Конспект урока по математике во 2 классе по теме
«Сравнение двузначных чисел»
Задачи урока:
учить сравнивать двузначные числа;
закреплять знание нумерации двузначных чисел;
развивать умение обобщать и делать выводы.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
• Учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
• самоконтроль, взаимоконтроль результата учебной деятельности;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
• способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, наблюдение);
Коммуникативные УУД:
• умения объяснять своё мнение, аргументировано отвечать на поставленный вопрос;
• умение работать в парах;
Регулятивные УУД:
• ставить конкретную учебную задачу в сотрудничестве с учителем на основе того, что уже освоено и что ещё предстоит усвоить на уроке;
• производить оценку собственной деятельности, деятельности одноклассников, самоконтроль.
Информационное обеспечение: проектор, ноутбук.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Меня зовут Ольга Александровна. Мы сегодня с вами вместе отправимся в страну математики. Возьмите своего соседа по парте за руку. Почувствуйте тепло его руки. Пусть наше сегодняшнее общение с вами будет таким же тёплым. Присаживайтесь.
2. Актуализация знаний.
Учитель: По утрам мы все делаем зарядку, укрепляющую наше здоровье. Сейчас я предлагаю вам сделать еще одну зарядку, но уже умственную в виде игры «День - ночь». При слове «ночь» вы закрываете глаза. Я вам буду называть числа и арифметические действия с ними. Вы, выполнив эти действия, после слова «день» называете их результат. Давайте попробуем поиграть. «Ночь», вы закрываете глаза: 10 уменьшить на 5, мысленно выполняете действие, полученное число увеличить на 2. День. Какое число у вас получилось?
Дети: число 7.
Учитель: если вы одобряете (не одобряете) данный результат, просигнализируйте мне.
Слайд 2.
Учитель: проверим. Понятно как играть?
Дети: да.
1. Ночь: Число 20 уменьшить на 10, уменьшить на 8. День: получилось число?
Дети: 2
Учитель: Просигнализируйте. Проверим: 20-10-8=2. Следующая цепочка.
2. Ночь: 15 увеличить на 5, полученный результат увеличить на 3. День. Какое число у вас получилось?
Дети: число 23.
Учитель: Просигнализируйте. Проверяем: 15+5+3=23. Дальше.
3. Ночь: 7 уменьшить на 3, увеличить на 2. День. Что получилось?
Дети: 6.
Учитель: Просигнализируйте. Проверяем: 7-3+2=6. Последняя цепочка.
4. Ночь: 5 увеличить на 8, уменьшить на 2. День. Получилось число?
Дети: число 11.
Учитель: Просигнализируйте, такой у вас получился результат или нет. Проверяем: 5+8-2=11.
3. Определение темы урока и постановка цели урока.
2 6 23 11
Учитель: перед вами результаты ваших вычислений. Сравним однозначные числа.
Слайд 3.
Например, 2 и 6.
Дети: 2 < 6.
Учитель: На какие знания вы опирались, когда сравнивали эти числа? Вспомните числовой ряд.
Дети: Знания порядка следования чисел при счете: больше то число, которое находится правее на числовом ряду.
Учитель: сравните числа однозначное число с двузначным числом.
Дети: 6 < 23.
Учитель: На какие знания вы опирались, когда сравнивали числа?
Дети: однозначное число всегда меньше двузначного.
Учитель: теперь сравните двузначные числа 23 и 11.
Дети: 23 > 11.
Учитель: а как вы узнали, какое двузначное число больше, а какое меньше?
Дети: посмотрели на число десятков, 2 десятка больше, чем 1 десяток.
Учитель: У нас получилось 3 неравенства:
2 < 6 6 < 13 23 > 11
Учитель: Для сравнения какой пары чисел у вас недостаточно знаний?
Дети: для пары чисел 23 и 11.
Учитель: кто сможет сказать, как будет звучать тема нашего урока?
Дети: тема урока: сравнение двузначных чисел.
Учитель: какая будет цель урока?
Дети: узнать, как сравнивать двузначные числа; научиться сравнивать двузначные числа.
Слайд 4.
Учитель: перед каждым из вас лежит маршрутный лист. Посмотрите на него, пожалуйста. На нём записаны задания, которые будем выполнять на уроке, и улыбающийся смайлик. Итак, как звучит тема урока?
Дети: сравнение двузначных чисел.
Учитель: Найдите на маршрутном листе лестницу успеха. По ней мы будем подниматься в течение всего урока. Первая ступень – это то, что вы знаете и умеете. Вторая – это то, что хотите узнать. Третья ступень – то, что вы узнали. Четвертая – чему научились. Обратите внимание: над лестницей в рамках даны утверждения. Прочитаем их. Выберете только те рамки, которые подходят по смыслу к ступеньке «знаю и умею» и соедините их простым карандашом со ступенькой. Выберете рамку, подходящую по смыслу к ступеньке «хочу узнать» и соедините её простым карандашом с этой ступенькой. Полминуты вам.
Учитель: Итак, что вы знаете про сравнение чисел?
Дети: мы знаем, что больше то число, которое находится правее на числовом ряду. Однозначное число всегда меньше двузначного.
Учитель: что вы хотите узнать?
Дети: хотим узнать, как сравнивать двузначные числа.
Учитель: Ребята, какие у вас есть предположения по поводу того, как вы будете сравнивать двузначные числа?
Дети: высказывают свои мнения.
Учитель: К чему мы можем обратиться за помощью, за поиском нужной информации?
Дети: к учебнику.
Учитель: Как мы узнаем, на какой странице находится тема нашего урока?
Дети: по содержанию учебника. (Открывают содержание учебника, ищут номер страницы. Страница 81).
4. Работа над темой урока
1. Фронтальная беседа. (Учебник стр. 81)
Учитель: Нашли диалог Маши и Миши. Я прочитаю, а вы слушайте внимательно. Итак, как сравнить двузначные числа?
Дети: сначала сравнить число десятков. Где десятков больше, то число и больше.
Учитель: Совпало мнение Вани, с тем, что написано в учебнике?
Учитель: а для чего мы с вами это узнали?
Дети: для того чтобы научиться сравнивать двузначные числа.
Учитель: Сейчас мы и проверим, как вы поняли это правило, и будете ли вы допускать ошибки при выполнении заданий.
2. Задание № 1
Учитель: учебники отодвиньте выше, перед собой положите маршрутные листы. Найдите задание № 1. Прочитайте его самостоятельно. Что требуется сделать?
Дети: Используя правило, сравнить указанные числа и записать результат сравнения, используя знаки > или <.
Слайд 5.
Учитель: Сядьте правильно и удобно. Выполняйте самостоятельно в течение полминуты.
25< 35 39>19
48< 68 51>49
Учитель: Поменяйтесь маршрутными листами с соседом по парте. Если что-то неправильно, сверху зачеркиваете простым карандашом. Проверяем.
Учитель: каким правилом вы пользовались при выполнении этого задания?
Дети: сначала сравнить число десятков. Где десятков больше, то число и больше.
Слайд 6.
Учитель: ребята, вы все знаете, что есть такой прибор, который регулирует движение транспорта и пешеходов. Как он называется?
Дети: светофор.
Учитель: напомню вам, что означают его сигналы: красный свет – проезда нет, жёлтый – будь готов к пути, а зелёный свет – кати.
Сегодня на уроке мы будем тоже пользоваться светофором для того, чтобы оценивать друг друга. У вас на партах лежат стикеры 3х цветов. Если всё правильно сделал, то используй зелёный стикер, если допустил 1-2 ошибки, то жёлтый, если совершил больше 2х ошибок, то берёшь розовый стикер. Стикер вы будете приклеивать по контуру смайлика.
Учитель: пожалуйста, оцените, как выполнил это задание ваш сосед, приклейте на смайлик, соответствующий лепесток. Верните маршрутный лист соседу по парте.
3. Задание № 2
Учитель: Посмотрите на числа 53 и 58. Что вы можете про них сказать?
Учитель: Какое число десятков в каждом числе?
Дети: число десятков в обоих числах одинаковое.
Учитель: Как же будем сравнивать?
Дети: Если число десятков одинаковое, то больше то число, у которого число единиц больше.
Слайд 7.
Учитель: найдите задание № 2 в маршрутном листе. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?
Дети: Сравнить числа, используя знаки > или <.
Учитель: выполняете самостоятельно. Полминуты вам.
53 < 56 85 > 82
48 > 43 97 < 99
Учитель: Поменяйтесь маршрутными листами с соседом по парте. Проверяем, если что-то неправильно, зачеркиваем простым карандашом.
Слайд 8.
Учитель: Оцениваете работу товарища.
Учитель: каким правилом вы пользовались при выполнении этого задания?
Дети: Если число десятков одинаковое, то больше то число, у которого число единиц больше.
Учитель: обращаю внимание на доску.
Слайд 9.
Учитель: пришла пора отдохнуть. Физминутка
Учитель: присаживайтесь.
4. Игра «Живые цифры»
Учитель: Закройте глаза и сосчитайте до 5.
Учитель: Я - волшебница страны математики. И прямо сейчас вы превращаетесь в цифры, непростые цифры – живые: викс, бигрек, азет. И теперь вас зовут по имени той цифры, карточка которой прикреплена у вас на груди. Вновь стать мальчиками и девочками вам поможет только правильное выполнение задания. Напомните мне тему урока.
Дети: сравнение двузначных чисел.
Учитель: Двузначным числом вы станете, если возьмёте за руку своего соседа по парте. Я буду задавать знак сравнения и вызывать к доске по две пары живых цифр. Вам надо будет встать возле меня таким образом, чтобы неравенство стало верным. Пожалуйста, цифры 1ой и 2ой парты, встаньте возле меня так, чтобы неравенство стало верным.
Учитель: получившиеся числа, назовитесь. Десятки, получившихся чисел выйдите вперёд.
Учитель: цифры 3й и 4й парты, встаньте возле меня так, чтобы неравенство стало верным.
Учитель: молодцы, все вновь стали прилежными учениками.
5. Игра «Засели жильцов»
Учитель: Спасибо, но на этом мы с вами не прощаемся с волшебной страной математикой. У вас на партах лежат 3хэтажные домики. Я прошу вас помочь мне заселить их жильцами. На каждом этаже должно быть определённое количество жильцов. Чем ниже этаж, тем жильцов больше. Итак, вам надо вписать число жильцов так, чтобы каждое последующее число было больше предыдущего. Работаете в парах.
Слайд 10.
Посмотрите на образец. Всем понятно, как совершать заселение жильцов в квартиры? Минута на выполнение.
Учитель: поменяйтесь домиками с соседними партами. Проверяете, если что-то неправильно, зачеркиваете простым карандашом.
Учитель: оцените ваших соседей по партам, приклеив им на смайлик стикер.
Учитель: 1, 2, 3, 4, 5, все ребята вы опять. Возвращаемся в класс. Здесь вас ждёт самое трудное задание на уроке
6. Задание № 3
Учитель: следующее задание в маршрутном листе – это № 3. Я читаю задание, вы внимательно глазками следите. «Сравни значение выражений. Результаты сравнения запиши в виде соответствующих неравенств».
Учитель: Можно здесь сразу записать результат сравнения?
Дети: нет.
Учитель: Почему?
Дети: В данных записях, прежде чем поставить знак сравнения, надо сначала выполнить действия с числами, потом полученные результаты сравнить.
Слайд 12.
Посмотрите на образец выполнения данной работы.
7 1 + 3 < 7 2 + 5
7 4 < 7 7
Учитель: выполните действия с данными числами. Полученный результат записываете ниже в пустых клеточках. Сравниваем получившиеся значения. Не забываем получившийся результат сравнения записать в первое неравенство.
Слайд 13.
Учитель: на выполнение 1-2 минутки.
8 4 + 7 > 7 7 + 9 8 2 - 8 < 8 4 - 9
9 1 > 8 8 7 4 < 7 5
Учитель: Проверяем.
Учитель: оцените каждый сам себя.
Слайд 14
Рефлексия.
Слайд 15.
Учитель: Вернёмся к лестнице успеха. Какую цель вы поставили в начале урока?
Дети: узнать, как сравнивать двузначные числа.
Учитель: Вы узнали, как сравнивать двузначные числа?
Дети: да.
Учитель: Так как же сравнивать двузначные числа?
Дети: Больше то двузначное число, где десятков больше. Если число десятков одинаковое, больше то число, у которого число единиц больше.
Учитель: значит, вы эту цель достигли?
Дети: да
Учитель: чему вы научились?
Дети: сравнивать двузначные числа.
Учитель: в течение всего урока вы оценивали товарища, себя. Покажите, какой семицветик у вас получился.
Вам на память о сегодняшнем уроке остаются цветочки. А мне ваша улыбка.
Спасибо за сотрудничество.
Домашнее задание
Тетрадь на печатной основе №1, стр. 33, № 3, 4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.