Методическая
разработка урока по математике в 4 «б» классе
15 сентября 2021 год
Урок подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ «Красновосходская СОШ» Магомедова Марина Магомедовна.
Тема: Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.
Цель: Формировать умение выполнять письменное деление трехзначного числа на однозначное, когда в частном появляются нули.
Планируемые результаты:
Предметные:
Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с объяснением, когда в записи частного есть нуль.
Метапредметные:
Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных, овладеть умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения, пользоваться учебником.
Личностные:
Проявлять мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: Учебник, тонкая тетрадь, видео физ. минутки, интерактивная доска, индивидуальные карточки, кружочки разноцветные.
Ход урока.
1. Орг.момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания
Одни ученик работает, у доски №73 стр. 14 остальные проверяют, задание в своих тетрадях.
53-(3*9+4*6)=2
53-3*9+4*6=50
(53-3*9+4)*6=180
(53-3)*9+4*6=474
3. Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята откройте тетрадочки, от домашней работы отступите 4 клеточки, на 5 запишите число классная работа. На экране, показаны выражения ваша задача, указать порядок действий и вычислить их значение.
99+32:4+26
360:40*(210-150)
(320-170):(210:7)
Дети: Выполняют задание в тетрадях.
Учитель: Дети у вас на парте лежат индивидуальные карточки (см. приложение 1). Ваша задача выполнить на этих карточка следующее задание, записать выражение и найти его значение.
Дети выполняют задание самостоятельно, а затем на экране появляется задание с ответом.
Устный счет
Учитель: Сейчас мы с вами проведем устный счет, я вам буду зачитывать пример, а вы поднимать руку и кого я спрошу называть ответ.
360:6 350:5 400:4 120:2 16*5 45:3 77:7 18*4 65:13 57:19 68:4
Учитель: Ребята на электронной доске записаны выражения, решая их вы, расшифруете тему сегодняшнего урока.
35*2-38:2 И (51)
64:8*12 Л (96)
25*5-0 Н (125)
(94:2+70:14)*0 Е (0)
68:(13-9) Д (17)
Дети: решают примеры
4. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята на доске записано выражение 432:4, наша задача найти значение частного. Кто мне назовет, первый важный шаг при делении?
Дети: Определение первого неполного делимого и количество чисел в частном.
Учитель: Начиная с высшего разряда, выделим в записи делимого, такое число, при делении которого на делитель 4 мы получим однозначное число не равное нулю, это число и будет первым не полным делимым. Какое это число в данном случае?
Дети:4
Учитель: Число 4 является, какой разрядной единице?
Дети: Сотней
Учитель: Ребята если в числе есть сотни, то какие разряды еще будут присутствовать?
Дети: Разряд десятков и единиц.
Учитель: Тогда сколько цифр будет в записи частного?
Дети: 3 цифры и обозначим их 3 точками (сотни, десятки и единицы).
Учитель: Какой следующий шаг?
Дети: разделим 4 сотни на 4, в частном получится 1сотня. Записываем в частное на место разряда сотен. Делаем, проверку 4 умножим на 1, будет 4. Вычисляю, остаток из 4 вычитаю 4 остаток 0. Нуль не пишем, так как разряд десятков не может, начинается с нуля.
Учитель: Молодцы. После того как выполнили операцию с разрядам сотен, переходим к следующему разряду?
Дети: Разряду десятков. Запишем цифру следующего разряда делимого число 3, это 2 неполное делимое. Разделим 3 на 4, это будет 0.
Учитель: А что обозначает 0?
Дети: 0 это количество десятков в значении частного. Запишем в частном 0 на месте десятков. Узнаем остаток, для этого мы 4 умножим на 0, получится 0, затем вычтем 0 из 3, получится остаток 3, сравниваем остаток с делителем 4. 3 меньше, чем 4 деление выполнено, верно. Образуем 3 неполное делимое. Запишем цифру 2 рядом с остатком 3, получаем число 32.
Учитель: Что обозначает число 32?
Дети: Количество единиц. Разделим, 32 на 4 получим 8, 8 это значение единиц в частном. Выполняем проверку 8 умножить на 4, получится 32, находим, остаток 32 вычисть, 32 получим 0. Деление закончили.
Учитель: Какое значение частного?
Дети: 108
Учитель: Откройте учебник на стр. 15. Посмотрите, как выполнено деление.
Дети: Рассматривают деление с устным объяснением.
Учитель: Сформулируйте задачи урока.
Дети: Научится выполнять деление трехзначного числа на однозначное с нулем в частном.
5. Физ. минутка.
Включается видео физ. минутка.
6. Отработка навыков на практике.
Учитель: Сейчас на стр.15 будем выполнять № 74.
Первые 2 примера выполняем коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, остальные самостоятельно. Два ученика работает на откидной доске, остальные в тетради, затем самопроверка и самооценка.
Учитель: Следующее упражнение №75. Прочитайте задачу
Дети: Читают задачу сначала про себя, затем один из учеников читает задачу вслух.
Учитель: О чем задача? Что нам уже известно?
Дети: Задача о пассажирах. Что в одном автобусе 48 пас., а в др. в 3 раза больше пас..
Учитель: Давайте сделаем краткую запись задачи.
1авт. – 48 пас.
2 авт. - ?, в 3 раза > На ? <
Учитель: Как вы понимаете выражение «В 3 раза больше», в «3 раза меньше»?
Дети: Это значит, число 48 увеличили в 3 раза, или число 48 уменьшили в 3 раза.
Учитель: Можно ли сразу ответить на главный вопрос?
Дети: Нет.
Учитель: Что для этого надо знать?
Дети: Сколько пассажиров ехало во 2 автобусе.
Учитель: А как мы это можем узнать?
Дети: 48 * 3 = 144(пас) – ехало во 2 автобусе.
Учитель: Зная сколько человек, ехало во 2 автобусе, теперь мы можем ответить на главный вопрос?
Дети: Да. 144-48=96 (чел.) на 96 чел. Ехало в первом автобусе меньше, чем во втором.
Дети записывают ответ.
Учитель: Следующий номер 76. Там задача, но решать вы будете самостоятельно, если у кого возникнут затруднения или вопросы поднимаете, руку я подхожу, к вам индивидуально. Один ученик будет работать на откидной доске. После проводим самопроверку и адекватную самооценку.
7. Подведение итогов урока.
- Какие примеры мы решали сегодня на уроке?
- У кого деление не вызывает затруднений?
- Кому еще трудно решать такие примеры?
8. Рефлексия
Расскажи по схеме (схема показана на доске с помощью проектора):
1. Сегодня на уроке я смог?
2. Из сегодняшнего урока я узнал нового?
3. Сегодня на уроке я запомнил?
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый (не было ошибок), желтый (были ошибки); красный (не смог выполнить ни одного задания).
9. Домашнее задание
Стр. 15 № 77, 79, 80.
Приложение 1
Запишите выражение и найдите его значение.
1. К частному чисел 360 и 6 прибавить произведение чисел 30 и 20.
2. Из частного чисел 420 и 7 вычесть разность чисел 120 и 70.
3. Из 400 вычесть произведение чисел 70 и 3 и прибавить частное чисел 450 и 90.
4. Частное чисел 800и 40 умножить на 10 и вычесть частное чисел 540 и 60.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.