в первом действии?

Что найдём во втором действии? (слайд 22-23)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матроскин записал буквенное выражение, а Шарик - неравенство

 

 

Найти значение неизвестного числа, чтобы равенство было верным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст мамы

Возраст папы

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные: умение осуществлять пошаговый контроль по результату, умение оценивать достигнутый результат.

Коммуникативные: умение работать в паре, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов.

 

7.Подведение итогов урока – рефлексия.

 

 

Ребята, вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока (слайд 24-25)

- Достигли мы этой цели?

- Что такое уравнение?

- Что значит решить уравнение?

 

Приготовим наши пальчики.

Нажимайте  на подушечку мизинца и подумайте

-Что узнали сегодня на уроке?

Нажимайте  на подушечку безымянного  и скажите

-Чему научились?

Нажимайте  на подушечку среднего пальца и подумайте

-Какое у вас настроение?

Нарисуйте смайлик на конец урока

 

Встаньте те, кто всё понял на уроке. Давайте подарим им свои аплодисменты. Молодцы! Встаньте те, кому что-то было не понятно, давайте поддержим вас аплодисментами. У вас обязательно всё получится!

 

Узнать, что такое уравнение и как научиться его решать

Да

Ответы учеников

Личностные: формирование потребности в приобретении знаний, мотивации к образовательному процессу.

Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль по результату.

Познавательные: умение обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

 

8. Домашнее задание

Раскраски, стр. 80 выучить определения «уравнение», «решить уравнение».

стр. 81 № 5, 7

(слайд 26-27)