Математика 1 класс
(УМК « Школа России»)
Тема: Число и цифра 5.
Цели и задачи:
•
познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5;
• формировать умение сравнивать числа 1, 2, 3, 4, 5;
• научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов;
• научить писать цифру 5.
Планируемые результаты:
· учащиеся научатся определять место числа5 в натуральном ряду;
· соотносить число и цифру 5;
· выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;
· оценивать себя, границы своего знания и незнания;
· работать в паре и оценивать товарища;
· слушать собеседника и вести диалог.
Используемое оборудование:
компьютер, проектор,
учебник, тетрадь на печатной основе, математический веер, наборы геометрических фигур, карточки (смайлики) для оценки работ, карточка с домиком числа 5.
План проведения урока:
1.Организационный момент – 1мин
2. Устный счёт – 5мин
3.Самоопределение к деятельности – 2 мин
4.Работа по теме урока-10мин
4.1 Работа с компьютером – 4 мин
4.2.Работа по учебнику-6мин
5. Физкультминутка – 3 мин
6. Закрепление изученного материала – 11мин
6.1.Работа по учебнику-4мин
6.2.Работа в тетради с печатной основой-7мин
7.Рефлексия– 2 мин
8.Подведение итогов урока – 1мин
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел для всех звонок
Начинаем мы урок.
- Руки? Дети: “На месте!”
- Ноги? Дети: “На месте!”
- Локти? Дети: “У края!”
- Спина? Дети: “Прямая!”
А сейчас я хочу узнать, с каким настроением вы начинаете урок.
Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
Всё внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
2.Устный счёт.
( дети пользуются математическим веером)
- Посчитай от 3до 9, от 5 до10,
- Назови соседей числа 2, 7,
- Какое число стоит между числами 2 и 5, 7 и 9,
-Назови предыдущее числа 3, последующее числа 4,
- Назови число, следующее за числом 2, 4.
-Назови число, предшествующее числу 3,4.
Игра «Молчанка»
(учитель показывает число, а учащиеся – состав числа)
2 (1 и 1)
3 (1 и 2; 2 и 1)
4 (1 и 3; 3 и 1; 2 и 2)
(учитель показывает карточку с примерами, учащиеся с ответами)
4-1 2+2 2-1 3+1
3-1 4-2 2+1 3-2
Весёлые задачки.
- Поможем решить Маше и Мише задачки.
·
На
пасеке 3 медвежонка,
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез,
А сколько убежало в лес? (2)
·
Группа
малышей утят,
Плавать и нырять хотят.
Два уплыли далеко.
Два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду? (4)
·
Сосчитать
я не могу.
Две ромашки – желтоглазки.
Два весёлых василька,
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (4)
3.Самоопределение к деятельности.
(работа с раздаточным геометрическим материалом)
-Положите 4 красных круга.
-Положите в нижнем ряду столько же синих. Как это сделать?
-Добавьте ещё один синий. Сколько стало?
-Число 5 будем обозначать цифрой 5.
-Каких кружков стало больше? Сравни: 4 <5, 5>4 .
-Поставим число 5 в ряд натуральных чисел. За каким числом оно будет следовать?
- Ребята, а кто сможет объяснить, как получили число5?
- Т.е мы к 4 прибавили 1 и получилось5? Да? Хорошо! А почему ты так думаешь?
-Кто скажет, чему мы должны сегодня научиться? (Составлять число 5 и писать цифру 5)
4. Работа по теме урока.
4.1.Работа с компьютером.
(Электронное приложение к учебнику М. И. Моро. Тема: «Число и цифра 5».
Учитель даёт задание, ученики выполняют, оценивают.)
4.2.Работа по учебнику. ( стр. 34)
-Прочитайте вопрос урока.
-Какое число нужно поставить вместо пропуска? (5)
Написать цифру 5-
Что крючок нарисовать.
Но у этого крючка
Леска больно коротка.
-На что похожа цифра 5?
А вот это цифра 5,
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи.
-Давайте посчитаем, сколько у нас пальчиков на каждой руке.
-У каждого пальчика есть имя. Кто знает, как зовут каждый пальчик? (Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.)
-Посмотрите вокруг себя: чего в классе 5?(Ответы детей)
-Посмотрите на рисунок и скажите, чего на рисунке 5? (5 яблок, 5 детей, 5 корзинок)
-Как получили 5? (4 желтых яблока и 1 красное – всего 5 яблок, 4 полные корзины и 1 пустая – всего 5 корзин, 3 мальчика и 2 девочки – всего 5 детей.)
-Посмотрите на схемы и записи, приведенные ниже. Как они связаны с рисунком? (Красные круги обозначают корзины с яблоками, синий круг – пустую корзину. Всего корзин 5: 4 +1 = 5. Всего корзин 5 – это все круги. Пустая корзина 1 – это синий круг. Если ее убрать, останется 4 корзины с яблоками – это красные круги: 5 – 1 = 4.)
(Аналогично разбираются вторая схема и записи к ней.)
5. Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
6.Закрепление изученного материала.
6.1. Работа по учебнику.
-Прочитайте вопросы к следующему заданию. Положите на каждый рисунок карточку с цифрой.
(Проверка: 3, 1, 2, 5.)
-Какого числа нет? (4.)
-Сколько всего монет изображено на полях? (6.) Какого достоинства первая монета? (5руб.)
-Какого достоинства остальные монеты? (По 1 руб.)
-Сколько монет по 1 руб. составляют 3 руб.? (3.)
-А 4 руб.? (4.)
-5 руб.? (5.)
-Посмотрите, как число 5 обозначается на костяшках домино.
-Какое время показывают часы?
(5 ч, так как маленькая стрелка указывает на цифру 5, а большая смотрит вверх.)
-А сейчас поработайте в парах. Один называет числа по порядку, начиная с самого маленького, другой — начиная с самого большого.
-Рассмотрите рисунки на с. 35. Подберите к каждому из них подходящую запись.
(Вариант 1 подбирает к первому рисунку, вариант 2 - ко второму.)
-Какая запись подходит к первому рисунку? Почему?
(3 +1. Было 3 пчелы, 1 прилетела. Пчел стало больше.)
-Какая запись подходит ко второму рисунку? Почему?
(4—2. Было 4жука, 2улетели. Жуков стало меньше.)
-Прочитайте следующее задание. Как измерить полоску с помощью мерки?
(Соединить начало мерки и полоски, сосчитать количество мерок.)
-Сколько мерок в зеленой полоске? (4.)
-Измерьте синюю полоску. (3мерки.)
-Измерьте красную полоску. (5мерок.)
-Какая полоска самая длинная? (Красная.)
-Какая полоска самая короткая? (Синяя.)
6.2.Работа в тетради с печатной основой.
- Сейчас наступает важный момент нашего урока. Мы начинаем учиться писать цифру 5. Откройте тетрадь на стр.13.
-Я тетрадочку открою
И как надо положу,
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-Добрались до цифры 5.
Как ее нам написать?
Вертикальный ставь штришок,
От него веди кружок,
Сверху хвостик небольшой —
Цифра 5 перед тобой!
Научись ее писать,
Чтоб пятерки получать!
-Начинаем писать с середины верхней линии, ведем наклонную линию, немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь нижней линии клетки. Сверху пишем горизонтальный хвостик.
-Обведите цифру 5. Кто догадался, сколько цифр 5 дальше нужно написать самому? (5 и 6.)
-Какая закономерность в следующей строке? (Цифры от 1 до 5записаны сначала в прямом, а потом в обратном порядке.)
-Рассмотрите рисунки, приведенные выше. Выберите для каждого рисунка запись и объясните ее.
-Посмотрите на следующее задание. Сколько кругов нужно дорисовать к 2, чтобы получить число 4? (2.)
-Сколько кругов нужно дорисовать к 3, чтобы получить число 5? (2.)
-Прочитайте следующее задание. Какие фигуры нужно обвести? (Треугольники и квадраты.)
-Обведите цветы на клеточках.
7.Рефлексия.
«Проверь себя» (учебник, с. 35). Учитель читает вопросы, учащиеся показывают ответы с помощью карточек с цифрами. Далее дети определяют, верно ли составлены записи к схемам. Если верно, показывают зеленую карточку, если нет — красную.)
-Оцените свою работу на уроке с помощью карточек (смайликов)
8.Подведение итогов урока.
-С каким мы числом сегодня познакомились?
-Как можно получить число 5? (5 — это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.)
(Используется карточка с домиком числа 5)
-Молодцы! Вы сегодня отлично поработали!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.