МОУ «СОШ №11 г. Зеленокумска»
Как рождается кинофильм (урок ассоциативного мышления в 9 классе).
Учитель: Захарченко Н.В.
Цели:
образовательные: познакомить учащихся с технологией создания кинофильма и кинопрофессиями, а также проверить ранее изученный материал по теме: «Кинематограф».
развивающие: развить ассоциативное мышление учащихся, стимулировать умение аргументировать свой ответ;
воспитательные: поддерживать интерес к новым средствам обучения, способствовать формированию целостного представления о формах искусства.
Результаты освоения темы:
личностные: формирование творческого отношения к проблеме, развитие умений и навыков познания посредством искусства, развитие образного восприятия и ассоциативного мышления.
метапредметные: выявление причинно-следственных связей, формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений.
предметные: представление места и роли кинематографа в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества, классифицирование изученных объектов и явлений кинематографа, умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности.
Место урока в системе уроков:
9 класс. Раздел II. «Под сенью дружных муз». Это третий урок из четырех тем, посвященных изучению кинематографа. Ранее учащиеся уже познакомились с историей появления кино и его жанровыми разновидностями.
Тип урока: комбинированный урок (усвоение новых знаний и проверка ранее изученного материала).
Межпредметные связи: информатика, история.
Оборудование и наглядность: раздаточные материалы с заданиями, мультимедийное оборудование.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Учитель |
Слайд, действия |
Методы и приемы |
У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Поэтому давайте мы вместе с ними погрузимся в этот замечательный мир кино. Альфред Хичкок говорил, что кино – это искусство, с которого вывели пятна скуки. И действительно, жизнь в кино предстает пред нами интересной и захватывающей, а развитие науки и техники дает нам еще больший полет для фантазии. Но как же создается столь удивительное действо? Труд каких людей вложен в создание фильма? Именно эти проблемы мы и попытаемся решить на нашем уроке. |
1, 2 |
Приветствие |
Цель урока: понять, как создается кинофильм, а также выяснить, люди каких профессий участвуют в его создании. |
|
Определение цели урока |
Но прежде чем говорить о самом процессе создания фильма нам с вами необходимо вспомнить, как возник кинематограф и появилась возможность увидеть движущиеся картинки на экране. Вы поделены на группы, у каждой группы лежит набор дат и отдельно набор событий. Сейчас в течении трех минут вы как эксперты монтажа должны соединить даты и события и расположить их в правильном порядке на отдельном листе. |
(разрезанные даты) вклеить события, расположив в правильном порядке |
Групповая работа с раздаточным материалом. |
Проверяем. |
|
Проверка по слайдам |
А теперь вспомним, что это за фильмы? |
|
Показ слайдов |
Хорошо, мы уже так долго говорим о кинематографе, а что же это такое? |
17-18 Кинемато́граф — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́граф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематогра́фия. |
Фронтальный опрос |
Хорошо, мы говорили, что кино искусство синтетическое, что это значит? Какие виды искусств кино объединяет, докажите? |
19, Залетают в корзину разные виды искусств Кино - вид искусства синтетичный по своей природе, временной по преимуществу (наряду с театром, цирком, ТВ, эстрадой) и в то же время пространственный благодаря иллюзии полноты воспроизведения 4-хмерной реальности (временной фактор первостепенен). Кино - самое синтетичное среди других подобных видов искусств, поскольку опирается сразу на все виды искусства, заимствуя для себя выразительные средства каждого и переплавляя их все вместе в уникальный кинематографический синтез. Изо, литературу, музыку |
Фронтальный опрос |
Назовите виды кино. При создании фильм очень важен жанр. От жанра и постановочной сложности фильма зависят состав, численность и время существования съёмочной группы. Документальные фильмы могут сниматься небольшой группой, в которой достаточно наличия режиссёра, оператора, звукооператора и директора. Поэтому давайте вспомним, какие жанры художественного кино вы знаете? Три группы? К доске пойдут |
Первый вид — художественный, или игровой, фильм. Второй — документальное кино. Третий — научно-популярное кино, включающее и учебное кино. Наконец, четвертый вид — мультипликационное кино. Ученики пишут на доске жанры. Потом проверяем Жанры художественного кино можно объединить в три группы: – драматические; – эпические; – лироэпические. · Драматические жанры, в свою очередь, включают в себя кинокартины: – психологические; – комедийные; – приключенческие. Общей их особенностью является динамическое развитие конфликта в сюжете, упор на действие. Однакоакценты в них расставлены по-разному: в психологических – на исследовании характера, личности героя; в комедийных – сатирический или юмористический подход к характеру и явлениям; в приключенческих главное – острое и напряженное развитие события, неожиданные повороты действия. Среди картин психологического жанра можно назвать такие разновидности: – психологическая драма; – трагедия; – мелодрама. В кино комической направленности (комедия – мегажанр) выделяют: – эксцентрическая комедия; – романтическая комедия; – трагикомедия; – трагифарс; – сатирическая комедия. Выдающийся российский кинорежиссер, мастер комедийного жанра – Леонид Гайдай: «Операция «Ы», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию». Большое разнообразие форм имеет приключенческое кино: – фильм-путешествие (роуд-муви, фильм дорог): экранизации произведений мастеров приключенческого жанра – Ж. Верна, Ф. Купера; – кинофантастика: «2001 год: Космическая Одиссея» / С. Кубрик, «Солярис» / А. Тарковский, «Муха» / Д. Кроненберг; – фильм-катастрофа: «Армагеддон»; «Столкновение с бездной»; – вестерн: спагетти-вестерн: фильмы Серджио Леоне: «За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой». «Однажды на Диком Западе»; самурай-кэнгэки: «Семь самураев» / Акира Куросава; – кинодетектив (гангстерский фильм; криминальная драма: экранизации А. Кристи, Ж. Сименона, А. Конан-Дойля); – триллер (от англ. thrill – нервная дрожь, волнение; отсроченное ожидание): 50 жанровых определений: кибер-триллер, эротический, маньячный, полицейский, семейный, мистический и т.д.; «черный» (нуар) фильм; боевик;термины: саспенс и экшн; классика жанра – фильмы Альфреда Хичкока; – фильм ужасов (хоррор): «Носферату» / Ф. Мурнау; – трэш; – героико-приключенческий фильм: «Семнадцать мгновений весны» / Т. Лиознова; «Бондиана». · К эпическим жанрам относятся: – киноэпопея: «Александр Невский» / С. Эйзенштейн; «Война и мир» / С. Бондарчук; – кинороман: «Унесенные ветром» / Виктор Флеминг; «Тихий Дон» / С. Герасимов; – киноновелла: «Пышка» / М. Ромм; «Рим» / Ф. Феллини. · Лироэпические жанры характеризуются особой эмоциональностью повествования, в них активно именно авторское лирическое проявление как склад мировосприятия. К таким жанрам относятся: – кинобаллада: «Баллада о солдате» / В. Ежов и Г. Чухрай; – кинопоэма: «Земля» / А. Довженко; – киносказка: фильмы первого киносказочника России А. А. Роу («Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса»); – кинопритча: фильмы С. Параджанова («Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб»). |
Индивидуальная работа у доски (3 чел) |
А пока они пишут мы попробуем определить жанры фильмов, хорошо нам знакомых. |
20, Отрывки фильмов «Девчата» - романтическая комедия, «Титаник» - драма, катастрофа «Терминатор» - фантастика, боевик, триллер «Золушка» - киносказка, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» - детектив, «Баллада о солдате», «Гусарская баллада» |
Фронтальный опрос |
Итак, мы с вами вспомнили, историю кинематографа, выяснили, что это такое и какие виды в себя включает, а также поговорили о жанрах кино, которые играют немаловажное значение при создании фильма. А как же создается сам фильм? Процесс от идеи фильма до ее воплощения в готовом продукте очень долгий и не простой. В реализации кинопроекта участвует очень большое количество человек. Сами процессы очень отличаются друг от друга, но вместе с тем можно выделить некоторые общие этапы и кинопрофессии и, которые должны быть при создании практически любого фильма. Давайте разберем их методом создания ассоциативных схем. Этот метод очень удобен именно при составлении технологических процессов, так как помогает установить связи и отношения между различными объектами. Для этого развернем тетрадочки, чтобы схема получилась боле наглядной и красивой. |
Итак, этапы производства полнометражного
Художественного фильма по советской системе кинопроизводства: · Тематический план; · Заявка или либретто; · Написание литературного сценария; · Утверждение литературного сценария; · Утверждение лимита стоимости фильма и сроков производства; Режиссёрский сценарий · Написание режиссёрского сценария; · Утверждение режиссерского сценария; · Составление сметы и календарного плана на подготовительный период; Подготовительный период · Режиссёрский сценарий с экспликациями; · Эскизы декораций, комбинированных съёмок, костюмов, реквизита, грима, чертежи и описания к ним; · Съёмочные карты и операторские экспликации; · Зарисовки кадров; · Монтажно-технические разработки; · Фотоматериалы, характеризующие изобразительную сторону картины; · Звуковая экспликация фильма; · Календарно-постановочный план; · Генеральная смета; · Выбор мест натурных съёмок; Утверждение постановочного проекта фильма; · Приёмка объекта; · Освоение объекта; · Съёмка в павильоне; · Съёмка на натуре; · Комбинированные съёмки; · Запись звука в процессе съёмочных работ; Монтажно-тонировочный период · Монтаж фильма; · Речевое озвучение; · Запись музыки; · Шумовое озвучение; · Изготовление надписей; · Перезапись фонограммы фильма; · Сдача фильма на двух плёнках; · Монтаж негатива; · Печать копий на одной плёнке; · Изготовление комплекта исходных материалов; · Сдача исходных материалов; · Производственно-финансовый отчёт; · Роспуск съёмочной группы; |
Создание ассоциативной схемы на доске. |
А сейчас давайте попробуем начать снимать фильм. Я буду выступать в роли продюсера и даю вам сценарии, основа который произведения К.И. Чуковского …. Вы будете создавать режиссерский сценарий . перед вами, как перед настоящими режиссерами лежат таблички для сценария, примерно такие же и при настоящих съемках, только граф побольше. У нас будет 5 кадров. Основные колонки заполняем. |
43 |
Групповая творческая работа. |
А пока они работают над своим сценариями, мы посмотрим фильм |
Золот. Лихорад. |
|
Давайте проверим, что у нас получилось |
|
Проверка. |
Что мы запомнили из работы на уроке?
|
46 |
Рефлексия, фронтальный опрос |
Сегодня мы с вами говорили о кино, процесс создания фильмов сложный, трудоемкий, в нем принимает участие большое количество человек.но на этом наш разговор о кино не завешается, в следущий раз мы поговорим о литер. сценариях и шедеврах мирового кинематографа |
|
Подведение итогов. Слово учителя. |
Написать литературный сценарий в соответствии с планом по мотивам любого произведения К.И. Чуковского в выбранном жанре. |
47 |
Домашнее задание. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.