Конспект урока по музыке: «Музыкальная азбука». 1 класс.

  • docx
  • 18.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3. А. Конспект урока по музыке.docx

                     Конспект урока по музыке: «Музыкальная азбука».

Тема: «Музыкальная азбука».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цель урока: ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты.

Задачи урока: познакомить детей с названиями нот, клавиатурой синтезатора, привлечь к музицированию путём игры на фортепиано

Оборудование: фортепиано

Материалы к уроку«Азбука» А. Заруба Б. Заходер, группа Домисолька «До, ре, ми, фа, соль».

Ход урока.

Знакомство с нотами.

Учитель: - Здравствуйте,ребята!

Дети: -Здравствуйте, учитель!

Учитель:- Сегодня, прежде чем начать наш с вами урок, я бы хотела вас познакомить с одной загадочной мелодией. Прослушайте ее и скажите, о чем она? (Звучит песня «Азбука» А.Заруба , Б.Заходер)

Учитель: - Ребята, о чем же была песенка?

Дети:- Песенка про азбуку.

Учитель: - Правильно, а что такое азбука и зачем она нужна?

Дети: - Азбука- это книга и нам нужна, чтобы мы знали буквы, умели составлять слова и предложения.

Учитель: - А сколько же букв в русском алфавите?

Дети: - В русском алфавите 33 буквы.

Учитель:- Все верно, благодаря этим буквам, мы с вами можем читать, писать, разговаривать.

Учитель: - Сегодня мы начнём знакомиться еще с одной азбукой. На каком уроке мы с вами находимся?

Дети:- На музыке.

Учитель:- Значит и азбука у нас с вами будет?

Учитель и дети (хором): - МУЗЫКАЛЬНАЯ. 

Учитель: - Правильно, для чего нужна музыкальная азбука?

Дети: - Чтобы записывать музыку.

Учитель: - Верно. Музыка, как и наша речь, состоит из особых музыкальных звуков, которые обозначаются определёнными значками – нотами. И чтобы заниматься музыкой – петь, играть на каком-либо инструменте, сочинять, - нужно знать и понимать музыкальный язык. И сегодня мы начнём знакомиться с основными музыкальными звуками.

Посмотрите на синтезатор, вы видите много клавиш. Каждая клавиша при нажатии издаёт звук. Послушайте.

(Учитель играет звукоряд, начиная с низкого(басового) регистра)

Учитель: - Какие вы услышали звуки?

Дети: - Звуки были сердитые.

Учитель: - На какого зверя похожи эти звуки?

Дети: - На медведя

Учитель:- Кто же прозвучит дальше? (учитель играет звукоряд в среднем регистре).

Дети:- Звуки похожи на наши голоса.

Учитель: - Молодцы, а кого вы услышите в следующих звуках? (учитель продолжает играть звукоряд в высоком регистре)

Дети: - Как будто поют птички.

Учитель: - Правильно.
У рояля много клавиш!
Ты их все звучать заставишь.

В крайних слева бас гудит,
Будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок,
Будто птичий голосок.

В средних клавишах как раз
Тот же голос, что у нас. (Слайд 4)

Физминутка «Плакали зверушки».

Учитель: -Чтобы закрепить звуковысотность, давайте с вами сыграем в сказку «Колобок» по ролям.

Молодцы! Вы услышали разные по высоте звуки: низкие, средние и высокие. А по названию нот всего семь:

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/3193_d.jpeg

Но чтобы попасть в мир музыкальной азбуки, нам нужен ключ, знаете ли вы, как называется этот ключ?

Дети: - Скрипичный.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/3193_e.jpegУчитель: - Семь всего лишь нот на свете:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти
И со мной произнеси:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. 

 Учитель вместе с детьми поет звукоряд, показывая звуковысотность рукой.

Учитель: - Чтобы лучше запомнить ноты, мы поиграем в игру «Гамма».

(К доске выходят восемь учеников, каждый вытягивает карточку с названиями нот (на интерактивной доске остается слайд с чередованием нот), а восьмой играет на синтезаторе гамму, вместе с учителем). Задача ребят встать в правильном порядке и спеть звукоряд интонационно правильно сначала задание выполняется по предлагаемому учителем образцу, затем дети выполняют с помощью учителя и без помощи учителя.

Учитель благодарит детей за работу.

Работа над песней группы Домисолька «До, ре, ми, фа, соль». Вокально – хоровая деятельность детей.


Учитель проводит с детьми дыхательную гимнастику по системе А.Н.Стрельниковой. (Упражнения:«Ладошки», «Погончики», «Кошка», «Повороты головы» и др.) Далее артикуляционные упражнения, подготавливающие детей к чёткому и внятному произнесению текста.

На данном уроке целесообразно начать разучивание песни с припева, в котором поются основные музыкальные звуки.

Рефлексия деятельности.

Учитель:- Сколько всего существует нот в музыке? Назовите их? Как вы думаете, зачем нам эти знания? Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Выскажитесь по одному предложению. (На доске опорные слова: Я узнал...Я научился.....Я смогу.....Мне понравилось....). 

Всё ли вам удавалось легко? В чем вы испытали трудности?

Мы сегодня хорошо поработали. И пришло время оценить самого себя. На партах лежат три кружочка разных цветов (красный- ничего не понял, было не интересно; желтый- понял не весь материал , были затруднения; зеленый- много нового узнал, было интересно ).

Домашнее задание.

Придумать попевку к понравившейся ноте, например «До-воробышка гнезДО».

Завершение урока.

Учитель: - Ребята, вы сегодня познакомились с основными музыкальными звуками, научились находить их на клавиатуре. И даже немного почувствовали себя музыкантами-исполнителями. Вы молодцы! До новых встреч!